Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:04, курсовая работа
Конституционное право - ведущая отрасль права РФ. Такая его роль обусловлена значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, эта отрасль тем самым дает необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права. Нормы определяют виды правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Понятие и функции конституционной юстиции
2.2. Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти
2.3. Компетенция
2.4. Структура и организация
2.5. Принципы конституционного судопроизводства
3. РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СПОРАХ
3.1 Избирательные споры: понятие, классификация и причины
возникновения
3.2. Судебная защита избирательных поав граждан
3.3. Роль Конституционного Суда РФ в избирательных спорах
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
-е-
Одна из наиболее важных черт статуса Конституционного Суда РФ состоит в том, что он призван решать исключительно вопросы права, что является своеобразной преградой для вторжения в политику. При осуществлении конституционного судопроизводства Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Это существенно суживает правомочия Суда, но создает четкий раздел с другими судами.
Решения Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следовательно, не существует органа государственной власти и какого-либо должностного лица, включая главу государства, который бы мог давать какие-либо указания Суду, если Суд действует в пределах своей компетенции. Конституционный Суд РФ действует на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона, изменение которых является делом весьма сложным. Федеральный конституционный закон закрепляет не только цели и структуру Конституционного Суда, но и принципы конституционного судопроизводства, поскольку не существует соответствующего процессуального кодекса или закона для регламентации этого вопроса.
Поскольку осуществление Судом его полномочий способно затронуть интересы самых сильных органов государства, закон предусматривает гарантии независимости Суда, призванные обезопасить его от любых влияний. Установлено, что Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. Необходимыми для обеспечения своей деятельности средствами Суд распоряжается самостоятельно. Он ни от кого не зависит в отношении информационного и кадрового обеспечения и распоряжения имуществом.
Президент РФ и Государственная Дума РФ назначают своих постоянных представителей в Конституционном Суде РФ, которые участвуют в заседаниях Суда, представляя соответствующую правовую позицию по конкретному делу. Они не вправе оказывать какое бы то ни было давление на Суд или предпринимать действия, способные нарушить независимость Конституционного Суда в принятии решений.
2.3. КОМПЕТЕНЦИЯ.
Конституционный Суд РФ обладает так называемой связанной компетенцией, что означает возможность осуществления Судом своих
полномочий только по запросам или жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.
Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:
4. Дача заключения о
соблюдении порядка выдвижения
обвинения
Президента РФ в государственной измене
или совершении иного тяжкого
преступления.
Эти полномочия различаются не только по содержанию, но и по субъектам запросов и жалоб. Рассмотрим каждое из указанных полномочий и особенности производства по рассмотрению соответствующих категорий дел.
1.
В порядке нормоконтроля
а) федеральных законов,
нормативных актов Президента РФ, Совета
Федерации, Государственной
Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов,
а также законов и иных нормативных
актов субъектов РФ, изданных по вопросам,
относящихся к ведению органов
государственной власти Российской Федерации
и органов государственной
власти субъектов РФ;
в) договоров между
органами государственной
власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов РФ, договоров
между органами государственной
власти субъектов РФ;
г) не вступивших
в силу международных
договоров Российской
Федерации.
Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности упомянутых нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают только те органы, которые указаны в Конституции: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Запрос в Конституционный Суд возможен как в отношении всего нормативного акта или договора, так и в отношении отдельных их положений. В отношении актов, изданных субъектами РФ, запрос возможен
только в случае, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ. Следовательно, не рассматриваются запросы в отношении актов, изданных по вопросам, не перечисленным в ст.ст.71 и 72 Конституции РФ. Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в определенных пределах, а именно:
По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд принимает решение о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими или не соответствующими Конституции РФ. Признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанным неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Контроль распространяется также на международные договоры РФ, не вступившие в законную силу. Запрос допустим, если договор подлежит ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти или если заявитель считает не вступивший в силу международный договор не подлежащим введению в действие и применению в Российской Федерации из-за несоответствия Конституции РФ. Суд признает договор или отдельные его положения соответствующими или не соответствующими Конституции РФ. С момента провозглашения постановления Суда о признании не соответствующими Конституции РФ не вступившего в силу международного договора либо отдельных его положений, международный договор не подлежит введению в действие и
применению, т.е. не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской Федерации иным образом.
Другая разновидность
нормоконтроля связана с
1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
2) закон применен
или подлежит применению
в конкретном деле,
рассмотрение которого завершено
или начато в суде или ином органе,
применяющем закон.
Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом.
По итогам рассмотрения жалобы Конституционный Суд принимает решение о признании закона либо отдельных его положений соответствующими или несоответствующими Конституции РФ. В случае если Суд признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Аналогичный характер носит рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов.
2. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной
власти Российской Федерации и
органами государственной
власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными
органами субъектов РФ.
«Принципиальный характер
имеет решение Конституционного Суда
о
том, что принцип разделения властей определяет их соотношение не только на федеральном уровне, но и распространяет свое действие на организацию и осуществление государственной власти в субъектах федерации. В постановлении Конституционного Суда от 18 января 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края подчеркивается, что разделение единой государственной власти в субъектах федерации предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключила бы возможность концентрации власти у одной из ее ветвей и обеспечила самостоятельное функционирование и взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. В этом же постановлении отмечается, что органы законодательной и исполнительной власти формируются и действуют как самостоятельные и независимые, а прекращение полномочий
одной из них по решению другой возможно только на основе законодательных решений при условии сбалансированности таких полномочий. Этому, в частности, служит возможность роспуска органа законодательной власти при определенных условиях, предусмотренных законодательством».'
Правом на обращение в Конституционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч.З ст. 125 Конституции РФ, а Президент РФ также в случае, предусмотренном ч. 1 ст.85 Конституции РФ.
Ходатайство органа (органов) государственной власти допустимо, если:
Ходатайство Президента РФ, внесенное в порядке применения ч.1 ст.85 Конституции РФ, допустимо, если:
1) Президент использовал согласительные
процедуры для разрешения
разногласий между органами
государственной власти;
2) разногласия между
органами государственной
власти являются
подведомственным Конституционному Суду
РФ спором о компетенции.
Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции исключительно с точки зрения установленных Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов