Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 14:22, доклад
Как и все стоики, Марк Аврелий считал, что существует вечная природа, которая есть сплав материи и мировой души. Природа одушевлена. Мировая душа – эта гераклитовский логос. В природе все взаимосвязано, все развивается под направлением логоса. Логос, мировая душа и есть Бог. Бог не творец природы. Бог – управитель природы. Существует бесконечная причинно-следственная связь в природе, в космосе. В этом смысле и следует понимать судьбу, рок. На всех процессах лежит печать судьбы. Судьба – это предустановленный Богом, или Логосом, мировой порядок. Следовательно, человек, вписанный в этот мировой порядок, должен жить в соответствии с природой. Человек есть одно из проявления этого единого целого.
Минобрнауки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет философии и культурологии
кафедра культурологии и рекламы
ДОКЛАД
на дисциплине «Этика»
этика марка аврелия
Выполнила:
А. Г. Гапсалямова,
студентка группы К-41
факультета философии и культурологи
Проверила:
Л.Н. Зорина,
кандидат культурологии,
доцент
Киров
2013
Марк Аврелий — римский император (121—180) и философ-стоик в одном лице. Основной его труд называется «Размышления». В отличие от других философов, в том числе и стоиков, у него нет заметного интереса к космологии, к строению мира.
Учение Марка Аврелия
Каковы же основные положения учения Марка Аврелия? Марк Аврелий – представитель позднего стоицизма. Известно, что Ранняя Стоя свою философию делила на три раздела: физику (учение о природе), логику (учение о мышлении и познании) и этику (учение о человеке и обществе). Поздняя Стоя (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) основное внимание сосредоточила на этике, а в этике - на проблеме человека, на проблеме смысла жизни.
Как и все стоики, Марк Аврелий считал, что существует вечная природа, которая есть сплав материи и мировой души. Природа одушевлена. Мировая душа – эта гераклитовский логос. В природе все взаимосвязано, все развивается под направлением логоса. Логос, мировая душа и есть Бог. Бог не творец природы. Бог – управитель природы. Существует бесконечная причинно-следственная связь в природе, в космосе. В этом смысле и следует понимать судьбу, рок. На всех процессах лежит печать судьбы. Судьба – это предустановленный Богом, или Логосом, мировой порядок. Следовательно, человек, вписанный в этот мировой порядок, должен жить в соответствии с природой. Человек есть одно из проявления этого единого целого.
Человек, считал Марк Аврелий, является сложным образованием. В нем слились все компоненты живого космоса. В человеке следует прежде всего выделять тело, душу и разум. Тело - это комбинация огня, воды, воздуха и земли. Эта комбинация позволяет иметь телу свойства воспринимать, чувствовать. Смерть разрушает эту комбинацию, и разрушенное тело человека вливается в общий материальный массив природы. Душа человека – это частное проявление мировой души или пневмы. Душа – жизненная сила человека, выполняющая в теле человека ту же функцию, какую выполняет огнедышащая пневма или мировая душа в природе. После смерти человека его душа вливается в мировую душу. Разум – это «Я» человека, совесть человека, его «внутренний гений». Разум есть частица мирового разума. Мировой разум и разум человека - это руководящее начало.
Ничто из того, утверждал Марк Аврелий, что обычно вызывает наслаждение и страдание у людей (богатство и бедность, слава и бесчестье, жизнь и смерть), не может оцениваться в категориях добра и зла, поскольку они падают как на долю достойных, так и недостойных. Истинно разумно и нравственно поступает, с его точки зрения, лишь тот, кто отбрасывает суетные стремления к внешним благам, стоит выше страстей и рассматривает все происходящее как проявление мирового космического закона. Хотя Марк Аврелий много говорит об обязанностях человека перед обществом, о необходимости быть преданным общему благу, все же его этика глубоко индивидуалистична. Главный смысл жизни человека заключается в стремлении к нравственному совершенствованию. Как этого достичь? Надо уйти в себя. Надо ежедневно заниматься духовным самовоспитанием. Надо постоянно в свободные часы беседовать с самим собой. Благодаря самовоспитанию человек может стать мужественным, честным, благородным, уважительным, стойким к невзгодам, скромным в достатке и роскоши, преданным интересам общества и государства.
Этика стоицизма и этика христианства
Философия Марка Аврелия сосуществовала с христианским вероучением в одном месте (Древний Рим) и в одно время. Для Марка Аврелия христиане были сектой, которая достаточно фанатично следует своим догматам.
В государственно-политическом отношении Марк Аврелий был гонителем христиан, а в идейно-философском, т.е. как стоик, он был, по сути его «Размышлений», монотеист и гуманист.
Учения стоицизма и христианства по преимуществу учения этические, важно сравнить их в этом отношении, выявляя принципиальное различие и сходство.
Из сказанного выше встает вопрос: как соотносятся вышеназванные этические максимы стоиков и Марка Аврелия, в частности, с христианской любовью, учением о любви к ближнему? Можно сказать, что учение Марка Аврелия показывает возможности светской философии в отношении формирования норм нравственности. Положительное — в том, что декларируется равенство людей в сословном отношении, терпимость к людям со всеми их недостатками.
Общий пафос стоицизма — стоическое отношение к стихиям природным и порокам человеческим. С христианской точки зрения в стоицизме есть элемент гордыни, который проявляется, например, в словах: «Я познал природу добра и зла», на основании которых можно равнодушно относиться ко всем людям нефилософам, которым не дано познание природы добра и зла. Поэтому согласно этике стоицизма можно говорить не столько о терпимости, сколько о снисходительности в отношении к людям.
Далее, помимо многих очевидных отличий христианской догматики (учение о Святой Троице, Воплощении, Спасении, Евхаристии и т.д.) от догм стоицизма, можно назвать следующие расхождения и взаимосвязи христианства и стоицизма:
● В стоицизме утверждается только терпеливое благорасположение к людям, но нет учения о любви, особенно жертвенной, к людям, составляющей основу христианской этики.
● В стоицизме благоприятная жизнь достигается только через личные устремления и личную аскезу, но нет упования на помощь Божию.
● В стоицизме нет места свободе воли человека; она не может быть в мире, где господствует «холодный» Логос (Рок).
● Главное сходство — это терпимость к жизненным испытаниям, не роптание, не уныние, прощение обид.
Кроме того, стоицизм в определенной степени создавал условия перехода языческого мира к христианству.
Заключение
Этические учения имеют много общего со всеми основными учениями эпохи эллинизма и Древнего Рима по цели практической философии, по конечному идеалу жизни мудреца. Так, согласно стоикам, мудрец достигает состояния апатии (бесстрастия) и автаркии (независимости от власти внешних обстоятельств). Эпикур ввел близкий по смыслу термин атараксия — состояние отсутствия волнений, невозмутимости. Идею атараксии приняли и скептики, воспринимая ее как результат подавления желания высказывать суждения.
Как видим, практически все направления философской мысли эпохи эллинизма и Древнего Рима имеют весьма близкие этические идеалы наилучшего состояния в земной жизни. Это верно и относительно религиозной философии Востока, в чем легко убедиться, вникнув, например, в смысл слова «нирвана» в буддизме.
Список литературы