Эстетические возможности телевидения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 08:55, реферат

Краткое описание

Его социальная ценность аудио и видеоинформативность. Телеэкран дает изображение на просвет, поэтому имеет несколько иную фактуру и иные законы композиции, чем кино. Свет наиболее сильное средство выражения в телевидении. Телевидение со своей фактографичностью, близостью к натуре обладает большими возможностями отбора и интерпретации действительности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. Основные аспекты эстетических возможностей телевидения………… 5
2. Эстетика современного телевидения …………………………………… 9
3. Важная эстетическая особенность телевидения ……………………….. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………… 18

Вложенные файлы: 1 файл

orders_w_84402_84402.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

7. По степени плюрализма в программах телевидения (однозначное, тенденциозное освещение или наличие различных точек зрения);

8. По жесткости контроля за телевидением со стороны государства и общества (жесткий контроль, слабый контроль, практически полное отсутствие контроля);

9. По коммуникативной  модели телевещания, куда включены  монологическая модель (мнение редакции насаждается аудитории), диалогическая модель (развита обратная связь с аудиторией, политика телекомпании во многом определяется пожеланиями зрителей), интеракционная модель (телекомпания представляет особые услуги своей аудитории - торговля через магазины, заказ просмотра фильма, охрана помещения при помощи телесистемы и др.

 

3. Важная эстетическая особенность телевидения

Телевидение –  средство массовой видеоинформации, и новый вид искусства, способный передавать на расстояние эстетически переработанные впечатления бытия. По своей массовости телевидение сегодня обогнало кино. На земле сейчас действуют тысячи передающих и ретранслирующих телестанций. Это меняет даже некоторые космические показатели нашей планеты, приближая ее радиохарактеристики к звездам-гигантам. Никакой другой культ не может собрать столько разномыслящих приверженцев, как телевидение. социальная ценность телевидения в его аудио- и видеоинформативности.

Телепередачи осуществляются с земли, из-под земли, из-под воды, с воздуха, из космоса. Телеглаз видит и там, где глаз человека не видит. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Эта старинная поговорка сегодня неожиданно раскрывает преимущества телевизора перед радио и частично отвечает на вопрос, почему телевидение обрело статус нового вида искусства.

Каковы выразительные  и изобразительные особенности телевидения? Телеэкран дает изображение на просвет, имеющее поэтому несколько иную фактуру и иные законы освещения, композиции, чем на киноэкране. свет –  сильнейшее средство выразительности на телевидении. Ракурс восприятия предметов, телемонтаж, движение камеры и приближение предмета изображения дают телевидению большие возможности художественной выразительности. Для телевидения характерно сочетание ритмически плавного, «спрятанного» монтажа с его неожиданным сбоем, перебросом на новый объект внимания.

Телевидение, при всей его фактографичности, близости к натуре, хроникальности, способно отбирать жизненный материал и интерпретировать его. Вместе с тем, оно таит в себе угрозу стандартизации мышления людей. «Массовое потребление» одинаковой духовной продукции, если ее качество низко, способно вызывать шаблоны и штампы в общественном сознании. Важен эстетический вектор передач и их художественный уровень.

Особенность телевидения, роднящая его с прикладным искусством, –  интимность, домашность восприятия. Это искусство, пришедшее к нам в дом, ставшее частью нашего быта.

Еще на заре телевидения  Эйзенштейн предсказывал новое качество актера в этом виде искусства. Все, кто попадает на телеэкран, невольно становятся не только людьми определенных занятий, но и живыми образами, персонажами художественного репортажа в новом виде искусства. Важно поэтому, чтобы каждый герой телепередачи был живым, «незапрограммированным» человеком, на глазах зрителя творящим монолог или беседу, умеющим вести непринужденный разговор и душевно раскрыться.

У телевидения свои критерии талантливости. Деятель телеискусства должен соединять в себе качества актера, журналиста, режиссера, обаяние и эрудицию, легкость и естественность общения с людьми, мгновенность реакции, находчивость, остроумие, способность к импровизации и, наконец, гражданственность, публицистичность. К сожалению, не все выходящие в эфир обладают этими качествами.

Важная эстетическая особенность телевидения –  передача «сиюминутного происшествия», непосредственный репортаж с места события, включение зрителя в тот поток истории, который течет именно сейчас и о котором только завтра смогут заговорить газеты и кинохроника, послезавтра –  литература, театр, живопись. Долгое время непосредственный репортаж использовался телевидением лишь в особых случаях: большой футбол, соревнование фигуристов, встреча космонавтов, праздничные парады. Но история творится не только по праздничным дням. И сегодня телекамера часто стремится «подглядеть» естественное течение жизни глазами умного и находчивого комментатора, способного к яркой импровизации. Эти особенности телевидения способствуют демократизации жизни общества. Большими информационными возможностями обладает скрытая телекамера, наблюдающая за ходом жизни на перекрестке улиц, в магазине, учреждении, на заводе, в порту. Однако скрытая камера не вполне достойный инструмент для войны компроматов.

При художественном телерепортаже экранное время равно реальному. Когда телевидение прибегает к кинохронике, эффект сиюминутности передачи, присутствия зрителя при совершающемся событии должен сохраниться. Для телевидения важен «эффект безусловности» изображаемого и документальности.

На возможности телевидения иметь обратную связь основываются телемосты и некоторые другие передачи.

Голубой экран, став цветным, стал еще более мощным способом получения информации, расширив свои художественные возможности. Можно ожидать, что техника обеспечит вскоре объемное, голографическое изображение.

