Макс Вебер - классик западной политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 10:57, реферат

Краткое описание

Актуальность изучения работ Макса Вебера всегда была высокой, а в последнее время усилилась, так как политология, как молодая наука, вошла в наиболее активную фазу своего развития. В работах Вебера можно найти ответы на многие вопросы, связанные с политикой, возникшие сегодня.
Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер, известный под именем Макс Вебер родился в 1864 г. в Эрфурте. Его отец был юристом, а по политическим ориентациям - национал-либералом. Мать была образованной и глубоко религиозной женщиной.

Содержание

Введение
Биография Макса Вебера
Роль М.Вебера в политической жизни Германии
Политические идеи М. Вебера
Бюрократия Вебера
Теория легитимности власти
Труды М. Вебера
Политики глазами М. Вебера
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 41.24 Кб (Скачать файл)

Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к «буржуазному» образу жизни больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.

Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в политике и коммерции, опровергают тенденцию о том, что национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой «господствующей» группе концентрируют свои усилия в области предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России и Пруссии, с гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.

Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение социального статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что действительно существуют объективно-исторические причины преобладания протестантов среди наиболее обеспеченных слоев населения, он все же склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в «устойчивом внутреннем своеобразии», а не только в историко-политическом положении.

Далее следует попытка дать определение так называемого «духа капитализма», вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующие: «комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения.

Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду. Даже чисто в количественном отношении производительность труда падает в тех случаях, когда не обеспечивает потребностей физического существования. Но низкая заработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех случаях, когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании. Т. е. там, где необходимо и развитое чувство ответственности, и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания.

В своей работе «Политика как призвание и профессия» Вебер анализирует различные аспекты руководства государством.

Политика по Веберу означает «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства или между группами людей, которые оно в себе заключает». [ Вебер М. Избранные произведения. М, 1990. Стр. 693.]

  Государство, по Веберу, равно как  и политические союзы, исторически  ему предшествующие, есть отношение  господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует.

Имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности государства: традиционное, харизматическое, легальное.

 

Вебер выделяет следующие типы политиков:

1) Политики «по случаю».

2) Политики «по совместительству».

3) Профессиональные политики.

Макс Вебер пишет, что «Политиками “по случаю” являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление. Например, рукоплещем или протестуем на “политическом” собрании, произносим “политическую” речь и т. д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками “по совместительству” являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые по общему правилу, занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным “делом жизни” ни в материальном, ни в идеальном отношении. Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые “работают” на нее лишь во время сессий». [Вебер М. Избранные произведения. М, 1990. Стр. 699.]

Среди профессиональных политиков Вебер различает живущих для политики и живущих за счет политики. “За счет” политики как профессии живет тот, кто стремится сделать из нее постоянный источник дохода; “для” политики - тот, у кого иная цель. Превращение политики в “предприятие”, которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой, обусловило разделение общественных функционеров на две категории, разделенные отнюдь не жестко, но достаточно четко: с одной стороны, чиновники-специалисты, с другой - “политические” чиновники.

Вебер отмечает, что «Подлинной профессией настоящего чиновника - это имеет решающее значение для оценки нашего прежнего режима - не должна быть политика. Он должен “управлять”, прежде всего, беспристрастно - данное требование применимо даже к так называемым “политическим” управленческим чиновникам, - по меньшей мере, официально, коль скоро под вопрос не поставлены “государственные интересы”, то есть жизненные интересы господствующего порядка. Sine ira et studio- без гнева и пристрастия должен он вершить дела». [Вебер М. Избранные произведения. М, 1990. Стр. 700.]

Макс Вебер выделяет три качества, необходимые политику: страсть (в смысле страстной самоотдачи делу), чувство ответственности и глазомер, т.е. дистанцирование по отношению к вещам и людям

 

 

Макс Вебер сделал заметный вклад в политологию Запада. Он большое внимание уделил проблемам взаимоотношения политических лидеров, бюрократии, народных масс. Он высказал предположение, что будущее общество будет диктатурой бюрократии, а не рабочего класса. Подробно Вебер исследовал и проблемы конфликтов в обществе. Он пришел к выводу, что в современном ему обществе главный конфликт вызывается борьбой государственного бюрократического аппарата и политических партий.

Созданная в период политической неопределенности в Германии, теория власти М. Вебера носила яркую политическую окраску. Это позволяет говорить о ее ценности как теоретической конструкции немецкого социолога, ставшей впоследствии опорой для изучения проблем власти и властных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997.
  2. Политология, Л.В. Сморгунов, В.А. Семенов. С.-П., 1996. - 205 с. 
  3. Вебер М. Избранные произведения. М, 1990.
  4. Вебер М. Политические работы (1895-1919). М, 1991.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%80,_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81
  6. http://politologiyalekcii.ru/etapy/m-veber-ob.php

 


Информация о работе Макс Вебер - классик западной политологии