Эстетическая культура сотрудников ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 09:08, контрольная работа

Краткое описание

Показатели развития эстетической культуры курсантов МВД (потребностно-мотивационный: высокий уровень развития эстетического сознания, эстетического восприятия, воображения, вкуса, эстетическое саморазвитие средствами природы, труда, общения, искусства, исследовательской деятельности, познавательный: художественно-гуманитарный тип организации методологических, теоретических знаний в области эстетического воспитания, активное отношение к духовным ценностям, участие в создании эстетического многообразия мира; эмоционально-оценочный: развитие эмоциональной сферы; умение воспринимать эстетическое в действительности и искусстве как ценность; профессионально-деятельностный: умение работать над собственным эстетическим развитием в условиях службы в МВД.

Содержание

Профессиональная деятельность и эстетическая культура сотрудников ОВД………………………………………………………………………….3
Эстетическое воспитание сотрудников ОВД…………………………….6
Роль искусства и эстетической культуры в развитии профессиональных качеств работников милиции…………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Кр по эстетике ОВД.docx

— 31.33 Кб (Скачать файл)

       5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов. Принцип предполагает хорошее знание особенностей студенческого возраста, уровней сформированности эстетических убеждений, что позволяет правильно отобрать содержание воспитательного мероприятия, определить методы и формы его проведения.

       6. Принцип креативности. Развитие творческого потенциала студента - суть и цель эстетического воспитания. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество - форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота, развиваются созидательные, общечеловеческие силы. Воспитание творчества - это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами. Все средства эстетического воспитания позволяют формировать названные качества в условиях деятельности, отвечающих эстетическим потребностям. /3, С. 85/

       Творческий  потенциал формируется самым  эффективным образом при систематическом  восприятии художественных произведений и в процессе самодеятельного  художественного творчества.

       Произведения  искусства - продукт творчества, и  их восприятие предполагает соответственно творчество реципиента.

       Способность искусства развивать образное мышление, культуру чувств, ценностные ориентации, достигать оптимального единства рационального  и эмоционального в духовном мире личности позволяет вести речь о его эвристической функции, которая широко должна быть использована в учебно-воспитательном процессе. Отсюда следует, что никакое обновление высшей школы невозможно без специальной программы культурно-эстетической подготовки студентов.

       Творческий  процесс - важнейшее средство самопознания, ибо все, что создано человеком, наделено конкретной человеческой субъективностью. Продукт творчества находится в  прямой зависимости от богатства  культуры, привнесенного в него человеческого  содержания, а также степени и  качества его выражения. Без этого  не может быть творчества. Поэтому  для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

       С психологической стороны творческое преобразование мира оказывается возможным  благодаря тому, что результаты этого  преобразования приобретают для  человека особое значение.

       Говоря  о роли природы, искусства и других средств эстетического воспитания в развитии творчества, надо помнить, что их эстетико-воспитательный эффект в полной мере ощутим в неразрывном  сочетании с другими направлениями  воспитания. Вне труда, творчества эстетическое воспитание не только теряет свою базу, но и цель.

       Универсальность результата эстетического воспитания в том, что оно побуждает и  развивает все чувства человека. Но эстетическое воспитание дает желанный результат лишь тогда, когда для  него созданы необходимые материальные и духовные предпосылки.

       Все перечисленные принципы представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность  процесса эстетического формирования личности. 
 
 
 

3. Роль искусства  и эстетической  культуры в развитии  профессиональных  качеств работников  милиции

       В современной России, в условиях провозглашения курса на построение гражданского общества, сотруднику правоохранительных органов  необходима не только высокая профессиональная подготовленность, но и устойчивые профессиональные морально-психологические  качества, готовность противостоять  влиянию факторов профессионально-нравственной деформации.

       Явление профессионально-нравственной деформации оказывает негативное влияние на мотивацию служебного поведения  сотрудников правоохранительных органов, имеет широкий спектр проявлений (в нравственной, интеллектуальной, профессиональной и эмоциональной  сферах), в том числе изменение  отношения к объекту деятельности: от полного неприятия (агрессивности, хамства, грубости) до всепрощения, неслужебных  связей с уголовно-преступными элементами, моральной и материальной зависимости  от них, взятия на себя противоправных обязательств, что в итоге приводит к асоциальному поведению, правовым конфликтам. /5, С. 107/

       Нравственные  качества, которым уделяется особое внимание, и которые принято называть собственно моральными: честность, правдивость, скромность, чувство собственного достоинства, умение себя вести. Бесчестность, лживость, нескромность, амбициозность, половая  распущенность - верный путь к нравственной деформации сотрудника.

       Формирование  эстетической культуры как одно из направлений профилактики профессионально-нравственной деформации. 

