Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:53, реферат
Этика — это учение о морали, совокупности принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. В основе возникновения и развития морали лежит потребность объединения людей для совместной трудовой деятельности.
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТИИ ТУРИЗМА им. Ю. А. СЕНКЕВИЧА
Профессиональная этика
Реферат на тему:
«Этика поведения в конфликтных ситуациях»
Выполнила студентка 2го курса 121г О\З :
Баскова Александра
Проверила: А.Н. Третьякова
г. Москва 2012
Введение.
Этика — это учение о морали, совокупности
принципов и норм поведения людей по отношению
друг к другу и к обществу. В основе возникновения
и развития морали лежит потребность объединения людей для совместной
трудовой деятельности.
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать.
КОНФЛИКТ — столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций,
мнений или взглядов людей. В основе любого
конфликта лежит ситуация, включающая
либо противоречивые позиции сторон по
какому-либо поводу, либо противоположные
цели и средства их достижения в данных
обстоятельствах либо несовпадение интересов,
желаний партнеров.
В любом конфликте каждый
участник оценивает и соотносит
свои интересы и интересы соперника,
задавая себе вопросы: что я выиграю,
что я потеряю, какое значение
имеет предмет спора для
Этика поведения в конфликтных ситуациях
Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотится окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом.
Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.
Таким образом, конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.
Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова. мнения, т.е. инцидента – и конфликт может начаться.
Конфликтная ситуация –
это условие возникновения
В силу того, что люди преследуют разные цели, по-разному воспринимают ситуацию, получают различное вознаграждение за труд, в организациях возникают конфликты. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации в целом) вызывает расстройство интересов другой стороны.
Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.
таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.
Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, предшествующие конфликту и вызывающие его при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия.
Определяют четыре основных группы причин.
1. Объективные причины.
2. Структурно-управленческие, или организационные.
3. Социально-психологические факторы.
4. Субъективные причины.
Объективными причинами конфликтного взаимодействия считаются те обстоятельства социального взаимодействия людей, приводящие к столкновению их мыслей, интересов, ценностей и т. п.
Вторая группа причин включает структурные, функциональные, ситуативные причины конфликтов. В этом случае конфликты возникают в связи с плохо организованной деятельностью индивидов. Структура организации не соответствует предъявляемым требованиям, влияет на слабую функциональность, поэтому провоцирует конфликты внутри коллектива и между трудовыми группами. Управленческие ошибки вызывают ситуации возникновения конфликтов. Наслоение управленческих промахов усугубляет напряженность в организации и приводит к конфликтам.
Все отношения индивида в
обществе обусловлены его
Субъективные (или личностные) причины зависят от человека, его восприятия и формы поведения, психики. От того, как индивид оценивает поведение другого индивида, насколько сам проецирует бесконфликтное или конфликтное поведение, зависит личностная конфликтоустойчивость.
Поведение в конфликтных ситуациях
Важную роль в разрешении конфликта играют следующие моменты:
-
адекватность отражения
-
открытость общения
- создания климата доверия;
-
определение существа
Управление
конфликтами — это целенаправленное
воздействие по устранению (минимизации)
причин, породивших конфликт, или на коррекцию
поведения участников конфликта.
Существует достаточно много методов
управления конфликтами. Укрупненно их
можно представить в виде нескольких групп,
каждая из которых имеет свою область
применения:
- внутриличностные, т.е. методы воздействия
на отдельную личность;
- структурные, т.е. методы по устранению
организационных конфликтов;
- межличностные методы или
стили поведения в конфликте. может проявляться и как столкновение
личностей. Люди с различными чертами
характера, взглядами и ценностями иногда
просто не в состоянии ладить друг с другом.
Как правило, взгляды и цели таких людей
различаются в корне.
- переговоры;
- ответные агрессивные действия.
Выделяют следующие
пять основных стилей поведения в
конфликтной ситуации:
1) приспособление, уступчивость:
действия индивида направлены на сохранение
или восстановление благоприятных отношений
с оппонентом путем сглаживания разногласий
за счет собственных интересов, и говорит
о том, что решение конфликта откладывается,
а сам конфликт переводится в скрытую
форму.
2) уклонение: Этот стиль подразумевает,
что человек старается уйти от конфликта.
Его позиция – не попадать в ситуации,
которые провоцируют возникновение противоречий,
не вступать в обсуждение вопросов, чреватых
разногласиями. Тогда не придется приходить
в возбужденное состояние , пусть даже
и занимаясь решением проблемы.
.
3) противоборство: конкуренция характеризуется
активной борьбой индивида за свои интересы,
применением всех доступных ему средств
для достижения поставленных целей: применением
власти, принуждения, других средств давления
на оппонентов, использованием зависимости
других участников от него.
4) сотрудничество: индивид активно участвует
в поиске решения, удовлетворяющего всех
участников взаимодействия, но не забывая
при этом и свои интересы. Предполагается
открытый обмен мнениями, заинтересованность
всех участников конфликта в выработке
общего решения.
5) компромисс: действия участников направлены
на поиски решения за счет
взаимных уступок, на выработку промежуточного
решения, устраивающего обе стороны, при
котором особо никто не выигрывает, но
и не теряет.
Компромисс может принести лишь частичное
разрешение конфликтного взаимодействия,
так как остается достаточно большая зона
взаимных уступок, а полностью причины
не устранены.
Пятнадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:
1. Дайте партнеру “выпустить
пар”. Если он раздражен и агрессивен,
то нужно помочь ему снизить внутреннее
напряжение. Пока это не случится, договориться
с ним трудно или невозможно.
Во время его “взрыва” следует вести
себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
Он — страдающий человек независимо от
того, кто он. Если человек агрессивен,
значит, он переполнен отрицательными
эмоциями. В хорошем настроении люди не
кидаются друг на друга.
Наилучший прием в эти минуты — представить,
что вокруг тебя есть оболочка (аура), через
которую не проходят стрелы агрессии.
Ты изолирован, как в защитном коконе.
Немного воображения, и этот прием срабатывает.
2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: “То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?”.
3. Сбивайте агрессию неожиданными
приемами. Например, попросите доверительно
у конфликтующего партнера совета. Задайте
неожиданный вопрос, совсем о другом, но
значимом для него. Напомните о том, что
вас связывало в прошлом и было очень приятным.
Сделайте комплимент (“В гневе вы еще
красивее… Ваш гнев гораздо меньше, чем
я ожидал, вы так хладнокровны в острой
ситуации…”). Выразите сочувствие: например,
тому, что он (она) потерял слишком много.
Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания,
комплименты переключали сознание разъяренного
партнера с отрицательных эмоций на положительные.
4. Не давайте ему отрицательных
оценок, а говорите о своих
чувствах. Не говорите: “Вы меня обманываете”,
лучше звучит:“Я чувствую себя обманутым”.
Не говорите: “Вы грубый человек”, лучше
скажите:
“Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете”.
5. Попросите сформулировать
желаемый конечный результат и проблему
как цепь препятствий.
Проблема — это то, что надо решать. Отношение
к человеку — это фон или условия, в которых
приходится решать. Неприязненное отношение
к клиенту или партнеру могут заставить
вас не захотеть решать. А вот этого делать
нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять
вами! Определите вместе с ним проблему
и сосредоточьтесь на ней.
6. Предложите клиенту
высказать свои соображения по
разрешению возникшей проблемы
и свои варианты решения. Не ищите виновных и не объясняйте
создавшееся положение, ищите выход из
него. Не останавливайтесь на первом приемлемом
варианте, а создавайте спектр вариантов.
Потом из него выберите лучший.
При поиске путей решения помните, что
следует искать взаимоприемлемые варианты
решения. Вы и клиент должны быть удовлетворены
взаимно. И вы оба должны стать победителями,
а не победителем и побежденным.
Если не можете договориться о чем-то,
то ищите объективную меру для соглашения
(нормативы, закон, факты, существующие
положения, инструкции и т. д.).
7. В любом случае дайте
партнеру “сохранить свое лицо”
8. Отражайте как эхо
смысл его высказываний и
9. Держитесь как на
острие ножа в позиции “на
равных”. Большинство людей, когда на
них кричат или их обвиняют, тоже кричат
в ответ или стараются уступить, промолчать,
чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции
(сверху — “родительская” или снизу —
“детская”) неэффективны.
Держитесь твердо в позиции спокойной
уверенности (позиция на равных — “взрослая”).
Она удерживает и партнера от агрессии,
помогает обоим не “потерять свое лицо”.
10. Не бойтесь извиниться,
если чувствуете свою вину.
Во-первых, это обезоруживает клиента,
во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь
способны к извинению только уверенные
и зрелые личности.