Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:13, реферат
Краткое описание
Европейская средневековая этика -- этика христианская. Она складывается в жестких идейно-религиозных рамках, где практически невозможны вольнодумство и свободный поиск мировоззренческих ориентиров. Центральной ее темой, как и главной темой всей философии того периода, является вопрос о человеке и Боге. Все морально-этические поучения этой достаточно длительной эпохи сводятся, в конечном счете, к указанию путей, ведущих к царству небесному, земное призвано отступить.
Содержание
Введение 3 1. Предпосылки развития христианской этики. Взгляды Франциска Ассизского, Джованни Бонавентуры на отношения человека с богом 3 2. Учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского 5 3. Этика рыцарства 9 4. Городская этика и зарождение этики просветительского направления (ереси) 10 Заключение 12 Список литературы 12
Этическое учение,
разработанное церковью, не исчерпывало
собой моральных воззрений эпохи
феодализма. Сложная социальная структура
феодального общества порождала нравственные идеи и представления,
соответствующие положению отдельных
сословий.
3. Этика рыцарства
Этика господствующего
класса светских феодалов находила свое
выражение в моральном идеале,
созданном средневековым папством.
Мораль эта соответствовала военной организации класса
феодалов - единственной в ту эпоху организованной
военной силе общества. Поэтому в основе
рыцарской морали находилось прославление
воинских доблестей, мужества, физической
силы и ловкости, составляющих главное
содержание понятия рыцарской чести. Кодекс
рыцарской чести предусматривал верность
вассала сюзерену и уважение сюзереном
прав вассала, но организация господствующего
класса в условиях феодализма основывалась
на системе феодальной иерархии, на отношениях
личной зависимости-вассалитета. Готовность
идти на жертвы, даже на смерть ради верности
своему сюзерену, бескорыстное служение
ему -- таковы требования рыцарской морали,
нарушение которых грозило распадом сложных
связей, скреплявших воедино класс феодальных
земельных собственников. Характерной
чертой рыцарской морали был культ куртуазной
любви, требовавшей бескорыстной верности
и преданности рыцаря своей возлюбленной,
во имя которой он должен был совершать
подвиги. Высшей доблестью было участие
в борьбе с «неверными», в крестовых походах,
готовность погибнуть за «святую веру».
Рыцарь обязан был приходить на помощь
обиженным, вдовам и сиротам и обнажать
свой меч против оскорбителя, будь то иноверец,
купец, чужой вассал или сюзерен. Однако
рыцарские добродетели носили подчеркнуто
сословный характер. Все человеческие
достоинства имели значение лишь в замкнутом
кругу «своего» сословия. Никогда рыцарский
меч не должен был обнажиться в защиту
угнетенных крестьян. Рыцарь презирает
и ненавидит крестьян, возмущается их
стремлением охранять свое имущество
от притязаний феодала. Верность слову
не требовала расплаты с купцом или ростовщиком.
Вне сословных рамок рыцарская честь оборачивалась спесью, а воинская доблесть
-- страстью к грабежу и насилию.
При всей классовой
ограниченности рыцарского нравственного идеала в нем
были элементы, получившие в дальнейшем
своеобразное развитие в воинской морали
нового времени. Верность сюзерену сменилась
верностью государству, национальным
интересам, верность клятве -- верностью
присяге; не осталось бесследным и прославление
личного героизма, мужества, презрения
к смерти. Рыцарский культ куртуазной
любви, освобожденный от сословных оков,
в качестве идеала преданности и бескорыстия
также перерос рамки средних веков. Общенародный
нравственный идеал нашел свое воплощение
в образах рыцарей народного эпоса-- Роланда
во Франции, Сида в Испании, так как защита
независимости своей страны, находившая
свое выражение в борьбе с «неверными»,
соответствовала общенародным интересам.
4. Городская этика
и зарождение этики просветительского направления (ереси)
Третье сословие
феодального общества -- горожане, еще
слабо расчлененная в классическом
средневековье масса ремесленников
и купцов, -- вырабатывает свою мораль,
направленную как против церковного
аскетизма, так и против морали рыцарского сословия.
Горожанин ценит не уход от мира, не отказ
от мирских дел, забот и наслаждений, не
воинский подвиг в борьбе с «неверными»,
а трудолюбие и предприимчивость. Город
враждебен и тунеядцам-монахам, и грабителям-рыцарям.
Городское сословие вырабатывает новое
представление об истинном благородстве
человека, которое определяется не знатными
предками, а личными достоинствами. Осуждая
роскошь и расточительство, горожанин
уважает стремление к накоплению богатств,
умеренность, бережливость и благоразумие,
скромный образ жизни, довольство и благополучие
и вместе с тем хитроумие и пронырливость,
находчивость и лукавство. Герой городского
фольклора не бесстрашный паладин, а Рейнеке
Лис, умеющий не силой, а ловкостью одолеть
волка Изенгрима.
Новая, антиаскетическая мораль
нашла свое выражение в развитии городского
свободомыслия. Так, французский философ Пьер Абеляр (1079--1142) был сторонником этического
натурализма и рационализма. Он считал
любовь к добродетели врожденной людям
и свойственной не только христианам,
но и язычникам древности, которые дали
образцы воздержания, целомудрия, душевной
стойкости, бескорыстия и достигали этого
без помощи божественной благодати, а
своим собственным разумом и предписанием
естественного закона. Нравственное поведение
зависит в первую очередь от разума человека,
от просвещения. В сочинении «Познай самого
себя» Абеляр отстаивал права личности,
нападал на духовенство за торговлю «отпущением
грехов», поставил вопрос о предшественниках
христианской этики в языческой философии
древнего мира, сомневался в существовании
рая и ада. Вместе с тем нравственный идеал
Абеляра не выходил еще за пределы христианского
миросозерцания.
