Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:46, реферат
Этическая мысль в эпоху Средневековья развивалась под значительным давлением со стороны богословских учений. Западная философия в течение веков находилась под влиянием богословских трудов монаха Фомы Аквинского, который был убежденным сторонником антропоцентрических взглядов. Однако даже в эту эпоху сделали себя известными этические взгляды другого прославленного религиозного мыслителя и философа Франциска Ассизского (XIII в.). Философию Франциска Ассизского характеризовала любовь ко всему живому, к природе в целом, чувство единства со всем живым на земле, стремление к добру и миру среди всего сущего.
Этическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения 3
Христианская этика 5
Этические теории Нового Времени (XVII – XIX вв.) 10
Идеи Ф.Ницше о сверхчеловеке 16
Список литературы 19
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет транспорта»
Кафедра «Философии, истории и политологии»
СУРС
Выполнила
Студентка ГЭФ
группы ГБ-21
Брель О.А.(048)
Гомель, 2013
Оглавление
Этическая мысль
Средневековья и эпохи
Христианская этика 5
Этические теории Нового Времени (XVII – XIX вв.) 10
Идеи Ф.Ницше о сверхчеловеке 16
Список литературы 19
Этическая мысль в эпоху
Средневековья развивалась под
значительным давлением со стороны
богословских учений. Западная философия
в течение веков находилась под
влиянием богословских трудов монаха
Фомы Аквинского, который был убежденным
сторонником
Один из наиболее известных мыслителей эпохи Возрождения Томас Мор, живший в Англии в 1478-1535 гг., автор прославленной "Утопии", был первым автором-классиком со времен античности, кто призывал к милосердию по отношению к животным. Он писал о жителях страны Утопия: "Они не умерщвляют живых животных в качестве жертвоприношения, и не считают, что Бог в своей милости будет радоваться кровопролитию и убийству, Бог, который дал жизнь всем тварям, чтобы они жили". Жители Утопии также презирали "такие глупые развлечения", как охота с собаками и соколиная охота: "Ты должен почувствовать жалость, видя, как безвинного зайца убивает собака".
Величайшим этистом, проникнувшимся биоэтическим мироощущением, следует считать французского мыслителя Мишеля де Монтеня (1533-1592 гг.) В своей монографии "О жестокостях", опубликованной в 1588 году, он писал: "Среди всех остальных пороков нет другого, который я ненавидел бы больше, чем жестокость, и с точки зрения природы, и человеческого рассуждения - самый худший из всех пороков. Я наблюдаю с таким волнением и дурнотой, если я вижу, как цыпленку отрывают голову или протыкают свинью, и я могу лишь горевать: я не могу выносить зрелища того, как глупый, мокрый от росы заяц стонет, схваченный собаками... Что касается меня, то я никогда не мог выносить без сожаления и горя зрелище несчастного несмышленного и невинного животного, которого преследуют и убивают, безвредного и беззащитного, от которого мы не имели никакого вреда".
Монтень говорил об общем долге человечества, который связывает нас не только с животными, обладающими жизнью и разумом, но даже и с деревьями и растениями. "К людям мы должны быть справедливыми и добрыми, к остальным существам, которые чувствуют, - справедливы, добры и ласковы".
Ученым эпохи Возрождения, обосновавшим с философской точки зрения антропоцентризм и доказывавшим правомерность жестокостей по отношению к животным, был Рене Декарт (1596- 1650 гг.). Против идей Декарта выступали прогрессивные философы его времени.
Декарт был захвачен идеями новой, развивающейся науки механики и стал переносить механистические принципы на живую материю. Ему удалось избежать неприятного вывода о том, что человек является механизмом, потому что Декарт был христианин и верил, что человека отличает от всех живых существ наличие у него души. Он отождествлял чувства и сознание с душой: поэтому он считал, что животные, у которых, по его мнению, души не было, не могли чувствовать и понимать. Учение Декарта облегчило в значительной степени проведение жестоких экспериментов на животных.
Безразличие к страданиям
животных, убеждение в том, что
у человека нет нравственного
долга перед другими
Генри Мор (1614-1687 гг.), изучавший философию в Кембридже, опровергал Декарта, утверждавшего, что животные не могут испытывать боль и представляют собой механизмы. Мор называл его рассуждения бессмысленными и "преступными"; Мор считал, что животные, как и люди, имеют бессмертные души и созданы не только, чтобы служить человеку, но и радоваться жизни. Думать иначе, было, полагал он, невежеством и самомнением.
Современник Генри Мора известный английский философ Джон Локк (1632-1704 гг.) полагал, что сострадание естественно, а жестокость противоестественна; в своем труде "Мысли об образовании" он писал: "Детей надо с самого начала воспитывать в духе отвращения к убийству и мучительству любого живого существа... Я считаю, что люди с колыбели должны быть ласковы ко всем чувствующим существам". Джон Локк предполагал, что некоторые умственные процессы у животных совершаются так же, как у человека.
Христианская этика - нравственное
учение христианства, определяющее моральные
ориентиры человеческого
От других этических систем Христианской этики отличает то, что:
1) она - не столько система
теоретических принципов,
2) все нравственные требования
имеют своим основанием
3) все проявления нравственной
жизни неотделимы от религии
в ее культовом и
В свете проблемы
преодоления насилия и
Уже в текстах ветхого
Завета насилие
В отношении агрессии извне
народ Израиля должен был придерживаться
закона талиона, который запрещал реванш.
Он основывался на ограничении возмездия:
«око за око, зуб за зуб», и не более.
Этот закон знаменует важный шаг
в развитии культуры, связанный с
возвышением характера
Во внутренней жизни народ Израиля должен был безусловно следовать заповеди «Не убий!» Это было прогрессом по сравнению с тем, что практиковалось соседними народами. Эта заповедь была одним из основных столпов, а которых покоилось общество, стремившееся приблизить божественный «Шалом».
Остановимся подробнее на этом понятии. Шалом - это образ справедливого и умиротворенного общества и человечества. Шалом означает примирение между всеми людьми, примирение между Богом и человечеством, гармонию между человеческой расой и всем тварным миром. Чтобы приблизиться к этой универсальной гармонии, к этому примирению, человек должен обратить себя к божественному закону, т.е. быть справедливым и признать новое измерение человеческих отношений: «Возлюби ближнего своего как самого себя».
Что это значило
для народа Израиля?
Это ненасильственное
сопротивление предполагает
В этой ненасильственной
освободительной борьбе
Моисей сформулировал
две взаимосвязанные истины, раскрывающие
своеобразие человеческого
Единственным источником
сведений о жизни и учении
Моисея является Пятикнижие, именуемое
в иудейской традиции Торой
и составляющее основу Ветхого
Завета. Основные нравственные
Основная жизненная
миссия Моисея, в рамках которой
разворачивается его
Взаимоотношения Моисея и израильтян не укладываются в схему взаимоотношений просвещенного, мудрого вождя и своевольной массы. Моисей не просто лучше других выражает волю и интересы народа, он в известном смысле создает сам народ. Моисей привносит идею единого бога, общих нравственных принципов, задавая тем самым духовное пространство, в рамках которого различные племена объединяются в единый народ, поднимаются до осознания своего особого места в мире.
В этническом смысле евреи - дети Израиля. Но их духовным отцом, отцом нации является Моисей. Он заложил религиозные, нравственные и законодательные основы их исторического существования. Бог, народ, справедливость - так кратко можно обозначить суть учения Моисея.
Информация о работе Этическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения