Политическая власть и политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 05:08, курсовая работа

Краткое описание

Прежде чем начать свою работу, мне хотелось бы выделить что, речь в ней пойдет о взаимосвязях и взаимоотношениях двух этих политических понятий. Проблематика моей темы состоит в том, что бы разобраться, насколько и каким образом осуществляется взаимосвязь «политической культуры» и «политической власти». И данная проблема является очень важной в современном мире политики, т.к. два этих понятия переплетаются с самим понятием государства, и их влияние незаменимая составляющая жизни общества и власти. Так же актуальность этой проблемы поясняет в своей работе «Политическая культура и политическая власть в эпоху глобализации» Гуторов В.А., в данной статье рассматривается вид на политические события определенного промежутка времени, с точки зрения глобализации и её связи с политикой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Политическая власть: понятие, источники, виды.
1.1 Понятие «политическая власть»
1.2 Источники «политической власти»
1.3 Виды политической власти
2. Политическая культура: сущность, содержание, функции.
2.1 Сущность «политической культуры»
2.2 Содержание «политической культуры»
2.3 Функции «политической культуры»
2.4 Типология политических культур
3. «Политическая власть и политическая культура»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая(Политичсекая власть и политическая культура).docx

— 59.31 Кб (Скачать файл)

3. Поведенческие элементы: различные формы участия граждан в политической деятельности. Политическое поведение — это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и ее индивидуальное поведение.

Существуют различные  точки зрения на проблему участия  рядовых граждан в политической жизни общества. Интересна в этом плане «теория индустриальной политической демократии» Э. Фромма, которая связывает нерешенные проблемы западного общества с политической пассивностью. По Фромму, активность является высшим критерием демократичности общества. «Участвуя в жизни общества, люди обнаруживают, что жизнь становится более интересной и стимулирующей. Действительно, подлинную политическую демократию можно было бы определить как демократию, при которой жизнь становится интересной». Он видит пути повышения активности личности в переходе от бюрократической структуры к методам гуманного управления, при которых развиваются активность человека и его творчество, помогающие преодолеть или ограничить «злокачественную агрессивность» индивидов.

Иную позицию занял  видный британский политолог первой половины XX в. Г. -Д. Ласки, который считал, что контекст жизни, наиболее важный для большинства, — это частный контекст, а полагать, что люди являются активными и постоянными политическими существами — серьезная ошибка. С этой мыслью согласны Алмонд и Верба, которые всеобщее участие в политике считают утопией. В идеальной культуре гражданственности (по их мнению) активность и вовлеченность граждан в политику должны уравновешиваться некоторой долей пассивности и неучастия.

 

3.3Функции «политической  культуры»

Значимость политической культуры для личности, группы, общества находит отражение в ее функциях. Можно выделить следующие основные функции политической культуры.

Теоретико-познавательная функция заключается в полном и конкретном познании тех или иных сторон политической жизни общества, в понимании ее как целостного явления. Это накапливание политических знаний, систематизация их, вооружение ими граждан общества.

Функция удовлетворения политических потребностей. Эта функция связана с ростом значения политики как социального феномена. Если в начале нашего века политике отводилась роль «ночного сторожа» свободы индивида, то сейчас ни один человек не может чувствовать себя свободным от политики. Политика — необходимость и потребность современного человека, поскольку она является указателем и ограничителем его многообразных действий. Это способствует формированию потребностей людей не только в политических убеждениях и оценках, но часто и в политической активности, в формах участия, кажущихся человеку наиболее предпочтительными. Для современного общества в целом характерен чрезмерно высокий интерес к политике.

Воспитательная  функция заключается в формировании политического сознания граждан: политических ценностей, чувств, испытываемых к властям, правительству, политической системе в целом, оценок, суждений, мнений о политике и др. Она включает закрепление и передачу из поколения в поколение политических норм, ценностей, установок.

Коммуникативная функция. Совместное участие людей в политическом процессе способствует их общению, а, следовательно, взаимопониманию. Оно предполагает наличие определенной взаимозависимости людей, которая должна основываться на контактах между ними и на осознанной общности в политических взглядах и убеждениях. Условием реализации этой функции является такое положение, когда люди участвуют в политическом процессе и при этом чувствуют, что они свободны поддерживать любые политические партии и сипы.

Интегративная функция политической культуры прямо следует из коммуникативной. Процесс формирования политической культуры общества, отдельных индивидов способствует объединению разнородных элементов общественной системы, повышению уровня ее целостности и организованности. Она содействует упорядочению отношений между индивидами, политическими партиями, государством и пр.

 

 

 

 

 

2.4 Типология политических  культур

Самая распространенная и  принятая многими политологами классификация политических культур предложена Г.Алмондом и С.Вербой.

В зависимости от специфики  ориентации и степени участия  в политической жизни они выделили три основных типа:

1. «Патриархальная политическая культура». На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политическая ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Представлений относительно политической системы (которой нет) и, соответственно, установок в отношении к ней просто не существует.

2. «Подданническая политическая культура». Специализированные политические институты уже существуют, и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордость, неприязнь, воспринимая их как законные или как незаконные. Но отношение к политической системе носит пассивный характер без стремления изменить что-либо своими силами или участвовать в процессе принятия политических решений, влиять на них. Этот тип культуры характеризуется низкой политической активностью субъектов.

3. «Активистская политическая культура», или «политическая культура участия». Члены общества не только формируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом.12

Американские авторы отмечают, что в реальной политической жизни  эти типы в чистом виде не существуют. Взаимодействуя между собой, они  образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа смешанных политических культур: патриархально - подданническая, подданически - активистская, патриархально - активистская.

Патриархально - подданническая – большая часть населения как бы ни затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры характерен, к примеру, для средневековой Европы.

Подданически - активистская политическая культура предполагает, что подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются на политическое поведение. Вместе с тем, одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего, а другая воспринимает существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них не зависимое и стремится оказать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов.

Патриархально - активистская – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества сосуществуют традиционно-патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран.

Существует и другая известная  классификация политической культуры, данная Д.Каванахом. В ее основе – распределение политических ориентации. Выделяются:

1) гомогенная (однородная) политическая  культура, которая характеризуется  единством общества по основополагающим  ценностям и толерантностью. Примером  могут служить англо-американские  демократии, в которых имеется  согласие по поводу основных  принципов сосуществования в  политическом сообществе, т.е. консенсус  в отношении политического режима  и политических ценностей, низкий  уровень конфликтности, преобладание  юридически-правовых способов разрешения  политических противоречий, лояльность  граждан по отношению к своей  политической системе;

2) фрагментарная политическая  культура, которая отличается конфликтной оппозиционностью различных субкультур. Она характерна, например, для Италии, Франции, России, где граждане имеют различные убеждения, проявляющиеся в отношении к важнейшим вопросам политической жизни и политического устройства. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам.

По уровню общности выделяют:

а) общую политическую культуру – наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения;

б) субкультуры, каждая из которых  есть совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерна для определенных социальных групп и регионов и отличается от доминирующей в обществе (социально-классовые, национально-этнические, религиозные, региональные и т.д.).

 

 

 

3. «Политическая власть и политическая культура»

В политике как в системе  можно рассматривать связь «политическая  власть – политическая культура», так  и «политическая культура – политическая власть». Для начала рассмотрим политическую культуру как средство осуществление  власти.

Направления политики и ее действенность определяются не только существующим соотношением социальных сил, но и политической культурой  общества на определенном этапе его  развития. 
 
В современных политических исследованиях существует свыше 30 определений политической культуры. Значительное расхождение во взглядах на одно и то же явление объясняется его сложностью и недостаточным изучением. Так, Дж. Алмонд и С. Ива определяют политическую культуру как совокупность психологических ориентаций людей относительно политических объектов. По их мнению, политическая культура нации есть особый распределение образцов ориентации относительно политических объектов среди представителей определенной нации. 
Политическая культура представляет собой характеристику всего политической жизни, поэтому ее нельзя сводить к отдельным, хотя и очень важным явлениям этой сферы общественной жизни, например, только к политическому сознанию или политическому поведению.  
 
Конечно, политическая культура включает в себя не все политическое сознание и политическое поведение, а лишь то устоявшееся, типичное, что характерно для политической жизни общества, для политического сознания и поведения основной массы населения, словом, то, что вошло в привычку. 
 
К ней относятся: знания о политике; оценка политических явлений, оценочная мнение того, как должна осуществляться власть, эмоциональную сторону политических позиций - любовь к Родине, ненависть к ее врагам и т.п.; признание определенных моделей поведения, которые действуют в обществе, стремление их подражать. 
 
Политическая культура характеризует как общество в целом, так и определенные его составные части - классы, социальные группы, нации, отдельных индивидов. Что касается общества в целом, то подразумевается синтез политических культур всех действующих в нем общностей при доминирующей роли культуры господствующего класса или определенной социальной группы. Нельзя толковать политическую культуру общества как сумму субкультур. Она вбирает в себя наиболее устойчивые, типичные признаки, которые характеризуют политическое сознание и поведение основной массы населения, те политические стереотипы, которые преобладают в определенном обществе. Политическая культура содержит в себе следы политической культуры и традиций прошлого. 
 
Под политической культурой классов или других больших социальных групп понимается совокупность черт, которые определяются, прежде всего, социально-политическим статусом общности - или она господствующая, или нет, консервативная ли революционная, а также ее общей, прежде всего духовной культурой. Политическая культура общности включает в себя определенные представления о справедливости или несправедливости существующего строя, его правомерность или неправомерность, цели и способы политической борьбы.  
 
Именно разнообразие культур во времени и пространстве объясняет, почему некоторые политические системы, которые отвечают одним условиям, оказываются неэффективными в других условиях, чем политические действия, эффективные в отношении одних народов, не являются результативными для других. В связи с этим особое значение приобретают различия, вытекающие из своеобразия национальных культур. Опыт политического развития показывает, что национальный характер существенно сказывается на политическом поведении того или иного народа в различных жизненных ситуациях, на его политической культуре.

Если же рассматривать  политическую культуру как часть  политической власти, то можно придти к не большим выводам, что культура, лишь не большая составляющая одного из уровней политической власти. Основная функция политической власти – управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочайших предназначений политической власти заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. Конкретизируя эту функцию еще дальше, следует отметить, что в ее выполнении у каждой политической власти свои задачи и цели, свои конкретные программы, свои ресурсы и т.д.

В системе политической власти различают три функциональных взаимодействующих  ее уровня. Высший уровень – макрополитическая  система высших органов власти (законодательных, исполнительных, судебных). Средний, или  промежуточный, уровень – это  аппарат политической власти среднего звена, бюрократия разных рангов. Средний  уровень является звеном, которое  связывает институциональную власть с неформальной – общественными  организациями, партиями, движениями –  и населением. Третий уровень –  это микроуровень политической власти. Он включает непосредственное политическое общение людей, малых групп. На этом уровне складываются мнения людей о  политике, формируются их убеждения, политическая культура в целом. Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится политической культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы является исследование взаимосвязей политической власти и политической культуры. На основе изученных выше материалов следует  четко закрепить структуру этих отношений, функций и методов  её реализации.

Изначально были раскрыты сами понятия и их термины, виды, типы, включающие общее описание понятий, на базе изученных статей и работ были раскрыты методы и средства понятий в современном мире.

Необходимо понимать, что  совокупность задач и их выполнения, политической власти и политической культуры создаю общую систему средств  и методов политики. Структура  исследования такова, что подведение итогов озвучено в конце самой  работы, так как, взаимоотношения  политической власти и политической культуры относительна точки её рассмотрения.

Информация о работе Политическая власть и политическая культура