Позднее бюргерская
оппозиция феодализму выдвигает
свой антиаскетический идеал нравственности.
Так, в XIII в., в разгар ожесточенных
философских диспутов в Парижском университете,
среди тезисов, отстаиваемых представителями
передового, натуралистического по своей
тенденции направления философской мысли
-- аверроизма, встречаются и смелые высказывания
по вопросам морали. Аверроисты утверждали,
что счастье человека не в иной, а в земной
человеческой жизни, что оно не посылается
человеку богом и что добродетели либо
врождены человеку, либо приобретаются
им в ходе нравственного развития. Тезисы
эти были осуждены католической церковью,
а защитники их привлечены к суду инквизиции.
Аверроизм оказал
влияние на этические воззрения
великого итальянского поэта Данте Алигьери (1265--1321). Признавая высшим
небесным предназначением человека загробное
блаженство, Данте в то же время полагал,
что существует и самостоятельное, земное
предназначение человека, заключающееся
в деятельности разума, направленной к
познанию мира. Земная цель человека сохраняла
для Данте свою независимость и самостоятельную
нравственную ценность. В «Божественной
комедии» живое отношение к земным страстям
и стремлениям людей, высокая оценка достоинства
человеческой личности прорываются сквозь
ту теологическую систему нравственных
ценностей, которой придерживается поэт.
В «бюргерской»
ереси, представлявшей городскую оппозицию
феодализму, нашли свое выражение протест
против католической церкви, идеал «дешевого»
культа, отвечающий нравственным стремлениям
городского сословия. Еще больше вражда
к тунеядству монахов и рыцарей, прославление
труда свойственны этическим представлениям
основного производи тельного класса
феодального общества -- крестьянства.
В поэме «Видение о Петре Пахаре» (1362),
созданной в эпоху крестьянских восстаний,
Уильям Ленгленд, выражая настроения мятежных
крестьян, решительно осуждал тунеядство
рыцарей, духовенства, горожан-торгашей
-- всех, кто норовит прокормиться чужим
горбом. Осуждая роскошь и расточительство,
прославляя умеренность в пище, питье
и одежде, автор благословляет всех, кто
трудится: «Благословен человек, который
питает себя честным трудом». Вековая
мечта угнетенного крестьянства об освобождении
нашла свое воплощение и в образе героя
-- борца против несправедливости, защитника
угнетенных, благородного разбойника,
например в песнях о Робине Гуде. Идеи
социального протеста составляют главное
содержание плебейской ереси средневековья,
основой которой была борьба наиболее
обездоленных масс населения феодального
общества. В отличие от бюргерской оппозиции,
направленной на «обмирщение» этического
идеала и враждебной аскетизму, крестьянско-плебейская
оппозиция использует аскетический нравственный
идеал всеобщего равенства. С ересями
связано и учение немецких мистиков, в
первую очередь Иоанна Экхарта (1260--1327), о причастности к
божеству каждого человека благодаря
наличию в человеческой душе «искорки»
и о способности непосредственного единения
с богом без соблюдения церковных обрядов,
без посредства церкви. Еретики осуждали
богатства церкви и феодалов, проповедуя
идеал апостольской бедности и нищеты.
В противоположность церковному аскетизму
эта проповедь выражала настроения обездоленных,
осуждавших весь общественный строй, основанный
на имущественном неравенстве и угнетении.
Прославляя нищету как основу добродетели,
средневековые еретики (например, члены
секты «Братья и сестры свободного духа»)
возводили в обязательный нравственный
идеал свое положение париев феодального
общества. С проповедью всеобщей бедности
связывалось и требование всеобщего равенства,
понимаемого еще в грубо уравнительном
смысле примитивного потребительского
коммунизма.
Заключение
Так в оппозиционных
движениях средневекового плебса зарождались
элементы морали, основанной на отрицании
частной собственности, эксплуатации,
социального неравенства, вырабатывался
смутный, облеченный еще в теологические
одежды идеал справедливых общественных
отношений и новой нравственности, отвечающей
интересам угнетенных масс. По сути дела
христианская этика воспроизвела и обосновала
вынужденную аберрацию отчаявшегося сознания,
когда в условиях тотального господства
в земной жизни безнравственности человеческое
стремление к правде и справедливости
с необходимостью рождает веру в то, что
если нравственность не в мире, то она
по ту сторону его. Нужно только найти
туда дорогу и твердо ей следовать.
Следует также
отметить, что и сам Христос не выдерживает характера,
которым олицетворяет величие и бескорыстие
духовного подвига любви, время от времени
разражаясь угрозами в адрес отступников
и маловеров и вспоминая геенну огненную,
плач и скрежет зубов.
Даже смысл
жизни человека в религиозной этике изымается из
его личного бытия и приобретает потустороннее
значение. «...Никто из нас не живет для
себя, и никто не умирает для себя, а живем
ли -- для Господа живем, умираем ли -- для
Господа умираем, -- всегда Господни», --
наставляет апостол Павел.
Таким образом,
достижения и гуманистический пафос
христианской этики были исторически
обусловлены и ограничены своим
временем.
Список литература
1. Кондрашев
В.А. Этика: История и теория.
Р н/Д: Феникс, 2004.
2. Очерк истории
этики. Под ред Чагина Б.А. и др. М.: Мысль, 1969.
3. Етика. За
ред В.О. Лозового. К.: Юрінком Інтер,
2002.
4. Золотухина-Аболина
Е.В. Современная этика. М.: Март, 2003.
5. Кропоткин П.А. Этика:
избранные труды. М.: Политиздат,
1991.