Основы идеологии Белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:37, контрольная работа

Краткое описание

Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси.
На протяжении всего периода существования термин «идеология» наполнялся разным содержанием, что было обусловлено как уровнем развития социального знания, так и собственно идеологическими установками, обусловленными социальными интересами.

Вложенные файлы: 1 файл

идеология .doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы идеологии  Белорусского государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Происхождение и значение термина «идеология»

Термин «идеология»  появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный  оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси.

На протяжении всего периода существования термин «идеология» наполнялся разным содержанием, что было обусловлено как уровнем развития социального знания, так и собственно идеологическими установками, обусловленными социальными интересами.

В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными, умозрительными конструкциями.

К.Маркс и Ф.Энгельс  подходили к анализу идеологий  с классовых позиций. Впервые  развернутый марксистский анализ идеологии был дан Марксом и Энгельсом. Марксизм рассматривал идеологию как часть «надстройки» над экономическим базисом, опосредованным социальной структурой общества.

С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Она является квинтэссенцией социально-классового интереса.

Свое учение Маркс  и Энгельс не считали идеологией. Они подчеркивали, что в отличие от идеологов, сумели найти научный метод познания социальных процессов. Термин «научная идеология» принадлежит В.И.Ленину, который применил данное понятие к марксизму.

Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления. Это систематизирующий и интегративный феномен имманентно присущий современному социально и классово стратифицированному обществу.

Отражая социальные конфликты  и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология  выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его. Идеологические конструкции – это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в соответствии с определенными социальными интересами.

Исходным пунктом идеологии  является идея. Концептуализация идеи происходит в определенной интеллектуальной среде. Но чтобы стать политической идеологией, концепция должна воздействовать на общественное сознание и порождать политические движения. Идеология выступает как ориентационно-мотивационная модель миропонимания и миропреобразования.

Цель идеологии – формирование сознания людей и формирование их поведением путем воздействия на сознание. Идеология наделяет смыслом действия социальных слоев, классов, отдельных личностей в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывает к жизни определенную практику.

 

2. Основные  идеологические течения современности

Либерализм и неолиберализм. Либерализм как самостоятельное идеологическое течение возник в конце XVII в. и окончательно сформировался к середине XIX в. благодаря трудам Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милла, А. Смита и др. В основе либеральной идеологии лежит концепция о приоритете личных прав и свобод над всеми иными (обществом, государством). При этом из всех свобод предпочтение отдается экономическим свободам (свободе предпринимательства, приоритету частной собственности).

Основополагающими признаками либерализма являются:

• свобода личности;

• уважение и  соблюдение прав человека;

• свобода частного владения и предпринимательства;

• правовое равенство  граждан;

• договорная система  образования государства;

• разделение властей, идея свободных выборов всех институтов власти;

• невмешательство  государства в частную жизнь.

Однако следование классической модели либеральной идеологии  привело к поляризации общества. Ничем не ограниченный либерализм в  экономике и политике не обеспечивал  социальной гармонии и справедливости. Идеи либерализма стили переживать кризис.

В результате длительных дискуссий и теоретических поисков  во второй половине XX в. была выработана обновленная концепция либерализма  — неолиберализм.

В основу программы  неолибералов легли такие идеи, как: консенсус управляющих и управляемых; необходимость участия масс в политическом процессе; демократизация процедуры принятия политических решений; государственное ограничение деятельности монополий.

Неолиберализм позволил оградить личность от злоупотреблений  и негативных последствий рыночной системы. Основные ценности неолиберализма были заимствованы другими идеологическими течениями. Он привлекателен тем, что служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства.

Консерватизм  и неоконсерватизм. В основе консерватизма (от лат. conservare — сохранять, охранять) лежат идеи незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, естественной иерархии и привилегий определенного слоя населения, моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

В XX в. консерватизм вынужден был признать многие либеральные  ценности и значительно терпеливее стал относиться к новаторским идеям  в политике и общественной жизни. Однако в его основе остались идеи укрепления законности, государственной  дисциплины и порядка, неприятие радикальных реформ.

Неоконсерватизм — стремление приспособить традиционные ценности консервативного толка  к реалиям Современного постиндустриального  общества. Отстаивая такие духовные ценности, как семья, религия, мораль, а также социальную стабильность, взаимную ответственность граждан и государства, уважение прав человека, неоконсерватизм находит немало приверженцев среди избирателей. Партии, основанные на идеях консерватизма, существуют в США (Республиканская партия), Японии (Либерально-консервативная), Англии (Консервативная). И число сторонников этого идейного течения продолжает расти. Консерваторы наращивают свой политический капитал во Франции, Германии и других странах мира.

Социализм (коммунизм). Социализм (от лат. socialis — общественный — идейное течение, целью которого является построение бесклассового общественно-политического строя, основанного на общественной собственности и полном (экономическом, политическом, социальном) равенстве всех граждан.

К. Маркс и  Ф. Энгельс являются основоположниками коммунистической идеологии. В работе «Манифест Коммунистической партии» (1848) они сформулировали ее основные принципы. Коммунистическая идеология обосновывает необходимость и неизбежность радикального переустройства общества путем свержения буржуазного строя и установления диктатуры пролетариата. В качестве конечной цели революционных реформ предполагается построение бесклассового общества, основанного на общественном самоуправлении.

