Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 20:35, курсовая работа
Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл человеческой жизни? Подобного рода вопросы интересуют людей с давних пор. Человек – уникальное творение Вселенной.
Введение 3
Глава 1. Древневосточная философия 5
1.1. Древнекитайские мыслители о человеке 5
1.2. Буддизм и брахманизм о смысле жизни 8
Глава 2. Человек в античной философии 10
Глава 3. Христианское учение о спасении 12
Глава 4.Философия нового времени 14
Заключение 16
Список литературы
И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав принцип разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Это дало возможность, говоря словами А.Ф.Лосева, "развернуть свое внутреннее самочувствие, углубиться в свою собственную личность и сделать для себя второстепенными все вопросы объективного миропорядка"(2), что наглядно демонстрируют софисты, эпикурейцы, но прежде всего - Сократ. Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики. Его прежде всего интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.
Великому ученику Сократа
Глава 3. Христианское учение о спасении
Христианство было следующим и на сегодняшний день основным религиозным учением, сформировавшим новый смысл человеческого бытия.
Христианство возникло
в I веке нашей эры, выделившись среди
мистико-мессианских движений в
восточной части Римской
Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом – через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Через это люди обретали смысл жизни, если не во время жизни, то после ее смерти.
Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали сформулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.
Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии Августин Блаженный утверждал:
"Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которую дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, то есть по человеку. Ибо дьявол захотел жить сам по себе, когда не устоял во истине... Итак, когда человек живет по человеку, а не по богу, он подобен дьяволу"(3). Из этой посылки с неизбежностью следовал только один вывод. Нельзя допустить, чтобы человек жил "по человеку". Это неизбежно погубит его, ибо отдаст во власть дьяволу. В человеке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшим душам найти истинный путь, строго направляя их в соответствии с авторитетом Святого Писания.
Христианство положило начало совершенно новой культуре – культуре, признававшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.
Христианство содержит
весь набор ценностных ориентаций.
Ведущее место среди них
Главная этическая ценность в христианстве – это сам Бог. Бог – это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его.
Согласно христианскому
учению, целью жизни человека является
спасение. Достигается это каждым
человеком при условии
Глава 4. Философия Нового времени
Философия Нового времени
Но, пожалуй, самый интересный
и значительный вклад в
Перечисляя основные вопросы философии, И.Кант заключает их вопросом: что есть человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии.
В 19 веке философы пытались углубить изучение духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям.
С середины 19 века у многих
философов этого времени
это вторичные явления культуры, выводимые из первичных оснований, поэтому традиционные философские проблемы становятся излишними. Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке сделали прежний философский образ спекулятивным (рассудочным, умозрительным), лишенным опытных оснований и практической ценности.
Заключение
Рассмотрев взгляды выдающихся
философов и мудрецов
Конечно, мы видим, что философы были ограничены уровнем знаний и задач общества, в котором жили.
Так в Древнем Китае для Лао-цзы главное для человека жить по законам Высшего начала (Дао), а все что связывает человека с земной жизнью, мудрец отметает. Конфуция наоборот занимали практические земные задачи и человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место.
Мудрецы Древней Индии
Античная философия
Христианство было следующим
и на сегодняшний день
стало религией о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести.
Философия Нового времени,
физиологических и прагматических позиций.
Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский образ лишенным опытных оснований и практической ценности.
Открыв важную роль
Экзистенциальная философия
Одной из характерных
Для русского философа Франка …
Подводя краткий обзор религиозно-филосовских исканий человечества о смысле жизни, мы видим что человечество на протяжении всей своей истории приближалось к пониманию близости человека к высшему духовному началу. И ведущие мыслители всех времен - от
брахманов до современных философов понимали, что человек сможет реализовать свою миссию только в служении вечным истинам, духовной работе над своей душой, окружающем миром и в конечном итоге слиянии со своим Творцом - слиянии "тленного с нетленным".
Список литературы
1.Ушков А.М. Китайско-
2.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. ( Редкол.: И.Т. Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. – М. Политиздат, 1991.
3. Древнекитайская философия. – М.: Мысль, 1972 – Т1,Т2.
4.Протоирей Александр Мень. История религии. - М.: Слово,1990 – Т3.
5. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979.
6. Гроувс К. П. Происхождение современного человека Человек. 1996. № 3.
7. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982.
8. Основы религиоведения. Под редакцией И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1994.
9.Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современная религия: Курс лекций. М.: Центр, 1996.
10. История религии. М.: Центр Руник, 1991.
11.А. Б. Ранович.
12. Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. М.,1969.
13. З.Фрейд. Неудовлетворенность культурой. Избранное. Лондон, 1969.
14.Серен Кьеркегор. Страх и трепет: Пер. с дат. - М.: Республика,1993.
15.Мартин Хайдегер. Время и бытие: Пер. с нем. - М.: Республика,1993.
16. Альбер Камю. Бунтующий человек, М.: Политическая литература, 1990.
17. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Политическая литература, 1990.
18. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1993.
19. Соловьев В.С. Нравственный смысл жизни.
20. Трубецкой Е.И. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.
21. Франк С. Л. Смысл жизни человека. М.: Республика ,1993.