Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:10, реферат
Существующее множество этических концепций и нормативных разработок возникло, по всей видимости, для того, чтобы их влияние на мораль осуществлялось в процессе состязательности и не было бы беспрепятственным, абсолютным ни для одной из них. Помимо марксистской теории морали, в рамках которой преимущественно развивалась в прошлом веке отечественная этическая мысль, насчитывают еще несколько десятков этических теорий и направлений. Целью работы является рассмотрение профессиональной этики в целом и характеристика этики руководителя, в частности.
Введение
1. Понятие этики
2. Категории этики
3. Сущность профессиональной этики
4. Профессиональная этика руководителя
Выводы
Литература
Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.
Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь муниципального служащего, работника сферы занятости и др.).
Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.
3. Сущность профессиональной этики
Появлению профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, а также и в форме теоретических выводов.
В литературе исследуется профессиональная культура специалистов различного профиля: учителя, инженера, государственного служащего, парикмахера, социального педагога и др. (Н.Г. Багдасарьян, В.К. Белолипецкий, Е.С. Головина, В.Г. Игнатов, И.Ф. Исаев, А.Л. Короткова, В.А. Сластенин, В.Н. Шиянов, Е.А. Эйхельберг и др.). Исследования раскрывают общие содержательные характеристики профессиональной культуры специалистов различных профессиональных сфер; личностные особенности специалистов, наиболее значимые для определенной профессиональной деятельности; специфику профессии.
Однако, несмотря на высокую значимость профессиональной этики для специалистов в сфере экономики и, в частности - самореализации финансистов, она пока не стала предметом пристального внимания. Известные работы носят, главным образом, фрагментарный характер. Недостаток научных знаний о ее сущности, структуре, содержании и специфике функционирования объясняется тем, что само рассматриваемое понятие сложилось первоначально не в науке, а в социальной практике. В научном обороте оно используется также сравнительно недавно, а анализ литературы показывает, что понятие «профессиональная этика» трактуется различным образом.
Например, А.А. Гусейнов указывает, что профессиональная этика «конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается, главным образом, нормами, правилами поведения»8. По А.А.Гусейнову, профессиональная этика - это именно специальная деятельность по поводу норм профессиональной морали, не исключено, что в том числе и исследовательская.
Как указывает Л.А. Громова9, профессиональная этика занимает промежуточное положение между теоретической или всеобщей этикой и практическими технологиями поведения. Теоретическая этика ригористична, ее требования сформулированы в нравственных законах общества: в золотом правиле морали «не делай другому того, чего не желаешь себе», в категорическом императиве «поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом », в декалоге, заповеди которого обязывают «не убий, не укради, не лги». Профессиональная этика находится между двумя этими противоречивыми стратегиями поведения: максимизации или минимизации ресурсов. Специфическое предназначение профессиональной этики состоит в том, чтобы снять конфликт данного противоречия. Достигается это благодаря способности профессиональной этики служить инструментом предвосхищения, анализа и нейтрализации побочных воздействий и последствий принимаемых решений, которые не всегда, или точнее - почти никогда не совпадают с максимами всеобщей этики. Л.А. Громова определяет профессиональную этику, как корпоративную систему этических регуляторов, направленных на обеспечение гармонии ценностей референтной группы с ценностями общества.
В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов утверждают, что термин «профессиональная этика» - в известной мере условный, поскольку означает не что иное, как профессиональные моральные кодексы. Вместе с тем, понятие «профессиональная этика» подчеркивает важность особо тщательно продуманной разработки ценностей и норм профессии10.
И.Н. Санникова11 профессиональной этикой называет, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов с точки зрения социального и культурно-гуманистического назначения той или иной профессии.
В.Т. Ганжин и Ю.В. Согомонов выделяют два смысла понятия «профессиональная этика»: кодексы поведения и способы обоснования данных кодексов, социально-культурное истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, ее этоса12.