Социалистическая (коммунистическая) идеология предлагает следующие принципы устройства социалистического (коммунистического) общества:

• отмена частной  собственности на средства производства;

• отсутствие эксплуатации человека человеком;

• плановое развитие экономики, отсутствие безработицы, неуклонный рост благосостояния всего народа;

• обеспечение  равного права на труд и его  вознаграждение в соответствии с  принципом «от каждого — по способности, каждому — по труду»;

• бесплатные и  общедоступные такие социальные блага, как жилье, образование, медицинское обслуживание;

• утверждение  и реализация идей гуманизма и  демократии. Попытки реализовать  идеи социализма (коммунизма) предпринимались  в СССР и многих других странах. Итоги  этих экспериментов оказались достаточно неутешительными.

Фашизм. Идеологические истоки фашизма (от итал. fascio — пучок, связка, объединение) восходят к элитарным идеям Платона, Гегеля. Это крайне реакционное, антидемократическое, правоэкс-тремистское идейно-политическое движение, одна из разновидностей тоталитаризма.

Германский фашизм использовал для своих теоретических обоснований идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.

Как социально-политическое явление фашизм возник в начале XX в. в период индустриализации общества и связанных с ней острых кризисных процессов, разрушавших устоявшиеся экономические и социально-политические субкультуры. Фашизм отличается от других традиционных тоталитарных режимов тем, что черпает свои силы в массовом движении недовольных граждан. Массовые движения в условиях глубокого экономического и политического кризисов легко поддаются различного рода манипулированию. Идеология, способная в простой, доступной форме определить цели и способы их достижения, быстро овладевает находящимися под давлением различного рода проблем массами. И чем глубже кризис, поразивший общество, тем больше шансов у фашистской идеологии овладеть массовым сознанием.

Фашизм как  идейно-политическое движение и как  политический режим возник в 20-е  гг. XX в. в Италии, а затем в Германии, Португалии, Испании и других странах.

Наиболее характерными для фашистской идеологии и фашистских режимов являются следующие признаки:

• культ насилия  и вождя;

• крайний национализм  и даже расизм;

• воинствующий антикоммунизм;

• тотальный контроль за обществом и личностью;

• отсутствие демократических  прав и свобод;

• широкое использование  государственного регулирования в  экономической сфере;

• агрессивность  и экспансионизм во внешней политике;

• идеологическая и политическая нетерпимость.

В настоящее  время фашистская идеология существует в форме неофашизма и находит  своих сторонников во многих странах. Особую активность профашистские организации  проявляют во Франции, Австрии, Германии. В России также существует опасность  распространения фашистской идеологии. Ее рост стимулируют нерешенные экономические, социальные, межэтнические проблемы, безработица среди молодежи и неэффективная миграционная политика государства.

Национализм. Как  идеология национализм представляет собой разновидность группового эгоизма и обосновывает превосходство «своей» нации над другими. Национализм возводит принадлежность к своей нации в политический принцип или программу, в основе которой заложен приоритет своих национальных (этнических) интересов за счет ущемления интересов других этносов.

Благодаря тому, что национальная принадлежность предполагает общность таких социокультурных  признаков, как язык, традиции, обычаи, менталитет, единую конфессиональную принадлежность и др., национализм  сравнительно легко может объединить под своими знаменами представителей определенного этноса. При этом конфронтация с другими этническими группами только способствует консолидации национальной общности.

Различают две  разновидности национализма: 1) национализм  как форма протеста против национального угнетения и бесправия этноса; 2) национализм как способ обоснования превосходства своей нации над другими. Первая направлена против национального угнетения, колониальной зависимости, различных форм национальной дискриминации. Такой национализм играет прогрессивную роль. Вторая по своей природе, целям и методам их достижения является реакционной. Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Однако как только стереотипы становятся востребованными, они могут проявиться в полной мере.

 

3. Концепция  деидеологизации и реидеологизации

В конце XX в. произошло  крушение большинства идеологий, что  позволило артикулировать тезис  о «конце идеологии», то есть о деидеологизации, отказе от идеологии. Эта идея была провозглашена технократически ориентированными западными теоретиками постиндустриального общества Д. Беллом, Дж. Гелбрайтом, которые уменьшение роли идеологии связывали с усилением точного знания, беспрепятственным распространением информации, появлением нового класса менеджеров, свободных от давления политиков и идеологов.

Идея «конца идеологии», озвученная в свое время К. Мангеймом и  актуализированная в 60-е гг. прошлого века технократами, входит, однако, в противоречие с утверждением Ф. Ницше о «вечности» идеологии, поскольку она коренится в психологических и ценностных предпосылках индивида. Идеологию невозможно устранить, как невозможно устранить оценочные суждения. Устойчивость архетипа идеологии в общественном сознании и в социально-исторической практике принято видеть в том, что она есть в принципе религиозно-мотивированная, секуляризированная система ориентаций. Идеология, подобно древним мифам о происхождении мира, обладает в сознании ее воспринимающих объясняющей силой, но обращенной, по мнению А. Глюксмана, не к прошлому, а к желаемому будущему. Эксплицируя идеологию в контексте культуры, Ф. Ницше сформулировал закон «вечного возвращения», согласно которому смерть одной из форм культуры сопровождается рождением новой.  

Информация о работе Основы идеологии Белорусского государства