Этика Фридриха Вильгельма Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:25, реферат

Краткое описание

Ницше был самым необычным из всех моралистов. Он утверждал мораль через её критику, даже радикальное отрицание. Он исходил из того, что исторически сложившиеся и получившие господство в Европе формы морали стали основным препятствием на пути возвышения человека и установления между людьми искренних отношений.

Содержание

I. Вступление………………………….стр. 3 - 4
Краткая биография. Судьба философа……………………………стр. 4 - 5
Основные идеи и учения.
Мораль рабов……………………….стр. 5 - 9
Внеморальная мораль сверхчеловека………………………стр. 9-12
II. Заключение…………………………стр. 12
Список использованной литературы………………………….стр. 13

Вложенные файлы: 1 файл

Этика Ф.Ницще.docx

— 39.76 Кб (Скачать файл)

 

 

Этика Фридриха Вильгельма Ницше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

  1. Вступление………………………….стр. 3 - 4

Краткая биография. Судьба философа……………………………стр. 4 - 5

Основные идеи и учения.

Мораль рабов……………………….стр. 5 - 9

Внеморальная мораль                      сверхчеловека………………………стр. 9-12

  1. Заключение…………………………стр. 12

Список использованной литературы………………………….стр. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этика Фридриха Вильгельма Ницше.

 

I. Вступление.

 

Ницше был самым необычным из всех моралистов. Он утверждал мораль через её критику, даже радикальное отрицание. Он исходил  из того, что исторически сложившиеся  и получившие господство в Европе формы морали стали основным препятствием на пути возвышения человека и установления между людьми искренних отношений.

Ницше понимал философию как  этику. Источниками его этики  являются не только книги, в названиях  которых содержатся моральные термины  –                     « Человеческое, слишком человеческое », « По ту сторону добра и зла  », « К генеалогии морали », но и  все основные философские тексты, прежде всего самые программные  из них – « Рождение трагедии из духа музыки », « Так говорил  Заратустра ».

Чтобы охарактиризовать творчество Ницше, необходимо попытаться ответить на вопрос: можно ли, а если можно, то в какой мере, вообще причислять Ницше к числу философов? Вопрос не настолько тривиален, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что профессиональные философы склонны отказывать ему в принадлежности к своему цеху, и для этого есть определённые основания. Ницше мало или совсем не интересовался традиционными философскими проблемами. Да и способ изложения мыслей с точки зрения традиционной философской формы является по меньшей мере необычным – понятия у него не выстраиваются в систему. Их значения часто призрачны, неопределённы, выступают как многозначные символы. Но вряд ли было бы корректным оценивать Ницше с помощью критериев традиционной философии. Ницше явился создателем своей философии, и эта философия наиболее ярко выразилась в его работах. Они дают основание говорить о законченной системе взглядов, положивших начало широкому и влиятельному течению в истории европейской мысли – ницшеанству.

Своей главной заслугой Ницше считает  то, что он предпринял и осуществил переоценку всех ценностей: всё то, что обычно признаётся ценным, на самом  деле не имеет ничего общего с подлинной  ценностью. Нужно всё поставить  на свои места – на место ценностей  мнимых поставить истинные ценности. В этой переоценке ценностей, по существу своему составляющей собственно философию  Ницше, он стремиться встать « по ту сторону добра и зла ». Обычная  мораль, сколь бы ни была она развитой и сложной, всегда заключена в  рамки, противоположные стороны  которой составляют представления  о добре и зле. Их пределами  исчерпываются все формы существующих моральных отношений. Что касается Ницше, то согласно его мнению мораль, ограниченная этими рамками, есть ложь. Подлинный человек должен строить  свою жизнь в пространстве, границы  которого пролегают не там, где находятся  добро и зло господствующей морали. Именно в этом смысле Ницше называет себя имморалистом. Следовательно, по сравнению с предшествующейтрадицией позиция Ницше характеризуется тем, что если вся европейская философская традиция претендовала на создание или перестройку этики, не посигая при этом на саму мораль, то Ницше претендует на создание не только новой системы этики, но и новой морали. Ни один из философов прошлого не заходил столь далеко.

 

II. Краткая биография. Судьба философа.

 

Фридрих Вильгельм Ницше родился  в 1844 г. Он был первым ребёнком в семье  священника. Мать этого великого и, быть может, за всю историю человечества самого дерзкого безбожника также происходила  из семьи священнослужителя. У него была ещё младшая сестра, сыгравшая  впоследствии большую роль в жизни  и особенно в посмертной судьбе Ницше в качестве наследника его творчества и архива. В 1850 г. семья после смерти отца переехала в Наумбург, который стал родным городом философа; там же в настоящее время находится его мемориальный дом-музей.