Телевизор –  замечательный  ретранслятор крупных событий в художественной жизни мира. Еще в 1921 г. Велемир Хлебников, мечтая о передаче зрительных образов, писал, что раньше радио было мировым слухом, теперь оно станет глазами, для которых нет расстояния. Телевидение таит в себе богатые социальные возможности, опасности и благотворные перспективы. Телевизор может оказаться троянским конем, который въезжает в ум и в душу среднего человека, предает его, делает усредненным, стереотипно мыслящим. Порой телевидение становится наркотиком или манипулятором сознания зрителей, но оно способно быть и великим учителем человека.

Американский теоретик СМК (средств массовой коммуникации) Маклюэн утверждает, что история человечества –  это в первую очередь история коммуникаций, они определяют тип жизни и тип культуры. Человечество прошло в этом плане через стадии устной, письменной, затем печатной, а ныне вступило в стадию изобразительной (кино, телевидение) коммуникации. Развитие СМК потеснило чтение и оно нередко теряет свое непререкаемо господствующее положение, но его огромное значение сохраняется.

Предмет телеискусства – весь мир. Муза-подросток взрослеет, обретает свой голос, свое видение жизни, свое отношение к вещам, свою поэтику.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальный, наиболее массовый вид искусства нашего времени –  телевидение. Оно может включить в поле нашего зрения весь мир, способно заставить зрителя задуматься над судьбами человечества, дать художественный анализ состояния мира и раскрыть его в живых, видимых образах. Для осуществления этой возможности на телеэкран должны попасть другие нежели сегодня люди, с другой философской и художественной подготовкой, способные создать телеклассику, которая сможет передать последующим поколениям дух культуры и суть нашей эпохи. Эту репрезентативную функцию сегодня наиболее полно выполняют кино и литература. ТВ необходима своя классика, без нее не живет ни один вид искусства.

Телевидение – средство массовой видеоинформации, способный передавать на расстояние эстетически переработанные впечатления бытия; новый вид искусства, обеспечивающий интимность, домашность восприятия, эффект присутствия зрителя (эффект «сиюминутности»), хроникальность и документальность художественной информации.

Размышляя о телевидении  как аудиовизуальном СМИ и явлении социальной жизни, воплощенном в его материальном носителе и о эстетике современного телевидения, необходимо отметить, что бытия современного человека и общества в целом во многом определяется достижениями техники.

Как подчеркивал немецкий социолог Ю.Хабермас в своем труде "Техника и наука как идеология", техника в современном мире является культурой и идеологией. Техника представляется современному человеку в виде формы изделия (конструкция, дизайн, широкие технические характеристики и т.д.) и в виде идеи (особенности восприятия технического достижения с точки зрения его образа, смысла и целей), оказывающих серьезное воздействие на сознание и внутренний мир людей. Все это приводит к появлению технократического сознания у большинства членов современного общества.

С точки зрения другого немецкого социолога П. Козловски, техника оказывает гораздо большее воздействие на человека нашего времени, чем искусство, религия, идеология или вся традиционная культура. Технократическое сознание хорошо усваивается нерелигиозными, деполитизированными и деидеологизированными людьми, утратившими ориентацию на традиционные ценности. Образ техники, по Козловски, это вечность, преодолевшая время и пространства, а, напротив, традиционная культура слишком сильно зависима от пространственно-временных характеристик. символом эстетики современной техники Козловски определяет модуль: "Модуль – это апофеоз неверности и абсолютно безразличен к своей конфигурации и к контексту, и поэтому не может в нем оставаться". Модули вынуждают к постоянному перекомбинированию, т.е. иными словами современная техника (в первую очередь телевидение) подобна модулю, абстрактным контурам (рамкам) чего-либо, поскольку не имеет постоянной четкой формы и целостного содержания, к тому же постоянно сама подвергается инновационным изменениям.

Стоит также уточнить, что телевидение отнюдь не является только проводником абстрактной технократической эстетики, именно посредством телеканалов в обществе распространяются важнейшие социокультурные установки и ценности, определяющие поведение человека нынешней эпохи, но безусловно, любое воздействие на сознание людей проходит через призму телевидения как технического явления и через призму технократического сознания, присутствующего у каждого человека, живущего в мире высоких информационных технологий и инновационных технических изобретений

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Р.Г. Телевидение сегодня М,2013.
  2. Борисов А. В. Общая социология, Киев, 2007.
  3. "Возможности телевидения", Анна Сухова, "Наш мир", № 11, Ноябрь, 2010.
  4. Евсеев В.А. Современное общество и коммуникации. – М, 2008.
  5. Ильин Г. П. Социология, Спб, 2010.
  6. Иванчуков В.С. Мы и телекоммуникации, М, 2009.
  7. Коньков А.А. ТВ и эстетическое восприятие. М., 2011.
  8. Корнеев А. Л. Коммуникация и информация, Минск, 2010.
  9. Петров И.О. Поговорим о средствах информации. М, 2011.
  10. Прохоров П.Н. Технологии нашего века, М , 2012.
  11. Репин О.М. Современный мир. - Спб.: 2010.
  12. Теплов В.Ю. Сознание и информация. М., 2009.
  13. Федотова Л. Н. Массовые коммуникации, Спб, 2009
  14. Этика в современности, под редакцией Г. В. Архипова, «НОРМА», М., 2011.



Информация о работе Эстетические возможности телевидения