Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:09, контрольная работа
Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:
наука нормативная;
учение о нравственности;
система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;
Введение……………………………………………………………………………………3
Этика в системе знаний. Современные тенденции в развитии этики….4
История этических учений: ………………………………………………..8
Этические идеи античности, направления……………………………8
Этические идеи Средневековья, направления………………………...9
Этические идеи Нового времени, направления……………………...10
Этические идеи русских мыслителей………………………………....12
Заключение………………………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………….16
Приложение – Этикетная атрибутика (диск)
Переломом этических учений, обращенных на общественную жизнь человека, стало появление трудов древнегреческого материалиста Эпикура. Он обосновал учение, направленное на самого человека. Главным в жизни он считал достижение счастья через телесные удовольствия, знание и мудрость. Все это, по мнению Эпикура, должно быть в человеке уравновешенно.
Почти одновременно с трудами Эпикура появляется стоицизм, учение разработанное Сенекой и Марком Аврелием. Стоики считали, что человек не должен отрываться от природы. Изменить законы природы он не в силах и счастье каждого зависит от внутреннего отношения к происходящему. Развивая внутренний мир, человек может придти к гармонии с природой и счастью.
Этические идеи Средневековья
Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии, прежде всего, потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих трактатах отводят разуму второстепенную роль, как в постижении самого существа морали, так и в выборе индивидуальной моральной позиции. Идея Бога как морального образца в средневековой этике задает строгие границы для интерпретации всей нравственной проблематики.
Средневековая этика развивалась
исключительно в рамках христианской
веры. Поэтому вовсе не удивительно,
что в ней нашли отражение
идеи греховности и искупления вины
страданием и покаянием, верой и
любовью к Богу, готовностью исполнить
его волю. Необходимо отметить, что
развитие этики в этот период времени
также не было лишено социального
и политического окраса: высшему
сословию было очень выгодно развитие
именно этих идей, так как они
позволяли объяснить причины
неравенства, подавить возможные протестные
движения, укрепить свои позиции. Понятно,
что и сама христианская церковь
становилась очень
Средневековая этика является отрицанием
античной, так как принципы свободы, достоинства,
могущества человека не могли найти поддержки
у христианской церкви. Мораль в Средние
века понимается как система внешних,
надличностных и неизменных норм поведения,
которые совпадают с заповедями Бога.
Бог, а не человек становится целью. Главной
особенностью, отличающей средневековую
этику от античной, стал ее религиозный
характер. Текст Священного Писания стал
единственным источником для рассмотрения
и решения всей основной проблематики
христианского нравственного учения:
об источнике и природе морали, критериях
нравственности, назначении и смысле жизни
человека и его нравственном идеале, добре
и зле. Поэтому вовсе не удивительно, что
центральными фигурами в средневековой
этической мысли были не философы, как
в античности, а теологи: Аврелий Августин,
Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и
др.
Центральные проблемы средневековой этической мысли:
1) источник и природа зла – результат отступления человека от божественных заповедей в результате выбора свободной воли;
2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла;
3) антагонизм души и тела. Телесность – источник греховности человека, душа бессмертна и божественна, тело смертно и греховно;
4) источник нравственных ценностей – Бог, который создал мир, человека, следовательно, и все нормы поведения.
Среди достижений этической мысли Средневековья следует отметить следующие:
1) придание морали всеобщего, т. е. общечеловеческого, характера;
2) утверждение ценности каждого человека независимо от его происхождения, социального положения и даже достоинств;
3) углубление сущностного смысла понятия «нравственность» через категории вины, греха, страдания, искупления.
Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.
Этические идеи Нового времени
Главной чертой этики Нового
времени была попытка свести ее к
уровню бытия человека. Быстрые темпы
развития естествознания в этот период
определили попытку мыслителей обосновать
все действия и поступки человека
с точки зрения природы. В итоге
в этическую мысль вошло
Мыслители Нового времени
не могут принять средневековую
точку зрения на человека как на
ничтожное существо, но и не разделяют
наивной веры античности во всесилие
нравственных возможностей личности.
Они видят, что реальные люди и
нравы очень далеки от идеала добродетели.
Это наблюдение поставило перед
мыслителями необходимость
Говоря об этической
мысли Нового времени, нельзя
обойти имена таких знаменитых
философов, как И. Кант и
Г. Гегель. Среди достижений Канта
необходимо отметить его вклад
в разработку проблем
Центральным же достижением Канта является его определение морали как надприродного долженствования, которое связывает ее с душой человека. Среди достижений Гегеля необходимо отметить то, что он придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, обнаружил объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаимодействии со всеми сторонами жизни общества.
Этика Канта и Гегеля истолковывала нравственное совершенствование личности как ее духовное самопринуждение, самообуздание, результат ограничения ее непосредственных склонностей, интересов, выход за социально-природные границы живого человека. Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов. Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. На пути разрешения этого и других противоречий этика в Новое время приходит к пониманию социальной природы морали. Это во многом определило характер этического мышления Нового времени. Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом.
Мыслители Нового времени
не могут принять средневековую
точку зрения на человека как на
ничтожное существо, но и не разделяют
наивной веры античности во всесилие
нравственных возможностей личности.
Они видят, что реальные люди и
нравы очень далеки от идеала добродетели.
Это наблюдение поставило перед
мыслителями необходимость
Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти имена таких знаменитых философов, как И. Кант и Г. Гегель. Среди достижений Канта необходимо отметить его вклад в разработку проблем нравственности, изменение зависимости морали и религии, разграничение понятий «мораль» и «счастье».
Центральным же достижением Канта является его определение морали как надприродного долженствования, которое связывает ее с душой человека. Среди достижений Гегеля необходимо отметить то, что он придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, обнаружил объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаимодействии со всеми сторонами жизни общества.
Этика Канта и Гегеля
истолковывала нравственное
Этические идеи русских мыслителей
Самобытные черты этических исканий русской философии оформились в XIX—XX вв., в то время, когда национальное этическое сознание достаточно определилось. Сначала может показаться, что этическое наследие философов данного периода представляет собой своеобразную мозаику из разрозненных учений, и лишь при более пристальном изучении обнаруживаются объединяющие закономерности, связанные, прежде всего, со своеобразием русского философствования, русской идеей. Как одно из ярких проявлений можно привести высказывание Ф. М. Достоевского о том, что «русская идея» содержится в «осуществлении всех идей». Большая степень общих закономерностей содержится также в определении границ двух основных тенденций развития русского этического мышления. Одна из них олицетворяет тяготение к материалистическому толкованию морали, наиболее ярко реализуясь в воззрениях русских революционных демократов; другая сориентирована на идеалистическую концепцию. Именно второе направление будет рассмотрено далее.
Идеалистическое направление русской этики, для которой период конца XIX – начала XX вв. оказался своеобразной эпохой Возрождения, чрезвычайно многообразно и многоцветно, при этом ключевые его идеи все-таки достаточно традиционны для религиозного истолкования нравственности. Русская идеалистическая этика является чрезвычайно сложным, во многом уникальным явлением духовной культуры, достойна отдельного разговора, и в данной лекции необходимо лишь в самом общем виде закрепить некоторые ее проявления.
Самыми интересными, с точки зрения развития этической мысли, считают такие направления в идеалистической ветви русской философии, как философия «всеединства» (В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк) и экзистенциальная философия (Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев). В этих учениях этика является центром исследовательских интересов мыслителей. А предложенные ими идеи очень оригинальны и во многом созвучны духовным исканиям настоящего времени. Русские идеалисты стремились решить главные вопросы бытия. Хотя порой и противоречивое, но чрезвычайно яркое, самобытное наследие российских философов свидетельствует об усилиях осмыслить удел человека в мире, извечные проблемы свободы и творчества, смерти и бессмертия.
Если выделять некоторые общие характеристики способа философствования этих мыслителей, то в первую очередь следует обратить внимание на иррационалистическую тенденцию, в той или иной мере выразившуюся в их творчестве. Она во многом была обусловлена комплексом как социально-экономических, так и идейно-теоретических условий.
Кризисное состояние Российской империи, значительное обострение социальных противоречий породили обесценивание нравственных установок и идеологическую пустоту, которую чем-то необходимо было заполнить. Российская интеллигенция, уверенная в необходимости кардинальных перемен, мучительно отыскивала ответ на вопрос: что же делать? Или, как сформулировал С. Франк: «Что делать мне и другим, чтобы спасти мир и впервые оправдать свою жизнь».
Неразбериха, сам неразумный характер российской действительности того времени порождали сомнение в возможности рационального познания мира, стремление к иным (сверхрациональным или внерациональным) способам освоения сущности бытия.
В этом поиске русская идеалистическая этика развивалась от умеренного иррационализма (философы «всеединства») к открытому иррационализму (Н. Бердяев) и антирационализму (Л. Шестов). Религиозно-мистическая форма российского идеализма предполагала значительную роль религии, без которой просто невозможно было существование высших ценностей. С. Булгаков отмечал, что «определяющей силой в духовной жизни человека является его религия…».
Ведя речь о панэтизме, необходимо отметить, что для идеалистической мысли данной эпохи был характерен «этический перекос», т. е. доминирование этической проблематики. Причин этого самобытного явления в духовной жизни российского общества немало, основные из них связаны с переоценкой ценностей, попыткой решить социально-экономические проблемы идейными, теоретическими средствами. Предпочтение при этом отдавалось нравственным мерам.
Так как они признавались главными в общественной жизни, то создавались разнообразные проекты нравственного обновления целого мира, а этике отводили главную роль во всей системе философского знания. «Построение философской этики как высшего судилища всех человеческих стремлений и деяний есть… важнейшая задача современной мысли».
Общей мыслью русских идеалистов стала убежденность в необходимости именно божественного освящения нравственности, по этой причине все этические проблемы рассматривались ими в религиозном ключе.
Заключение
Информация о работе Этика в системе знаний. Современные тенденции в развитии этики