В 1947 г. С.П. Королев, вернувшись
из Германии был назначен главным
конструктором нового ракетного
центра НИИ-88 (ЦНИИмаш) по ракетам дальнего
действия. Перед ним стояла задача
провести летные испытания ракет
А-4 (Фау-2), собранных из немецких узлов
и агрегатов частично в Институте
Нордхаузен, а частично уже в НИИ-88.
С.П. Королев восстановил
сотрудничество с С.И. Вавиловым, уже
Президентом АН СССР, и получил
исчерпывающие консультации, в частности
по ядерной программе. При этом выяснилось,
что физики-ядерщики чрезвычайно
заинтересованы в исследованиях
космических лучей в верхних
слоях атмосферы. Для этого в
филиале НИИ-1 (бывшего РНИИ) разрабатывалась
четырехступенчатая ракета на основе
двигателей ракетных снарядов "Катюши",
с тем чтобы поднять приборы
на высоту хотя бы 50 км. Сразу же было
решено, что эти приборы будут
установлены на готовящихся к
пускам ракетах А-4, что и было
немедленно сделано, поскольку установка
этих приборов и дополнительных средств
телеметрии в головной части, приборном
и хвостовом отсеках не вызывала
больших технических затруднений
и, главное, не изменяла характеристик
ракет в полете [9, с. 122]. Со своей стороны,
С.П. Королев интересовался, как скоро
ядерщики смогут создать пригодный для
установки на ракету заряд и насколько
реальна разработка ракетного двигателя
на ядерной энергии. Первую консультацию
по этим вопросам, по рекомендации С.И.
Вавилова, дал работавший в Курчатовской
команде B.C. Емельянов, с которым у С.П.
Королева сразу же сложились дружеские
отношения, как позднее и с самим И.В. Курчатовым.
Это самым благоприятным образом отразилось
на создании первых в мире королевских
ракет с ядерными боеголовками Р-5М для
сухопутных вооруженных сил, Р-11ФМ для
Военно-морского флота и межконтинентальной
ракеты Р-7 уже с термоядерным зарядом.
Позже под общим руководством С.П. Королева,
И.В. Курчатова и М.В. Келдыша, при непосредственном
научном руководстве В.М. Иевлева в НИИ-1
велась разработка ядерного ракетного
двигателя, закончившаяся успешными испытаниями
стендового прототипа. В дальнейшем на
базе этих разработок были созданы бортовые
ядерные энергетические установки. К сожалению,
об этой научно-технической эпопее, как
и о многих других этапах сотрудничества
ракетно-космической промышленности и
Академии наук СССР, мы здесь можем только
упомянуть.
Повышение дальности полета
баллистических ракет до межконтинентальной
породило целый ряд новых научных
проблем, для решения которых
главный конструктор БРДД С.П. Королев
привлек большое количество научно-исследовательских
институтов Академии наук СССР. В Математическом
институте Академии наук (МИАН), а
затем в Отделении прикладной
математики МИАН академик М.В. Келдыш разворачивает
работы по ракетодинамике, баллистике
и прикладной небесной механике. В
различных химических и материаловедческих
институтах Академии наук разрабатываются
новые конструкционные материалы,
создаются специальные теплозащитные
покрытия, так называемые обмазки. В
Энергетическом институте Академии
наук под руководством члена-корреспондента
А.С. Предводителева разрабатывается
уникальный многотомный справочник
термодинамических свойств индивидуальных
веществ - основа всех термодинамических
и газодинамических расчетов рабочих
процессов в двигательных установках
и при взаимодействии ракет с
окружающей средой в полете. В академическом
институте горючих ископаемых создается
одна из первых лабораторных установок
для "прожига" образцов теплозащитных
материалов.
Успех первых подъемов физических
приборов на ракетах А-4 в октябре
1947 г. и первых уже специально подготовленных
приборных контейнеров с приборами
ФИАН, поднятыми экспериментальной
ракетой Р-1А по вертикали на высоту
102 км, где они были отделены от ракеты
и 28 мая 1949 г. впервые успешно спустились
на парашютах на Землю, позволил принять
решение о начале большой программы
разнообразных высотных ракетных исследований.
20 января 1950 г. распоряжением Президиума
АН СССР была утверждена "Комиссия АН
СССР по координации работ по исследованию
верхних слоев атмосферы", которую
возглавил С.И. Вавилов, а его заместителем
был назначен М.В. Келдыш, который
был своим человеком и в
промышленности. Он работал параллельно
с МИАН с начала 30-х годов в
ЦАГИ и внес выдающийся вклад в
решение многих проблем, связанных
с колебательными и автоколебательными
процессами авиационных конструкций,
приводящими к их разрушению. В 1946
г., когда перед авиапромышленностью
встала проблема перехода на реактивную
тягу, М.В. Келдыш был назначен директором
бывшего РНИИ, тогда получившего
название НИИ реактивной авиации
МАП, ныне ставшего головным двигательным
институтом в системе Российского
космического агентства - Исследовательским
центром им. М.В. Келдыша. Редкое сочетание
исследовательского таланта с энциклопедической
научной эрудицией и доскональным
знанием проблем летательной
техники позволили М.В. Келдышу
играть важнейшую роль в руководстве
ракетно-космической отраслью как
непосредственного организатора новых
направлений исследований и как
высшего государственного эксперта,
пользующимся огромным авторитетом
у руководства государства. Люди
старшего поколения помнят, что в
первой половине 60-х годов во всех
газетных сообщениях о достижениях
отечественной космонавтики упоминались
таинственные Главный конструктор
и Главный теоретик космонавтики.
Несмотря на всю условность титула
"Главный теоретик космонавтики",
под которым скрывался от общественности
академик М.В. Келдыш, это словосочетание
по своей сути отражало отношение
прессы к высочайшей роли науки в
достижениях ракетно-космической
техники, т.е. в частности к роли
Академии наук СССР.
Успешное развитие ракетно-космической
техники - лидера современного научно-технического
прогресса, во многом обязанное деятельности
М.В. Келдыша, закономерно привело
его к руководству всей советской
наукой, и в мае 1961 г. при активной
поддержке С.П. Королева М.В. Келдыш
избирается Президентом Академии наук
СССР, где ему безусловно помог
колоссальный опыт работы в авиационной
и, особенно, в ракетно-космической
отраслях промышленности. Вслед за
Комиссией по ракетным исследованиям
верхней атмосферы, руководство
которой он передал академику
А.А. Благонравову, М.В. Келдыш возглавил
Комиссию по объекту "Д", как назывался
первый проект ИСЗ, разрабатывавшийся
в ОКБ-1.
Спустя несколько лет
эта комиссия переросла в Междуведомственный
совет по космическим исследованиям
при АН СССР, состав которого был
утвержден Советом Министров
СССР 23 июля 1962 г. в соответствии с
предложениями С.П. Королева, поддержанными
М.В. Келдышем [10, с. 409-412]. Этот совет в дальнейшем
играл определяющую роль в привлечении
академических организаций к решению
проблем ракетно-космической техники
и космических исследований.
Если в разработке и
создании ракет-носителей и космических
аппаратов различного назначения головная
роль принадлежала НИИ и КБ ракетно-космической
промышленности, а институты Академии
наук обеспечивали необходимую научную
поддержку, то проведение научных исследований
с помощью космической техники
является прерогативой Академии наук,
хотя активное участие в таких
исследованиях принимают и научные
работники ракетно-космической промышленности.
Широкую известность получили достижения
ученых Академии наук в углублении
наших представлений об околоземном
космическом пространстве, изучении
влияния процессов в космосе
на атмосферу Земли. С помощью
автоматических космических аппаратов
выполнены пионерские исследования
Луны и ближайших планет Солнечной
системы, прежде всего Венеры. Ученые
Академии наук ведут исследования космической
плазмы и солнечно-земных связей, внеатмосферные
астрофизические исследования, исследования
по космическому материаловедению и
космической биологии, природно-ресурсные
и экологические космические исследования
[7].
Четырнадцать лет, в течение
которых М.В. Келдыш руководил АН
СССР, были периодом самого быстрого роста
академической науки за все 275 лет
ее развития в России. Уместно напомнить,
что за это время численность
научных работников возросла с 19 до
42 тысяч человек, а количество научных
учреждений увеличилось в 1,5 раза. Интенсивно
развивалось Сибирское отделение
Академии наук, выросли комплексные
научные центры на Урале и Дальнем
Востоке, а также специализированные
центры фундаментальной науки в Подмосковье
[6, с. 288-289]. При этом везде первостепенное
внимание уделялось тематике, прямо или
косвенно связанной с ракетно-космической
техникой и космическими исследованиями.
Именно в эти годы создан на основе ОПМ
МИАН Институт прикладной математики,
обеспечивающий расчетное решение фундаментальной
проблемы движения космических аппаратов
и сыгравший важную роль при обеспечении
беспримерных полетов наших автоматических
станций на Луну, Венеру, Марс и к комете
Галлея. С 1959 г. С.П. Королев и М.В. Келдыш
добивались создания специального института
межпланетных исследований [10, с. 409] с одной
из задач - организовать международное
сотрудничество в области космонавтики.
Этот замысел удалось реализовать в 1965
г., когда в системе АН СССР был организован
Институт космических исследований - профилирующий
институт по космическим исследованиям,
на который одновременно предполагалось
возложить головные функции по организации
работ, связанных с заказом космических
аппаратов научного назначения (организатор
и первый директор - академик Г.И. Петров,
нынешний директор - академик А.А. Галеев).
Сегодня этот институт уже имеет богатую
историю, он внес существенный вклад в
развитие как отечественной, так и мировой
космической науки, стал материальной
базой для работы созданного в 1966 г. при
АН СССР Совета по международному сотрудничеству
в области исследования и использования
космического пространства "Интеркосмос",
возглавлявшегося сначала академиком
Б.Н. Петровым, а с 1980 г. - академиком В.А.
Котельниковым. Если в те годы международное
сотрудничество в области космонавтики
в основном играло политическую роль,
то для российской космонавтики оно стало
жизненно необходимым, помогая отечественной
ракетно-космической промышленности выжить,
сохранить свой творческий и производственный
потенциал и продолжать вести программу
фундаментальных космических исследований.
В настоящее время Академия
наук имеет в своем составе
ряд институтов, полностью или
в большей степени работающих
на освоение космоса. Головным из них
является уже упомянутый Институт космических
исследований.
Академия наук была инициатором
развития международного сотрудничества
в области космонавтики, начиная
с организации программы "Интеркосмос".
Совместные эксперименты по этой программе
проводились на геофизических ракетах
"Вертикаль", на метеорологических
ракетах, на спутниках серии "Космос",
"Прогноз", "Метеор" и др.,
на пилотируемых космических кораблях
и орбитальных станциях. Программа
охватывала все основные направления
космических исследований - космическую
медицину и биологию, изучение околоземного
космического пространства и процессов
в верхней атмосфере Земли, наблюдение
за состоянием окружающей среды и
технологические эксперименты. В
дальнейшем международное сотрудничество
под эгидой Академии наук было продолжено
реализацией международных проектов
"Интербол", "Венера-Галлей",
"Фобос", "Марс-96" и др. К
сожалению, существующая в последние
годы проблема финансирования отечественной
космической программы приводит
к срыву работ по международным
обязательствам, в частности, к гибели
дорогостоящей станции «Марс-96».
Наиболее характерной является задержка
с созданием и запуском космического
аппарата "Спектр", для которого
международным научным сообществом
поставлены уникальные приборы стоимостью
несколько сот миллионов долларов.
Академия наук вносит большой
вклад в пропаганду космонавтики,
подготовку кадров, в исследования
по ее истории, организацию научно-технических
конференций, чтений, симпозиумов, выставок,
публикацию научной и научно-популярной
литературы.
Следует отметить исключительный
вклад Академии наук в исследования
по истории космонавтики и научному
наследию ее деятелей. Естественно, что
эта работа началась с основоположника
теоретической космонавтики К.Э. Циолковского.
23 апреля 1948 г. Совет Министров СССР
принял постановление о подготовке
к изданию научного собрания сочинений
К.Э. Циолковского. В развитие этого
постановления Президиум АН СССР
учредил в Отделении технических
наук Комиссию по разработке научного
наследия и подготовке к изданию
трудов К.Э. Циолковского во главе с
академиком Б.Н. Юрьевым. Уже в 1951 г.
был издан I том академического собрания
сочинений К.Э. Циолковского по аэродинамике,
в 1954 г. - II том по ракетным летательным
аппаратам. В то время комиссию возглавлял
академик А.А. Благонравов (по 1975 г., затем
академик Б.М. Кедров), а сейчас ее возглавляет
академик B.C. Авдуевский. К 1964 г, вышли
еще два тома: по дирижаблям и
по естествознанию и технике. К сожалению,
издание осталось незавершенным, так
как V том с философскими и биографическими
материалами цензура потребовала
переработать, на что составители
не согласились. Теперь, когда цензуры
нет и в значительной степени
подготовлено гораздо более полное
12-томное собрание сочинений К.Э. Циолковского,
работа над ним остановилась из-за
отсутствия финансирования. Кроме упомянутого
собрания сочинений Академия наук выпустила
тематические сборники трудов К.Э. Циолковского,
включающие его работы по ракетным
летательным аппаратам, по космической
индустрии, сборник научно-фантастических
произведений и сборник трудов в
основанной С.И. Вавиловым серии "Классики
науки".
Вслед за комиссией по разработке
научного наследия К.Э. Циолковского были
основаны комиссии по научному наследию
Ф.А. Цандера во главе с академиком
В.П. Мишиным и по научному наследию
С.П. Королева и других ученых - пионеров
освоения космического пространства во
главе с академиком Б.В. Раушенбахом.
Деятельность этих комиссий базируется
на работе сектора истории авиации
и космонавтики Института истории
естествознания и техники им. С.И.
Вавилова РАН (с участием Государственного
музея истории космонавтики им. К.Э.
Циолковского, основанного по инициативе
С.П. Королева, и др. организаций). Этот
сектор, зародившийся в виде проблемной
группы в 1957 г., ведет удивительно
большую работу под бессменным руководством
В.Н. Сокольского. Уже изданы три
тома трудов пионеров ракетной техники,
включая работы не только отечественных,
но и зарубежных ученых. С 1966 г. сектором
организуются при участии многих
предприятий ракетно-космической
отрасли ежегодные чтения по разработке
научного наследия К.Э. Циолковского и
публикуются труды многочисленных
секций этих чтений. На основе неформального
коллектива исследователей творчества
К.Э. Циолковского и членов оргкомитета
Циолковских чтений в 1991 г. возникла
общественная Академия космонавтики им.
К.Э. Циолковского, недавно получившая
статус Российской. Она объединила
всех ведущих специалистов ракетно-космической
отрасли во главе с ее Президентом
академиком В.Ф. Уткиным и развернула
большую работу, направленную на поддержку
отрасли в современных условиях.
Вслед за Циолковскими чтениями
под эгидой Академии наук стали проводиться
цандеровские, королевские и гагаринские
ежегодные научные чтения, а также
проходивший раз в два года
Московский международный симпозиум
по истории авиации и космонавтики,
впервые прошедший в 1977 г. в честь
20-летия запуска первого искусственного
спутника Земли, открывшего космическую
эру.
Из других изданий Академии
наук по космонавтике следует отметить
специальный том в 4-томнике избранных
трудов академика М.В. Келдыша, два
тома, посвященные успехам СССР в
исследовании космоса в течение
первого и второго космических
десятилетий, материалы по истории
космического корабля "Восток". Нельзя
не упомянуть и продолжающееся с
1964 г. издание сборников "Из истории
авиации и космонавтики", насчитывающее
уже 72 выпуска и не имеющее аналогов
в мировой научной литературе.
Значительную издательскую
работу Академия наук ведет, конечно, не
только по историческим, но и по конкретным
направлениям развития космонавтики и
ее научно-техническим основам. Большим
успехом не только в нашей стране,
но и за рубежом пользуются академические
научные журналы "Космические
исследования" и "Исследования Земли
из космоса", отдельные серии журнала
"Известия Российской академии наук",
переиздаваемые на английском языке, а
также научно-популярный журнал "Земля
и Вселенная".