Этика ученого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:41, контрольная работа

Краткое описание

Значение науки в общественной жизни непрерывно возрастает. Из года в год увеличивается число людей, имеющих отношение к научной работе, сокращается промежуток времени, проходящий между научными исследованиями и практическими приложениями. Наука становится производительной силой, следовательно, растет и ответственность ученых перед обществом и человечеством.

Вложенные файлы: 1 файл

КР - Философия.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Задачи  философии техники

 

     Философия техники ориентирована на две  основные задачи. Первая задача – осмысление техники, уяснение ее природы и сущности – была вызвана кризисом не столько техники, сколько всей современной, как сегодня модно писать, «техногенной цивилизации». Постепенно становится понятным, что кризисы нашей цивилизации – экологический, эсхатологический, антропологический (деградация человека и духовности), кризис культуры и другие – взаимосвязаны, причем техника и, более широко, техническое отношение ко всему является одним из факторов этого глобального неблагополучия. Именно поэтому нашу цивилизацию все чаще называют «техногенной», имея в виду влияние техники на все ее аспекты и на человека, а также глубинные технические истоки ее развития.

     Вторая  задача имеет скорее методологическую природу: это поиск в философии  техники путей разрешения кризиса техники и, прежде всего в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов.

     Всего несколько десятилетий назад  вклад техники в цивилизацию  обычно лишь приветствовался, и потому попросту не видели никакой необходимости  в исследовании философских проблем техники. Были, разумеется, исключения, но они не привлекали особого внимания. До второй мировой войны вопросами судьбы современной техники проникались в своем интуитивном восприятии больше художники и поэты, чем философы своим методом рационального осмысления.

     Главной причиной пренебрежения философией техники наряду с конкретными  историческими обстоятельствами имеет  отношение теоретически ориентированная  интеллектуальная традиция западной философии. Технику обычно рассматривали как  ремесло или, в лучшем случае, как простое применение научных открытий и тем самым – деятельность интеллектуально более низкого порядка, не заслуживающую философского исследования.  
     В настоящее время было переосмыслено влияние техники на судьбы человечества и, поэтому вопросу о философии техники уделяется большое внимание среди философов.
 

Философские проблемы техники

 

     Последние десятилетия ХХ в. многие отечественные философы, социологи и науковеды стали уделять все большее внимание разработке отдельных проблем философии техники. В этом отношении характерны работы, посвященные философско-методологическим проблемам технического знания и технических наук  Отдельные работы посвящены научно-техническому творчеству и инженерной деятельности.

     Однако  со временем все чаще делались попытки философского осмысления научно-технического прогресса. Но и до сего времени уровень разработок философских проблем техники в нашей стране не отвечают ни той роли, которую играет техника в жизни современного общества, ни мировому уровню философского исследования техники.

     В современной философии техники  можно выделить четыре крупных направления: сциентистское, социологическое, антропологическое  и религиозное. Они последовательно анализируют взаимосвязь техники с наукой, обществом, человеком и верой.

     Первое  направление – сциентистское (от англ. science – наука) возникает еще в 70-х годах Х1Х века. Техника рассматривается как практическая реализация научных знаний. Делается философский анализ системы «наука-техника». Техника начинает рассматриваться как всякий способ человеческой деятельности, применяющий методы научного познания.

     Второе  направление – социологическое. Оно анализирует взаимоотношения техники и общества. Это направление делится на две ветви. Первая – техницизм утверждает всемогущество «научно-технической рациональности», совершенствование которой само по себе должно разрешить социальные и политические проблемы современного общества. Вторая – антитехницизм, возникший еще в 20-х годах ХХ века. Техника предстает как злой гений человечества, источник всех его бед. В зависимости от конкретной социально-политической и экономической обстановки техницизм и антитехницизм последовательно сменяют друг друга. Так, после второй мировой войны разворачивается гуманистическая критика техники, ставится вопрос о кризисе личности и ее судьбе в современном технизированном обществе.

     Третье  направление – антропологическое (от гр. Anthropos – человек). Свою проблематику это направление сформулировало еще в 30-е годы ХХ столетия. Техническая среда рассматривается как способ существования человека. Философский анализ технической деятельности сочетается с данными антропологии, психологии, физиологии и других наук, изучающих человека. Исследуя технику как необходимый атрибут человеческого бытия, это направление философии техники часто идет по пути биологизации техники. Источник всякого технического творчества оно видит исключительно в деятельности человека как биологического существа, рассматривает технику как реализацию каких-то качеств и способностей присущих природе. Человек, таким образом, техникой восполняет свою биологическую недостаточность.

     Четвертое направление – религиозная философия техники. Оно является попыткой найти в религиозной вере спасение от технического пессимизма. Религиозные интерпретации техники возникли в начале ХХ века и с большей активностью стали реагировать на противоречивые тенденции научно-технического развития и его амбивалентные последствия. Стремясь осмыслить научно-технический прогресс с позиций христианства, это направление рассматривает технику как воплощение сверхъестественной сущности – бога. Любая техническая система воплощает универсальную «упорядоченность» природы в соответствии с божественной целью. Изобретение рассматривается как «свободное» совпадение человеческой инициативы с волей бога, а технический прогресс – как реализация развивающегося с непреклонной логической необходимостью божественного интеллекта. Вера в бога придает смысл человеческой деятельности, формирует чувство ответственности и защищает людей от возможных злоупотреблений техникой, будит в них совесть.

     Подводя итог, отметим, что в этом сложном  и многоплановом процессе многие исследователи, к примеру Карл Митчем, прослеживают две явно выраженных традиции. Исторически первая – инженерная философия техники, которая рассматривает технику в субъективном аспекте ее возникновения и указывает, что является ее субъектом, деятельным носителем. Эта традиция представляет собой попытку техников и инженеров выработать некоторую философию своей сферы деятельности.

     Вторая  традиция выражена в гуманитарной философии  техники, которая рассматривает  технику в объективном аспекте  ее возникновения и представляет собой совокупность усилий ученых, литераторов, религии и философии (т.е. гуманитарных сфер сознания). Она пытается осмысливать технику в гуманитарном аспекте, в ее связи со всем спектром человечески духовных ценностей и действий, отдавать предпочтение гуманитарному началу перед техническим.

 

Заключение

 

     ХХI век может быть охарактеризован  как всё расширяющееся использование техники в самых различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее применяться в различных сферах управления. Она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию техники иногда характеризуют как превращение её в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции техники и её роль как непосредственной производительной силы.

     Современная философия техники рассматривает  развитие техническое познание как  социокультурный феномен. И одной из важных её задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового технического познания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

     Философия техники не ставит своей обязательной задачей чему-то учить. Она не формулирует никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Философия техники в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех для всех приложений во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих техническую рациональность. Современная философия техники показала, что сама техническая рациональность исторически развивается и что доминирующие установки технического сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые техника вносит свой специфический вклад.

     Философия техники не нужна ремесленнику, не нужна при решении типовых  и традиционных задач, но подлинная  творческая работа, как правило, выводит  на проблемы философии и методологии. Именно этим задачам и служит философия техники.

Список  использованной литературы

 
  1. Аль-Ани  Н.М. Философия техники. – СПб., 2004.
  2. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. – М.: Гардарики, 2007.
  3. Лебедев О. Т. Научно-техническая революция и философские проблемы формирования инженерного мышления. М., Высшая школа, 1973.
  4. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности её развития. Л., 1970.
  5. Митчем К. Что такое философия техники? / Пер. с англ. под ред. проф. В. Г. Горохова. – М.: Аспект Пресс, 1995.
  6. Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М., 1979.
  7. История информатики и философия информационной реальности: Учеб. пос. для ВУЗов / Под ред. Р.М. Юсупова, В.П. Котенко. – М.: Академический проект, 2007.
  8. Карнап Р. Философские основания физики [Пер. с англ. –М.: КомКнига, 2005.
  9. Петров Ю.П. История и философия науки. Математика, вычислительная техника, информатика. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
  10. Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1995.
  11. Философия науки и техники: Конспект лекций / К.Н. Хабибуллин, В.Б. Коробов, А.А. Луговой и др. – М.: Юрайт, 2008.
  12. Философия для технических вузов, под ред. Ильина В.В. – Ростов-на- Дону, 2001.
  13. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники / В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
  14. Энгельмейер П.К. Критика научных и художественных учений графа Л.Н.Толстого. – М.,1898.
  15. Энгельмейер П.К. Успехи философии техники. Бюллетень Политехнического общества, вып.6, c.351, 1913.

Информация о работе Этика ученого