       В предупреждении профессионально-нравственной деформации огромное значение имеет  активность самой личности по преодолению  проявившихся симптомов. Важным моментом здесь выступает стремление к  повышению своего культурного и  общеобразовательного уровня. То, что  приводит к совершенствованию личности (поэзия, живопись, музыка), позволяет ей вырваться из профессионально-нравственной деформации. Только при сознательном стремлении к самосовершенствованию эффект от проводимых мероприятий будет ощутим.

       Эстетическая  культура ставит своей задачей воспитание у сотрудников правоохранительных органов высокой общей и профессиональной культуры, эстетического вкуса. Служебная  эстетика включает в себя культуру труда и речи сотрудника, этику  служебного быта и внешний вид  работника.

       Моральная культура сотрудника тесно связана  с культурой эстетической, но если первая отражает внутреннюю культуру личности, то вторую, как правило, рассматривают  как культуру внешнюю. Бесспорно, что  внутренняя культура человека играет определяющую роль в его деятельности и поведении. Однако нельзя недооценивать  и внешнюю культуру, ее влияние  на культуру внутреннюю. Так, форменная  одежда сотрудника и даже стиль, качество его партикулярного (штатского) платья сами по себе оказывают влияние (и  порой существенное) на поведение  работника. /5, С. 108/

       Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у сотрудников воспитывается стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного.

       Формирование  эстетической культуры не только расширение художественного кругозора. Это - организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Если проявление стяжательства, мещанства, пошлости отталкивает человека своей антиэстетичностью, если человек способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда - это говорит о его высоком уровне эстетической культуры.

       И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и  концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы  общественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры. Эстетические взгляды и вкусы  не стали их внутренней принадлежностью.

       Эстетика  труда сотрудников правоохранительных органов - это и профессиональное знание, и рациональное использование  рабочего времени, и применение служебного телефона, другой техники строго по назначению, это, прежде всего культура работы с людьми, общение с сотрудниками и гражданами. /4, С. 209/

       Манера  общения с гражданами и сослуживцами и эстетика ритуалов, грамотность  оформления служебных документов и  культура поведения сотрудника за пределами  служебного кабинета - всё это составляет его эстетическую культуру. Совокупность требований, свод правил, регламентирующих поведение сотрудников на службе, их приветствие, внешний вид и  т.д., характеризуется понятием «служебный этикет». Своеобразие милицейского этикета состоит в том, что  эстетические требования не только тесно  связаны с моральными нормами, но и, как правило, закреплены в нормативных  документах и поэтому носят обязательный характер для всех сотрудников. Специфика  служебного этикета заключается  в том, что он призван не только удовлетворять эстетические запросы  сотрудников, но и оказывать соответствующее  эстетическое воздействие на граждан./5, С. 109/ 

       В системе многообразных функций  науки и искусства ведущими являются функции познавательные и воспитательные, эффективность воздействия которых  на личность зависит от уровня ее интеллектуального  и эстетического развития, способности к восприятию, эстетическому переживанию.

       На  уровень такого развития влияют потребности  в научных и художественных знаниях, формирование которых - педагогическая проблема.

       Говоря  о возможности искусства решать вопросы познания, в науке отмечается, что искусство является средством  просвещения, образования, что содержащаяся в нем познавательная информация огромна и существенно дополняет  наши знания о мире, почерпнутые  из газет, научных трактатов, из реального  опыта, что, спрягая наш личный жизненный  опыт с опытом других людей, искусство  служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

       Научное и художественное отражение действительности есть результат духовного и практического  освоения человеком окружающего  мира. Искусство и наука формируют  в процессе своего воздействия на личность эстетическую и научную  картину объективной реальности, которые органично дополняют  друг друга.

       Взаимосвязь науки и искусства заключается в том, что научное познание включает в себя эстетические компоненты (образное мышление, воображение, эстетические чувства, эстетические наслаждения). Искусство же ориентирует на целостный подход к решению проблемы.

       Воспитательное  воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через  передачу личности заложенных в нем  авторских оценок и отношений, неотделимых  от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности. 
 
 

Список  литературы 

1. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев. – М.: Высшая школа, 2002. –

    511 с.

2. Кондрашов, В.А., Чичина, Е.А. Этика. Эстетика: Учебное пособие / В.А.

    Кондрашова, Е.А. Чичина. – Ростов  н/Д.: Феникс, 2000. – 512 с.

3. Липский, В.Н. Эстетическая культура и личность / В.Н. Липский. – М.:

    Сфера, 2007. – 128 с.

4. Никитич, Л.А. Эстетика: Учебник / Л.А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 

    2003. – 439 с.

5. Николаев, Ю.П. Роль эстетической культуры в совершенствовании

    профессиональной подготовки работников  милиции / Ю.П. Николаев. –  

    М.: Право, 2006. – 224 с.

6. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. – М.:

    Издательство «Щит-М», 2008. – 524 с. 
 
 

Информация о работе Эстетическая культура сотрудников ОВД