Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 17:42, контрольная работа
По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса –– профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики синдрома эмоционального «выгорания».
Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. Как психологическое консультирование и психотерапия, социальная работа отнесена к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Формирование синдрома «выгорания» в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т.п. Характерными для «выгорающих» ситуаций являются перегрузки — слишком много клиентов, много требований, избыток информации. При увеличении перегрузок «помогающие» специалисты начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта — меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные методы работы
Еще один важный в данном контексте аспект рабочей ситуации — это возможность влияния на процесс работы и принятия касающихся работника решений. Если у специалиста присутствует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т. д вероятность развития профессионального «выгорания» увеличивается. Ролевая неопределенность — в смысле неясной формулировки прав и обязанностей, возможностей человека, ролевая конфликтность — как противоречие разных ролей также способствуют профессиональному стрессу и профессиональному выгоранию. Риск возникновения «эмоционального выгорания» личности специалиста в социальной работе может увеличиваться в следующих случаях: монотонности работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным; вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгой регламентации времени работы,
особенно при нереальных сроках ее исполнения; работы с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными, трудно ощутимыми результатами такой работы; напряженности и конфликтности в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег и их излишнего критицизма; нехватки условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации; работы без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования; неразрешенных личностных конфликтов специалиста; неудовлетворенности профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора, несоответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда и т. д.
В период профессиональной подготовки в вузе студенты должны получить представление о профессиональных возможностях и последствиях деятельности в сфере социальной защиты населения, приобрести навыки самоконтроля, самооценки, умения управлять своими эмоциями и т. д. Важнейшим принципом предотвращения синдрома «эмоцианального выгорания» является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником.
Выгорание происходит постепенно в течение длительного периода времени. Если вы вовремя не будете обращать внимание на предупреждающие признаки выгорания, то оно непременно наступит.
Физические признаки и симптомы выгорания | |
Чувство усталости, истощения, головокружение, изменение веса |
Частые головные боли, головокружение, боли в спине и мышцах |
Снижение иммунитета, плохое самочувствие, чрезмерная потливость, дрожь |
Проблемы с аппетитом и сном, болезни сердечно-сосудистой системы |
Эмоциональные признаки и симптомы выгорания | |
Чувство неудачи и неуверенность в себе, безразличие, изнеможение и усталость |
Потеря мотивации и профессиональных перспектив, негативное восприятие своей профессиональной подготовки |
Чувство беспомощности и безнадежности, эмоциональное истощение, потеря идеалов и надежд, истерика |
Все чаще делается циничный и негативный прогноз, остальные люди становятся безликими и безразличными (дегуманизация) |
Отрешенность, чувство одиночества, депрессия и чувство вины |
Снижение удовлетворения и чувства выполненного долга, душевные страдания |
Поведенческие признаки и симптомы выгорания | |
Уход от ответственности, импульсивное эмоциональное поведение |
Использование пищи, наркотиков или алкоголя, чтобы справиться с проблемами |
Социальная самоизоляция |
Перенос своих неурядиц на других |
Выполнение отдельных работ требует больше времени, чем раньше |
Работа более 45 часов в неделю, недостаточная физическая нагрузка |
2.2. Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания».
Психогигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей сил образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие психического состояния человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Предупреждение болезненных психических реакций социального работника в процессе профессионального общения — серьезная задача психогигиены. Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для социального работника является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности.
Следует подчеркнуть, что самообладание — это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания. Важнейшим принципом предотвращения синдрома «выгорания» является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником. Основные задачи психогигиены профессиональной деятельности – разработка и осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья профессионала. Для кадров социальной работы, как и для персонала других сфер деятельности, важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм. Требование здоровья обусловлено тем, что социальная работа была и остается одной из трудных в физическом и психологическом отношении.
Здесь сталкиваются с самыми печальными сторонами человеческой жизни — старостью, инвалидностью, одиночеством, сиротством, немощностью, беззащитностью, болезнями, причудами, жестокостью и др. Следует учесть, что большинство работников составляют женщины, обладающие более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, эмоциональности по сравнению с мужчинами. Поэтому на практике для поддержания и укрепления здоровья персонала используются индивидуальные, групповые, коллективные системы. Например, психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др. Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» специалистов по социальной работе являются:
– развития знаний, навыков и умений; – улучшения условий труда и отдыха; – развития содержания труда; – развития средств труда; – развития мотивации; – изменения оплаты труда; –социальная защиты самих «защищающих»; –система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня; –система улучшения психологического климата в коллективе. Для системы социальной защиты, помощи весьма значимой была названа проблема «защиты самих защищающих».
Специалисты и руководители в качестве примеров приводили ситуации, в которых «полевые» социальные работники, специалисты по социальной работе и руководители подразделений оказывались «в зоне повышенного риска» из-за непредсказуемого поведения защищаемых. Это приводило не только к психологическим расстройствам и травмам защищающих, но представляло опасность для жизни. То есть необходимо прежде всего соответствующее законодательство, которое бы обеспечивало
правовую защиту работников системы социальной работы от различных посягательств. Желание помогать не следствие стремления к власти. Социальный работник идёт на огромный риск, на него воздействует вся гамма общественных явлений: от нищеты до благополучия, от власти до анархии. Важно обладать профессионально значимыми качествами, чтобы в процессе помощи другим предотвратить собственное «самоистребление».
В задачи психогигиены входит изучение и предотвращение воздействия психотравмирующих факторов, связанных с особенностями данной деятельности. Существует также немало конкретных способов преградить путь ”синдрому выгорания”. — культивирование других интересов, не связанных с консультированием, наилучшее решение этой проблемы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей, — внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций; — поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации; — удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс; — стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности; — способность к самооценке без упования только на уважение окружающих; — открытость новому опыту;
- умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
- обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
- чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
- участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
- периодическая совместная работа с коллегами,
значительно отличающимися профессионально и личностно;
- участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
- хобби, доставляющее удовольствие .
Итак, чтобы избежать “синдрома выгорания”, консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов.
Есть еще один важный фактор, провоцирующий «выгорание» - фактор отсутствия положительного подкрепления. Снизить действие этого фактора, наверное, может только общественное признание, выраженное более или менее конкретно - повышение престижа этого рода деятельности, больше статей, передач по радио и телевидению, посвященных сотрудникам социальных служб, специфике их работы, достижениям. Следует подчеркнуть, что личность развивается не только под воздействием внешнего мира.
Большую роль играют тенденции саморазвития, когда свойства личности формируются исходя из потребностей самой личности, направленных на достижение определенного уровня самореализации. В этом смысле; особенно важным является признание личностного своеобразия каждого профессионала и его права на самостоятельный поиск своего профессионального пути. Социальные работники должны хорошо представлять профессиональные риски, их социально-психологическую и биологическую природу, иметь информацию о способах предупреждения такого рода заболеваний, правильно реагировать на их наличие. Социальный работник должен иметь представление о различных формах проявления психологического кризиса на том или ином этапе своей деятельности. Организация мониторинга здоровья социальных работников — важнейшее направление деятельности социальных служб и в целом системы социального обслуживания населения.
Рассмотрев подходы к методам профилактики «эмоционального выгорания», можно сделать следующие выводы: Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к синдрому «выгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях. Поэтому важнейшей задачей органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные