Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:48, реферат
Краткое описание
Ракетный двигатель — реактивный двигатель, источник энергии и рабочее тело которого находится в самом средстве передвижения. Ракетный двигатель — единственный практически освоенный для вывода полезной нагрузки на орбиту искусственного спутника Земли и применения в условиях безвоздушного космического пространства тип двигателя. Другие типы двигателей, пригодные для применения в космосе (например, солнечный парус, космический лифт) пока еще не вышли из стадии теоретической и/или экспериментальной отработки.
Ракетный двигатель — реактивный двигатель, источник энергии и рабочее тело которого находится в самом
средстве передвижения. Ракетный двигатель
— единственный практически освоенный
для вывода полезной нагрузки на орбиту
искусственного спутника Земли и применения
в условиях безвоздушного космического пространства тип двигателя.
Другие типы двигателей, пригодные для
применения в космосе (например, солнечный парус, космический
лифт) пока еще не вышли
из стадии теоретической и/или экспериментальной
отработки.
Сила тяги в ракетном двигателе
возникает в результате преобразования
исходной энергии в кинетическую
энергию реактивной струи рабочего
тела. В зависимости от вида энергии, преобразующейся
в кинетическую энергию реактивной струи,
различают химические ракетные
двигатели, ядерные ракетные
двигатели и электрические ракетные
двигатели.
Характеристикой эффективности
ракетного двигателя является удельный
импульс (в двигателестроении
применяют несколько другую характеристику
— удельная тяга)
— отношение количества движения, получаемого
ракетным двигателем, к массовому расходу
рабочего тела. Удельный импульс имеет
размерность м/c, то есть размерность скорости. Для ракетного двигателя, работающего
на расчетном режиме (при равенстве давления
окружающей среды и давления газов на
срезе сопла), удельный импульс численно
равен скорости истечения рабочего тела
из сопла.
Двигательная установка Спейс шаттласочетает в себе основные типы
химических ракетных двигателей:
боковые ускорители — РДТТ;
маршевые двигатели орбитера — ЖРД.
Наиболее распространены химические ракетные двигатели, в которых,
в результате экзотермической химической реакции горючего и окислителя (вместе именуемыетопливом), продукты сгорания нагреваются
в камере сгорания до высоких температур,
расширяясь, разгоняются в сверхзвуковом
сопле и истекают из двигателя.Топливо химического ракетного двигателя
является источником как тепловой энергии,
так и газообразного рабочего тела, при расширении которого его
внутренняя энергия преобразуется в кинетическую
энергию реактивной струи.
В твердотопливном
двигателе (РДТТ) горючее и окислитель
хранятся в форме смеси твёрдых веществ,
а топливная ёмкость одновременно выполняет
функции камеры сгорания. Твердотопливный
двигатель и ракета, оборудованная им,
конструктивно устроены гораздо проще
всех других типов ракетных двигателей
и соответствующих ракет, а потому они
надёжны, дёшевы в производстве, не требуют
больших трудозатрат при хранении и транспортировке,
время подготовки их к пуску минимально.
Поэтому в настоящее время они вытесняют
другие типы ракетных двигателей из области
военного применения. Вместе с тем, твёрдое
топливо энергетически менее эффективно,
чем жидкое. Удельный импульс твердотопливных
двигателей составляет 2000 — 3000 м/с. Тяга —
свыше 1300тс (ускоритель Спейс Шаттла).
В жидкостных ракетных
двигателях (ЖРД) горючее и окислитель
пребывают в жидком агрегатном
состоянии. Они подаются в камеру
сгорания с помощью турбонасосной или
вытеснительной систем подач. Жидкостные
ракетные двигатели допускают регулирование
тяги в широких пределах, и многократное
включение и выключение, что особенно
важно при маневрировании в космическом
пространстве. Удельный импульс ЖРД достигает
4500 м/c. Тяга — свыше 800тс (РД-170). По совокупности этих свойств
ЖРД предпочтительны в качестве маршевых
двигателей ракет-носителей космических аппаратов, и маневровых
двигателей КА.
В качестве пары горючее + окислитель
могут использоваться различные компоненты.
В современных криогенных двигателях
используется пара жидкий кислород + жидкий
водород (наиболее эффективные компоненты
для ЖРД). Другой группой компонентов являются
самовоспламеняющиеся при контакте друг
с другом, пример такой схемы — азотный
тетраоксид + несимметричный диметилгидразин.