Вместе с тем, как представляется, профессиональная этика не лишена и достоинств экономической эффективности, что делает ее привлекательной для практиков. Через обязательность этических кодексов, контроль за соблюдением которых в профессиональной среде гораздо выше, чем в обществе в целом, профессиональная этика минимизирует затраты на экономическое и правовое регулирование общественных отношений путем установления доверия между агентами рынка на основе профессионального договора.
Ю.В. Рождественский определяет профессиональную мораль следующим образом: «Профессиональная мораль - кодексы поведения, которые обеспечивают добросовестное выполнение профессиональной деятельности тем или иным общественным сословием. Профессиональная мораль объединяет людей по принадлежности к той или иной профессии, связанной с ограничением свободы в поведении окружающих. Требования профессиональной морали прямо не относятся к людям других профессий, но должны быть им известны, поскольку предполагают с их стороны особое отношение к представителям подобных профессиональных сословий»13.
Нам более всего импонирует точка зрения В.А. Сластенина, который утверждает, что профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой сфере. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов14.
Таким образом, обобщая приведенные суждения, профессиональную этику (мораль) в общем виде можно рассматривать как:
- собственно систему моральных норм профессиональной деятельности, или кодекс;
- относительную
специальную рефлексию в
- определенное нормотворчество и нормативную практику в сфере профессий.
На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся:
- демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;
- его доступность, внимательность;
- умение создать товарищескую атмосферу доверия;
- вежливость и корректность в обращении;
- точность и ответственное отношение к данному слову.
Немалое значение играют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Но внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя, Только при этом условии нормы служебного этикета может помочь руководителю общаться с людьми более эффективно. Постоянное общение руководителя с подчиненными поднимает его авторитет и уровень доверия к нему, влияет на СПК в коллективе. Примерно 3/4 времени руководителя уходит на общение с исполнителями, а также с выше и ниже стоящими руководителями.
Общительность личности характеризуется легкостью вхождения в контакт с другими людьми, отсутствие замкнутости, изолированности. Причем общительность как качество личности обязательно должно сопровождаться эмоционально-положительным "планом" общения. Человек, легко вступающий в контакт, в деловую связь с другими людьми, но при этом вызывающий у партнеров эмоционально-отрицательный "план" общения, может быть назван контактным, но не может быть назван общительным. В отличие от общительного, контактный человек общается по необходимости, в зависимости от условий и обстоятельств конкретного производства, его общение обязательное, вынужденное.
Противоположным
качеством общительности
Там, где уровень организованности, сработанности коллектива достаточно высок, низкая общительность его руководителя является не только допустимой, но и даже желательной. Недостаточно высокий уровень развития организованности и сработанности коллектива потребует от руководителя проявление высокой общительности, постоянных организаторских усилий. Поэтому низкая общительность сама по себе не может рассматриваться как отрицательный фактор в деятельности руководителя, тем более что сверхобщительность руководителя мешает работе коллектива, отвлекая большим числом контактов.
1. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.
В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям. Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на «моральный запас», созданный предшествующими поколениями.
2. Профессиональная этика, являясь обобщенным показателем его личностно-профессиональной компетентности, определяет наиболее приоритетные способы осуществления профессиональной деятельности, отражает гуманистическую направленность и проявляется во внутреннем (культура мышления, эмоциональная культура, культура рефлексии) и внешнем (культура общения, культура проявления эмоций, культура поведения, культура профессиональной деятельности, культура внешнего вида) планах, определяя отношение специалиста к профессиональной деятельности на основе осознания ее значимости как государственной, общественной, личностной ценности.
Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений.
Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои устои, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
3. Профессиональная этика изучает:
- отношения
трудовых коллективов и
- нравственные
качества личности специалиста,
- взаимоотношения
внутри профессиональных
- особенности профессионального воспитания.
Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.
В работе также рассматривалась этика руководителя.
На основании изложенного, можно сделать следующие выводы.
Эффективность
руководящей деятельности во многом
зависит от авторитета руководителя.
Мнение о том, что с получением
определенного поста руководите
Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.