Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:37, контрольная работа
Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси.
На протяжении всего периода существования термин «идеология» наполнялся разным содержанием, что было обусловлено как уровнем развития социального знания, так и собственно идеологическими установками, обусловленными социальными интересами.
Основы идеологии Белорусского государства
1. Происхождение и значение термина «идеология»
Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси.
На протяжении всего периода существования термин «идеология» наполнялся разным содержанием, что было обусловлено как уровнем развития социального знания, так и собственно идеологическими установками, обусловленными социальными интересами.
В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными, умозрительными конструкциями.
К.Маркс и Ф.Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ идеологии был дан Марксом и Энгельсом. Марксизм рассматривал идеологию как часть «надстройки» над экономическим базисом, опосредованным социальной структурой общества.
С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Она является квинтэссенцией социально-классового интереса.
Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией. Они подчеркивали, что в отличие от идеологов, сумели найти научный метод познания социальных процессов. Термин «научная идеология» принадлежит В.И.Ленину, который применил данное понятие к марксизму.
Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления. Это систематизирующий и интегративный феномен имманентно присущий современному социально и классово стратифицированному обществу.
Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его. Идеологические конструкции – это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в соответствии с определенными социальными интересами.
Исходным пунктом идеологии является идея. Концептуализация идеи происходит в определенной интеллектуальной среде. Но чтобы стать политической идеологией, концепция должна воздействовать на общественное сознание и порождать политические движения. Идеология выступает как ориентационно-мотивационная модель миропонимания и миропреобразования.
Цель идеологии – формирование сознания людей и формирование их поведением путем воздействия на сознание. Идеология наделяет смыслом действия социальных слоев, классов, отдельных личностей в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывает к жизни определенную практику.
2. Основные
идеологические течения
Либерализм и неолиберализм. Либерализм как самостоятельное идеологическое течение возник в конце XVII в. и окончательно сформировался к середине XIX в. благодаря трудам Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милла, А. Смита и др. В основе либеральной идеологии лежит концепция о приоритете личных прав и свобод над всеми иными (обществом, государством). При этом из всех свобод предпочтение отдается экономическим свободам (свободе предпринимательства, приоритету частной собственности).
Основополагающими признаками либерализма являются:
• свобода личности;
• уважение и соблюдение прав человека;
• свобода частного владения и предпринимательства;
• правовое равенство граждан;
• договорная система образования государства;
• разделение властей, идея свободных выборов всех институтов власти;
• невмешательство государства в частную жизнь.
Однако следование
классической модели либеральной идеологии
привело к поляризации
В результате длительных
дискуссий и теоретических
В основу программы неолибералов легли такие идеи, как: консенсус управляющих и управляемых; необходимость участия масс в политическом процессе; демократизация процедуры принятия политических решений; государственное ограничение деятельности монополий.
Неолиберализм позволил оградить личность от злоупотреблений и негативных последствий рыночной системы. Основные ценности неолиберализма были заимствованы другими идеологическими течениями. Он привлекателен тем, что служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства.
Консерватизм и неоконсерватизм. В основе консерватизма (от лат. conservare — сохранять, охранять) лежат идеи незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, естественной иерархии и привилегий определенного слоя населения, моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности.
В XX в. консерватизм вынужден был признать многие либеральные ценности и значительно терпеливее стал относиться к новаторским идеям в политике и общественной жизни. Однако в его основе остались идеи укрепления законности, государственной дисциплины и порядка, неприятие радикальных реформ.
Неоконсерватизм — стремление приспособить традиционные ценности консервативного толка к реалиям Современного постиндустриального общества. Отстаивая такие духовные ценности, как семья, религия, мораль, а также социальную стабильность, взаимную ответственность граждан и государства, уважение прав человека, неоконсерватизм находит немало приверженцев среди избирателей. Партии, основанные на идеях консерватизма, существуют в США (Республиканская партия), Японии (Либерально-консервативная), Англии (Консервативная). И число сторонников этого идейного течения продолжает расти. Консерваторы наращивают свой политический капитал во Франции, Германии и других странах мира.
Социализм (коммунизм). Социализм (от лат. socialis — общественный — идейное течение, целью которого является построение бесклассового общественно-политического строя, основанного на общественной собственности и полном (экономическом, политическом, социальном) равенстве всех граждан.
К. Маркс и Ф. Энгельс являются основоположниками коммунистической идеологии. В работе «Манифест Коммунистической партии» (1848) они сформулировали ее основные принципы. Коммунистическая идеология обосновывает необходимость и неизбежность радикального переустройства общества путем свержения буржуазного строя и установления диктатуры пролетариата. В качестве конечной цели революционных реформ предполагается построение бесклассового общества, основанного на общественном самоуправлении.
Социалистическая (коммунистическая) идеология предлагает следующие принципы устройства социалистического (коммунистического) общества:
• отмена частной собственности на средства производства;
• отсутствие эксплуатации человека человеком;
• плановое развитие экономики, отсутствие безработицы, неуклонный рост благосостояния всего народа;
• обеспечение равного права на труд и его вознаграждение в соответствии с принципом «от каждого — по способности, каждому — по труду»;
• бесплатные и общедоступные такие социальные блага, как жилье, образование, медицинское обслуживание;
• утверждение
и реализация идей гуманизма и
демократии. Попытки реализовать
идеи социализма (коммунизма) предпринимались
в СССР и многих других странах. Итоги
этих экспериментов оказались
Фашизм. Идеологические истоки фашизма (от итал. fascio — пучок, связка, объединение) восходят к элитарным идеям Платона, Гегеля. Это крайне реакционное, антидемократическое, правоэкс-тремистское идейно-политическое движение, одна из разновидностей тоталитаризма.
Германский фашизм использовал для своих теоретических обоснований идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.
Как социально-политическое явление фашизм возник в начале XX в. в период индустриализации общества и связанных с ней острых кризисных процессов, разрушавших устоявшиеся экономические и социально-политические субкультуры. Фашизм отличается от других традиционных тоталитарных режимов тем, что черпает свои силы в массовом движении недовольных граждан. Массовые движения в условиях глубокого экономического и политического кризисов легко поддаются различного рода манипулированию. Идеология, способная в простой, доступной форме определить цели и способы их достижения, быстро овладевает находящимися под давлением различного рода проблем массами. И чем глубже кризис, поразивший общество, тем больше шансов у фашистской идеологии овладеть массовым сознанием.
Фашизм как идейно-политическое движение и как политический режим возник в 20-е гг. XX в. в Италии, а затем в Германии, Португалии, Испании и других странах.
Наиболее характерными для фашистской идеологии и фашистских режимов являются следующие признаки:
• культ насилия и вождя;
• крайний национализм и даже расизм;
• воинствующий антикоммунизм;
• тотальный контроль за обществом и личностью;
• отсутствие демократических прав и свобод;
• широкое использование государственного регулирования в экономической сфере;
• агрессивность и экспансионизм во внешней политике;
• идеологическая и политическая нетерпимость.
В настоящее время фашистская идеология существует в форме неофашизма и находит своих сторонников во многих странах. Особую активность профашистские организации проявляют во Франции, Австрии, Германии. В России также существует опасность распространения фашистской идеологии. Ее рост стимулируют нерешенные экономические, социальные, межэтнические проблемы, безработица среди молодежи и неэффективная миграционная политика государства.
Национализм. Как
идеология национализм
Благодаря тому, что национальная принадлежность предполагает общность таких социокультурных признаков, как язык, традиции, обычаи, менталитет, единую конфессиональную принадлежность и др., национализм сравнительно легко может объединить под своими знаменами представителей определенного этноса. При этом конфронтация с другими этническими группами только способствует консолидации национальной общности.
Различают две разновидности национализма: 1) национализм как форма протеста против национального угнетения и бесправия этноса; 2) национализм как способ обоснования превосходства своей нации над другими. Первая направлена против национального угнетения, колониальной зависимости, различных форм национальной дискриминации. Такой национализм играет прогрессивную роль. Вторая по своей природе, целям и методам их достижения является реакционной. Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Однако как только стереотипы становятся востребованными, они могут проявиться в полной мере.
3. Концепция
деидеологизации и
В конце XX в. произошло крушение большинства идеологий, что позволило артикулировать тезис о «конце идеологии», то есть о деидеологизации, отказе от идеологии. Эта идея была провозглашена технократически ориентированными западными теоретиками постиндустриального общества Д. Беллом, Дж. Гелбрайтом, которые уменьшение роли идеологии связывали с усилением точного знания, беспрепятственным распространением информации, появлением нового класса менеджеров, свободных от давления политиков и идеологов.
Идея «конца идеологии», озвученная в свое время К. Мангеймом и актуализированная в 60-е гг. прошлого века технократами, входит, однако, в противоречие с утверждением Ф. Ницше о «вечности» идеологии, поскольку она коренится в психологических и ценностных предпосылках индивида. Идеологию невозможно устранить, как невозможно устранить оценочные суждения. Устойчивость архетипа идеологии в общественном сознании и в социально-исторической практике принято видеть в том, что она есть в принципе религиозно-мотивированная, секуляризированная система ориентаций. Идеология, подобно древним мифам о происхождении мира, обладает в сознании ее воспринимающих объясняющей силой, но обращенной, по мнению А. Глюксмана, не к прошлому, а к желаемому будущему. Эксплицируя идеологию в контексте культуры, Ф. Ницше сформулировал закон «вечного возвращения», согласно которому смерть одной из форм культуры сопровождается рождением новой.
Информация о работе Основы идеологии Белорусского государства