Довольно часто применяется пара жидкий
кислород + керосин. Существенно соотношение
компонентов: на 1 часть горючего может
подаваться от 1 части окислителя (топливная
пара кислород + гидразин) до 5 и даже 19 частей окислителя
(топливные пары азотная кислота + керосин и фтор + водород[1]соответственно).
Обладая сравнительно невысоким
удельным импульсом (в сравнении с электрическими
ракетными двигателями), химические ракетные
двигатели позволяют развивать большую
тягу, что особенно важно при создании
средств выведения полезной нагрузки
на орбиту или для осуществления межпланетных
полётов в относительно короткие сроки.
На конец 1-го десятилетия XXI в.
все, без исключения, ракетные двигатели,
применяемые в ракетах военного назначения,
и все, без исключения, двигатели ракет-носителей
космических аппаратов — химические.
Следует также отметить, что
на 2013 год, для химических ракетных двигателей
практически достигнут предел энергетических
возможностей топлива, и поэтому теоретически
не предвидится возможность существенного
увеличения их удельного импульса[2], а это ограничивает
возможности ракетной техники, базирующейся
на использовании химических двигателей,
уже освоенными двумя направлениями:
Космические полёты в околоземном
пространстве (как пилотируемые, так и
беспилотные).
Исследование космоса в пределах Солнечной системы с помощью автоматических аппаратов
(космические аппараты серий "Венера"
и "Марс", Вояджер, Галилео, Кассини-Гюйгенс,Улисс).
Если кратковременная пилотируемая
экспедиция к Марсу или Венере с использованием химических
двигателей ещё представляется возможной
(хотя существуют сомнения
в целесообразности такого рода полётов[3]), то для путешествия
к более далёким объектам Солнечной системы размеры необходимой для этого
ракеты и длительность полёта выглядят
нереалистично.
Для ряда случаев выгодно применять гибридные ракетные
двигатели, в котором один компонент
ракетного топлива хранится в твёрдом
состоянии, а другой (как правило — окислитель) —
в жидком. Такие двигатели обладают меньшей
стоимостью, чем жидкостные, более надёжны.
В отличие от твёрдотопливных, допускают
многократное включение. При длительном
хранении заряда его характеристики ухудшаются
незначительно.
Ядерный ракетный двигатель
— реактивный двигатель, рабочее тело
в котором (например, водород, аммиак и
др.) нагревается за счет энергии, выделяющейся
при ядерных реакциях (распада или термоядерного
синтеза). Различают радиоизотопные, ядерные
и термоядерные
ракетные двигатели.
Ядерные ракетные двигатели
позволяют достичь значительно более
высокого (по сравнению с химическими
ракетными двигателями) значения удельного
импульса благодаря большой скорости
истечения рабочего тела (от 8 000 м/с до 50
км/с и более). Вместе с тем, общая тяга
ЯРД может быть сравнима с тягой химических
ракетных двигателей, что создает предпосылки
для замены в будущем химических ракетных
двигателей ядерными. Основной проблемой
при использовании ЯРД является радиоактивное
загрязнение окружающей среды факелом
выхлопа двигателя, что затрудняет использование
ЯРД (кроме, возможно, газофазных — см.
ниже), на ступенях ракет-носителей, работающих
в пределах земной атмосферы. Впрочем,
конструктивно совершенный ГФЯРД, исходя
из его расчётных тяговых характеристик,
может легко решить проблему создания
полностью многоразовой одноступенчатой
ракеты-носителя.
ЯРД по агрегатному состоянию
ядерного топлива в них подразделяются
на твёрдо, жидко- и газофазные. В твёрдофазных
ЯРД делящееся вещество, как и в обычных ядерных реакторах, размещено в сборках-стержнях
(ТВЭЛах) сложной формы с развитой поверхностью,
что позволяет эффективно нагревать (лучистой
энергией в данном случае можно пренебречь) газообразное рабочее тело (обычно — водород, реже —аммиак), одновременно являющееся теплоносителем,
охлаждающим элементы конструкции и сами
сборки. Температура РТ ограничена максимальной
допустимой температурой элементов конструкции
(не более 3 000 °К), что ограничивает скорость
истечения. Удельный импульс твердофазного
ЯРД, по современным оценкам, составит
8000—9000 м/с, что более, чем вдвое превышает
показатели наиболее совершенных химических
ракетных двигателей. Такие ядерные ракетные
двигатели были созданы и успешно испытаны
на стендах (программа NERVA в США, ядерный
ракетный двигатель РД-0410 в СССР). Жидкофазные ЯРД являются
более эффективными: ядерное топливо в
их активной зоне находится в виде расплава,
и, соответственно, тяговые параметры
таких двигателей выше (удельный импульс
может достигать величин порядка 1500 с).
В газофазных ЯРД (ГФЯРД) делящееся вещество (например,
уран), также как и рабочее тело, находится
в газообразном состоянии и удерживается
в рабочей зоне электромагнитным полем
(один из многих предложенных вариантов
конструкции). Существует также конструкция
ГФЯРД, в которой ядерное топливо (раскалённый
урановый газ или плазма) заключено в термоустойчивую
оптически прозрачную капсулу, т. н. ядерную
лампу (light bulb) и таким образом полностью
изолировано от омывающего «лампу» потока
рабочего тела, вследствие чего нагрев
последнего происходит за счет излучения
«лампы». В некоторых разработках для
материала ядерной лампы предлагалось
использовать искусственный сапфир или
подобные материалы. В случае же удержания
ядерной плазмы электромагнитным полем
существует небольшая утечка делящегося
вещества во внешнюю среду и в конструкции
предусмотрена подача ядерного топлива
в активную зону для восполнения его количества.
Строго говоря, в случае газофазного
ЯРД лишь часть активной зоны должна находиться
в газообразном состоянии, так как периферийные
части активной зоны могут, за счёт предварительного
контактного подогрева водорода, выделять
до 25 % нейтронной мощности и обеспечивать
критическую конфигурацию активной зоны
при относительно небольшом размере собственно
газообразного ТВЭЛа. Использование, например,
бериллиевого, также охлаждаемого, вытеснителя
нейтронов, позволяет повысить концентрацию
нейтронов в нейтронодефицитном газофазном
ТВЭЛе, в 2-2,5 раза по сравнению с показателем
для твердофазной части зоны. Без такого
«трюка» размеры газофазного ЯРД стали
бы неприемлемо большими, так как для достижения
критичности газофазный ТВЭЛ должен иметь
очень большой размер, из-за низкой плотности
высокотемпературного газа.
Рабочее тело (водород) содержит
частицы углерода для эффективного нагрева за
счёт поглощения лучистой энергии. Термостойкость
элементов конструкции в ЯРД этого типа
не является сдерживающим фактором, поэтому
скорость истечения рабочего тела может
превышать 30 000 м/с (удельный импульс порядка
3000 с.) при температуре рабочего тела на
выходе из сопла до 12000 К. В качестве ядерного
топлива для ГФЯРД предлагается, в частности,
уран-233. Существуют варианты ГФЯРД закрытой
(в том числе с «ядерной лампой») и открытой
схемы (с частичным смешением ядерного
топлива и рабочего тела). Считается, что
газофазные ЯРД могут быть использованы
в качестве двигателей первой ступени,
несмотря на утечку делящегося вещества.
В случае же использования закрытой схемы
ГФЯРД с «ядерной лампой» факел тяги двигателя
может иметь относительно невысокую радиоактивность.
Первые исследования в области
ЯРД были начаты еще в 1950-х гг. На настоящий
момент ядерные ракетные двигатели с делящимся
веществом в твердой фазе находятся на
стадии экспериментальной отработки.
В Советском Союзе и в США твердофазные
ЯРД активно испытывались в 70-х годах XX века. Реактор «NERVA» был готов к использованию
в качестве двигателя третьей ступени
ракеты-носителя «Сатурн V», (см. Сатурн C-5N) однако лунную программу к
этому времени закрыли, а других задач
для этих РН не было. В СССР к концу 1970-х
гг был создан и активно проходил испытания
на стендовой базе в районе Семипалатинска
ядерный ракетный двигатель РД- 0410. Основу этого двигателя с тягой
3,6 т составлял ядерный реактор ИР-100 с
топливными элементами из твердого раствора
карбида урана и карбида циркония. Температура
водорода достигала 3000 К при мощности
реактора ~ 170 МВт.
Газофазные ЯРД в настоящий
момент находятся на стадии теоретической
отработки, однако и в СССР, и в США проводились
также и экспериментальные исследования.
В СССР, в частности, был разработан действующий
тепловыделяющий элемент для ГФЯРД. Ожидается,
что новый толчок к работам над газофазными
двигателями дадут результаты эксперимента
«Плазменный кристалл», проводившегося на орбитальных
космических станциях «МИР» и МКС.