Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:47, реферат
Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы – тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. В соответствии с этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-летие буддизма. По научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации знаменитого индийского царя Ашоки, время жизни основоположника буддизма – с 566 по 486 г. до н.э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488 –368 гг. до н.э. В настоящее время исследователи пересматривают даты правления Ашоки и в связи с этим даты жизни Будды.
Когда и где зародился буддизм
Будда реальный и Будда из легенд
Учение Будды
Дхарма – закон, истина, путь
Четыре благородные истины
Культура медитации — это система упражнений, ведущих к достижению внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей.
Культура мудрости — знание четырёх благородных истин.
Из всех четырёх благородных истин именно восьмеричный благородный путь составляет главное своеобразие буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать буддой. Всё это очень отличается от других известных религий — ни одно религиозное учение не признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом.
Встав на этот путь, можно прийти к высшей цели человека — выходу из круговорота перерождений (сансары), а значит, к прекращению страданий и достижению состояния освобождения — оно и есть нирвана. Следование только моральным заповедям приносит лишь временное облегчение.
Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей от духовных страданий. И своих последователей Будда призывает постоянно работать над собой во имя спасения, а не тратить время на разглагольствования о предметах, которых они не знают по собственному опыту. Он сравнивает любителя отвлечённых разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и т. п.
Другими важными положениями
В мире нет ничего вечного — всякое существование имеет начало и конец, а раз так, то не может быть и неизменной души. Человек состоит из пяти скандх: телесного (рупа), ощущений (ведана), распознавания (санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания (виджняна). После смерти большая часть скандх разрушается.
Существует мнение, согласно которому этика Будды принципиально безличностна. Оно по меньшей мере односторонне. Действительно, восхождение к нирване означает погружение в абсолютно безличное, внутренне нерасчленённое состояние. В этом заключается спасение человека. Однако осуществляется оно исключительно в результате усилий самого человека, на основе его свободного индивидуального выбора. Всё определяется мерой добродетельности намерений и поступков индивида, обнаруживаемых, правда, во всей совокупности предшествующих рождений. Поскольку нравственная судьба человека полностью подконтрольна ему самому и возможности его спасения не ограничены ничем, кроме его собственных грехов и ошибок, то по этому признаку этику Будды вполне можно квалифицировать как этику личности. Как полагает Будда, человек, чтобы утвердиться в качестве нравственной личности, должен победить самого себя как обособленного эмпирического индивида. В этом смысле его можно упрекнуть в том, что он предельно этизирует понятие личности.
Учение Будды нацелено на
прекращение человеческих раздоров
через внутреннее самосовершенствование
личности. В его основе лежат
нравственные цели. При этом
нравственность интересует Будду
прежде всего в её практически
действенном выражении, как
путь спасения. Вопросы её
философско-доктринального обоснования
он оставляет в стороне. Точно
так же в учении Будды
крайне слабо выражен религиозный
элемент. Правда, ученики Будды
были организованы в монашеские
общины. Община (сангха) наряду
с учителем и учением – одно
из трёх прибежищ буддиста.
Однако сама община цементировалась
во времена Будды общностью
духовно-нравственных стремлений
и соответствующего образа жизни;
составленный им устав общины
основывается на прецедентах.
Буддизм в его первоначальном содержании
не был отгорожен от мира ни
философским, ни религиозным панцирем.
Это предопределило его удивительную
пластичность, способность к изменениям
и ассимиляции. На почве разнообразных
философских и исторических
традиций буддизм стал быстро
видоизменяться, он разделился
на ряд течений, из которых
наиболее значительными стали
северный буддизм (махаяна, что
переводится как «большая колесница»)
и южный буддизм (хинаяна, «малая колесница»).
Одновременно происходило обожествление
образа Будды, превращение буддизма
в религиозное мировоззрение и практику.
В таком виде он дошёл наших дней.
Буддизм имеет сегодня сотни миллионов
приверженцев и является очень
заметным, значимым элементом
в религиозно-культурном многообразии
современного мира.