Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:11, реферат
Международное право – это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в договорах, заключаемых государствами.
Система МП включает:
1) институты международного права – совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права по какому-либо определенному объекту правового регулирования или устанавливающих международно-правовой статус (режим) района, сферы, пространства или иного объекта (институт дипломатических привилегий и иммунитетов, институт запрещения ядерного оружия и др.);
Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие и источники…………………………………………………4
2. Правовой режим космического пространства и небесных тел....6
3. Правовой режим космических объектов…………………………10
4. Космические экипажи………………………………………………14
Заключение……………………………...…………………………………15
Список использованных источников…………
Кроме того, государства
ответственны за обеспечение того,
чтобы их национальная деятельность
проводилась в строгом
3. Правовой режим космических объектов
Под космическими объектами понимаются искусственные тела, которые создаются человеком и запускаются в космос. К таким объектам относятся их составные части и средства доставки. Разновидностью космических объектов являются космические корабли – транспортные средства, предназначенные для людей и грузов. Космические объекты запускаются в космическое пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации. Они также служат целям производственных процессов, транспортировки грузов. Космические объекты могут принадлежать одному или нескольким государствам, неправительственному юридическому лицу, международной межправительственной организации.
Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, такая регистрация для ее участников является обязательной. Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который должен вестись данным государством. Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения.
Государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, информирует об учреждении такого регистра Генерального секретаря ООН, который в свою очередь ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле.
Международное космическое право содержит правила нахождения космических объектов на естественных небесных телах, в частности на Луне. Государства могут осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны, размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны и ее недр. Персонал и указанные космические объекты могут свободно передвигаться на поверхности Луны и в ее недрах. Такие действия не должны, однако, создавать помех для деятельности на Луне других государств.
Государства могут также создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции, информируя Генерального секретаря ООН об их месторасположении и целях размещения. Станции должны располагаться таким образом, чтобы не мешать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы Луны. Все это не создает право собственности на поверхность или недра Луны. Все космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения на Луне являются открытыми для контроля.
Ряд норм международного
космического права регулирует вопрос
о возвращении космических
Государства и межправительственные организации, осуществляя запуски объектов в космос, обязаны предпринимать меры предосторожности в целях недопущения угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения или повреждения имущества государств, их физических или юридических лиц либо международных организаций. Тем не менее, возможность причинения ущерба сохраняется. В целях регулирования этого вопроса принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. Она устанавливает принцип абсолютной ответственности запускающего государства за выплату компенсаций за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если же ущерб причинен космическому объекту либо лицам или имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то запускающее государство несет ответственность только в том случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.
Претензия о компенсации за такой ущерб может быть предъявлена запускающему государству тем государством, которому причинен ущерб либо его физическим или юридическим лицам.
Для предъявления претензии о компенсации за ущерб используются дипломатические средства, но если дипломатические переговоры не приводят к урегулированию претензии, то по требованию любой из заинтересованных сторон создается Комиссия по рассмотрению претензии, которая устанавливает обоснованность претензии о компенсации и в случае ее признания определяет сумму компенсации. Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если стороны об этом договорились. В ином случае Комиссия выносит определение, имеющее рекомендательный характер.
Ответственность
за деятельность в космосе является
видом международной
Основаниями ответственности
является, во-первых, космическая деятельность
государства, соответствующая международному
праву, но причинившая вред другому
государству. Эта ответственность
за правомерную деятельность, которая
привела к неблагоприятным
4. Космические экипажи
Международное
космическое право
Если авария или бедствие, вынужденная или преднамеренная посадка экипажа космического корабля привели к приземлению на территории, находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, то оно должно принять все возможные меры для спасения экипажа и оказания ему необходимой помощи. В операциях по поиску и спасению космонавтов могут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся поисковые и спасательные операции.
Соглашение между Правительством Канады, правительствами государств – членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством РФ и Правительством США относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения от 29 января 1998 г. устанавливает новое понятие – «уголовная ответственность персонала».
Заключение
Международное космическое право - это совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства и устанавливающих его правовой режим.
К источникам МКП относят:
1) международные договоры, выработанные ООН или под ее руководством:
- Договор о
принципах деятельности
- Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975г.;
- Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979г.;
- Соглашение
о спасении космонавтов и
- Конвенция о
международной ответственности
за ущерб, причиненный
2) международно-правовые
акты, частично регулирующие
- Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963г.
- Конвенция о
запрещении военного или
Основные принципы международного космического права:
1) исследование и использование космического пространства на благо и в интересах всех стран;
2) демилитаризация космического пространства;
3) ответственность
государств за свою
4) не нанесение ущерба;
5) всемерная
помощь в случае аварии, бедствия
или вынужденной посадки.
Список использованных источников
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967г.
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963г.
Конвенция о
запрещении военного или любого иного
враждебного использования
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972г.
Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 12 ноября 1974г.
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 5 декабря 1979г.
Соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 27 августа 1996 г.
Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968г.
Международное право: Конспект лекций / МИЭМП; Сост. Живарев В.Е. – М., 2004.
Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма 2009.
Современные проблемы
международного космического права / под
ред. Г.П. Жукова, А.Я. Капустина. М., 2008.