Школа, гимназия, изучение теологии и  филологии в течение двух семестров  в Боннском университете, затем филологии  в Лейпцигском университете, место  профессора классической филологии  в Базельском университете, полученное 24-летним студентом (случай для формализованной академической жизни беспрецедентный), и десятилетняя преподавательская деятельность там же – таковы внешние вехи удачной, даже блестящей академической карьеры Ницше. С 1879 г. после того, как по состоянию здоровья Ницше оставил университет, получив право на ежегодную пенсию, он ведёт скитальческую жизнь, кружа между Швейцарией, Италией, Францией и Германией.

Ницше с юных лет обнаружил гуманитарные склонности и вёл интенсивную  духовную жизнь. До конца своих дней он сочинял музыку, вдохновлялся ею, прекрасно импровизировал на рояле. Его поэтическое дарование помимо собственно поэтических опытов воплотилось  в прекрасный язык и оригинальный стиль философских текстов, многие из которых представляют ритмизированную  прозу. Интеллектуальный гений Ницше  дал себя знать уже в студенческие годы.

Его доклад « Последняя редакция элегий Феогнида », подготовленный для заседания филологического кружка, произвёл сильнейшее впечатление на знаменитого профессора Ричля, бывшего в те годы первым филологом Германии. В пятом семестре он получил премию за конкурсное сочинение « Об источниках Диогена Лаэртского », которое затем было опубликовано в двух номерах « Рейнского научного журнала » и на основании которого Лейпцигский университет без защиты присудил ему степень доктора наук. Ницше сразу вошёл в элитарный круг немецкой профессуры, в частности, он дружил с знаменитым антиковедом Якобом Буркхардтом. Кто бы и как бы ни относился к Ницше и тому, что он делал, все признавали его исключительные дарования, интеллектуальный и духовный аристократизм. Сам он также не страдал скромностью; внутренние критерии Ницше были очень высокими, и мало кто из современников им удовлетворял, а его самого они обрекали на невероятные интеллектуальные нагрузки, которых, в конце концов, его организм не выдержал. Восемнадцатилетним юношей Ницше писал матери: « О подверженности влияниям нечего и думать, ибо мне ещё надо бы найти людей, которые были бы выше меня ». И тем не менее два очень сильных влияния на Ницше оказывали философ Шопенгауэр, с сочинениями которого он познакомился в 1865 г., и композитор Вагнер, многолетняя дружба, а впоследствии разрыв, с которым явились одним из самых существенных моментов его жизни. Отношения Ницше с окружающими, друзьями, родственниками, коллегами складывались неровно, чему виной помимо высокой притязательности были также его ярко выраженная воля и не лишённый капризности характер. Свою семью Ницше не создал, прожил холостяком, хотя женского общества вовсе не чурался. В 1866 г. он свидетельствует: « Три вещи служат мне отдохновением: мой Шопенгауэр, шумановская музыка, наконец, одинокие слова ». В письме, написанном через двадцать лет, есть слова: « Ни среди живых, ни среди мёртвых нет у меня никого, с кем я чувствовал бы себя родным. Это неописуемо жутко ».

Сильнейшим фактором, определившим внешний рисунок и психологическую  мотивацию жизни Ницше, стала  его болезнь. Обнаружившиеся в детстве  головные боли, и болезнь глаз преследовали его всю жизнь. Головные боли бывали невыносимыми, иногда длились до тридцати часов. Зрение Ницше постоянно ухудшалось, и после тридцати лет он был  уже полуслепым. Ко всему этому  добавились постоянные рвоты, связанные  с серьёзным расстройством внутренних органов после инфекций дизентерии и дифтерита, когда Ницше находился  на грани жизни и смерти (это  случилось в 1871 г. во время франко-прусской войны, в которой Ницше несколько  месяцев принимал добровольное участие  в качестве санитара). Болезненность  Ницше проявлялась в виде периодически повторяющихся приступов, что так  же, как его скитальческий образ  жизни, в результате чего он помногу раз возвращался в одни и те же места, могло способствовать возникновению его идеи о вечном возвращении.

В конце 1888 – начале 1889 г. у Ницше  обнаруживается душевное заболевание, и он до конца жизни становится пациентом психиаторов, оказывается на попечении и под опекой своей энергичной и к тому времени овдовевшей сестры. Умер Ницше в 1900 г.

Бывают философы, которые живут  в соответствии со своей философией. Таким был Сократ. Бывают философы, которые живут так, чтобы не мешать своей философии. Таким был Кант. А бывают философы, которые живут  самой своей философией. Таким  был Ницше. Для понимания личности Ницше его произведения значат неизмеримо больше, чем внешние события жизни. Они – его дети, его друзья, его любовницы, его боль и радость. Такие книги не пишутся, в них  воплощаются.

  1. Основные идеи и учения. Мораль рабов.

 

В отличие от всех прежних философско-этических  опытов, в том числе кантианского и даже, прежде всего кантианского, нацеленного на оправдании морали путём  её теоретического обоснования, Ницше проблематизировал саму мораль. Он поставил вопрос о ценности моральных ценностей и тем самым низвёл их до уровня предмета философского сомнения. Ницше расширил саму задачу философской этики, конкретизировав её как критику морального сознания. Прежней « науке морали », как он пишет, « недоставало проблемы самой морали: недоставало подозрения, что здесь есть нечто проблематичное ». Подобно тому, как всякая наука, не останавливаясь на видимости вещей, стремиться проникнуть в их скрытую суть, которая чаще всего становится прямо противоположной тому, что фиксируется на уровне явлений, этика также не может обманываться тем, что сама мораль говорит о себе, и должна, прежде всего, направить своё внимание на то, о чём она молчит, что она скрывает и искажает. Ницше говорил, что, вряд ли до него кто-либо смотрел на жизнь с таким глубоким подозрением. Во всяком случае, на мораль до него так не смотрел. Что же он увидел своим недоверчивым взглядом?

За словом « мораль » скрываются существенно различные реалии, и поэтому требуется более строгое определение предмета анализа. Говоря о распространившейся в Европе и столь ему ненавистной морали, Ницше подчёркивает, что это – « только один вид человеческой морали, кроме которого, до которого и после которого возможны многие другие, прежде всего высшие « морали »».

Существует много разных моралей, самое общее и самое важное различие между ними состоит в  том, что они подразделяются на два  типа: мораль господ и мораль рабов. Ницше являлся моральным нигилистом в строгом и точном смысле слова: он решительно, последовательно, без каких-либо смягчающих оговорок и компромиссов отрицает мораль рабов.

Под моралью рабов Ницше подразумевает  мораль, которая сформировалась под  воздействием античной философии и  христианской религии и воплотилась  в многообразных индивидуально-аскетических, церковно-благотворительных. Общинно-социалистических и иных гуманистических опытов человеческой солидарности. Она стала в Европе господствующей и ошибочно воспринимается европейским общественным сознанием в качестве синонима морали вообще.

Не составляет никакого труда зафиксировать  рабскую мораль чисто эмпирически, ибо она всесторонне обволакивает европейского человека. Значительно  трудней выявить её содержательные характеристики, качественную определённость. Ницше это делает самым глубоким, полным и блестящим образом. Исследование рабской морали Ницше, как, впрочем, и всё, что он делал в философии, отличается, с одной стороны, полифоничностью, объёмностью, противоречивой полнотой, а с другой – необычайной тонкостью наблюдений, неисчерпаемостью ньюансов. Поэтому оно трудно поддаётся обобщению, вообще методической обработке. Если тем не менее попытаться суммировать с неизбежным огрублением особенности рабской морали, как их понимает Ницше, то они могут быть резумарованы в следующих основных характеристиках.

  1. Прежде всего, рабской делает мораль сама её претензия на безусловность, абсолютность. В этом случае мораль идентифицируется с идеалом, совершенством, последней истиной, словом, неким абсолютным началом, которое бесконечно возвышается над реальными индивидами и в перспективе которого их природное существование выглядит исчезающе малым, ничтожным. « Водрузить идеал – идеал « своего Бога »- и перед лицом его быть осязаемо уверенным в своей абсолютной недостойности. О, эта безумная жалкая бестия человек! » Восклицая это, Ницше ясно понимал, что человек хитрой выдумкой о недосягаемом абсолюте отвоёвывает себе право быть маленьким, жалким, недостойным. Следовательно, само представление об абсолютных идеалах является ложным. На самом-то деле они нужны человеку не сами по себе, не в их абсолютности, а в их особой функции, позволяющей человеку примириться со своей малостью. Ницше называет их неразбавленными спиртными напитками духа.

Рабская мораль есть мораль стадная. Она выступает как сила, стоящая на страже стада, общества, а не личности. Понимаемая как изначальная солидарность, братство людей, она, прежде всего, направлена на поддержание слабых, больных, нищих, неудачников. Одни из самых решающих и удачных моральных трюков, проделанных ещё еврейскими пророками, состоял в том, что слова « святой », « бедный », « друг » стали почти синонимами. Более всего так понятая мораль ценит способность человека отречься от себя, своего « я », поставить себя на службу другим, обществу. Всё это способствует тому, что люди сбиваются в кучи, толпы, утверждают себя в своей посредственности. Под стадностью Ницше имел в виду, несомненно, омассовление, обезличивание людей. В его труде « Так говорил Заратустра » эти идеи лучше всего отражены в той части, где Ницше описывает последнего человека – « самого презренного существа ». « Нет пастуха, одно лишь стадо! Каждый желает равенства, все равны: кто чувствует иначе, тот добровольно идёт в сумасшедший дом ».

Информация о работе Этика Фридриха Вильгельма Ницше