Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:51, контрольная работа

Краткое описание

Административная ответственность как учебная дисциплина, изучаемая в настоящее время во многих юридических вузах и факультетах страны, представляет собой комплекс знаний, уме¬ний и навыков, необходимых будущим специалистам для веде¬ния профессиональной деятельности во всех отраслях и сферах, так или иначе связанных с обеспечением законности и право¬порядка в области административно-правового регулирования общественных отношений, предусмотренных действующим конституционным, административным, налоговым, таможен¬ным, финансовым, экологическим, природоохранным и дру¬гим законодательством.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...............3
1 Понятие и основные черты административной ответственности……………...4
2 Освобождение от административной ответственности…………………………7
3 Административная ответственность юридических лиц……………………….10
4 Принцип юридической ответственности……………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………18
Список использованной литературы……………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

адм11.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Характеризуя административную ответственность юридических лиц  как неблагоприятные последствия  виновного неисполнения обязанности, нельзя удовлетвориться ее пониманием только как ответственности за противоправное деяние. Применение административного наказания к юридическому лицу осуществляется не только для наказания за вину, но также с целью обеспечения выполнения организацией своих обязанностей, требований государственных органов.

Обобщая сказанное, можно  дать следующее определение: административная ответственность юридических лиц - это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, предупреждения правонарушений.

При этом важно отметить, что с 1 июля 2002 г., т.е. вступления в  силу Кодекса об административных правонарушениях, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях.

В различных отраслях и сферах применение мер административной ответственности к юридическим лицам осуществляется на основе действующих нормативных правовых актов (до их отмены) и характеризуется определенными особенностями [9].

Применение административных наказаний за нарушение земельного законодательства. В качестве мер административного наказания законодательство отдает предпочтение штрафам, которые налагаются за самовольное занятие земельного участка, самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, порчу земель, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и др.

Административные дела об упомянутых нарушениях уполномочены рассматривать органы исполнительной власти по земельным ресурсам и землеустройству, охране окружающей среды, природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологического надзора, жилищно-коммунального хозяйства, по архитектуре и градостроительству. Каждый из названных органов рассматривает дела о земленарушениях и назначает административные наказания в соответствии со своей компетенцией.

Градостроительным кодексом РФ 1998г. также была предусмотрена  административная ответственность юридических лиц за предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации, нарушение использования земельных участков и ряд других. Новым Градостроительным кодексом РФ 2004г. предусмотрена ответственность (в частности, административная) за нарушение законодательства о градостроительной деятельности, в том числе и юридических лиц.

Особое значение для  рассмотрения дел о земленарушениях имеет принятое Правительством РФ Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации.

Применение мер административной ответственности в сфере строительства и производства стройматериалов. Административная ответственность юридических лиц, в сфере строительной индустрии и производства строительных материалов установлена нормами Кодекса об административных правонарушениях.

Так, в соответствии со ст. 9.4 КоАП административная ответственность юридических лиц наступает за нарушение обязательных требований государственных стандартов, строительных норм и правил, технологических условий, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении различных видов работ и при производстве стройматериалов, конструкций и изделий, в соответствии со ст. 9.5 за строительство без разрешения; нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий. Дела об административных правонарушениях в области строительства рассматриваются органами Госархстройнадзора России [10].

Административная ответственность  юридических лиц за нарушения  таможенных правил (предусмотрена гл. 16 КоАП РФ). За нарушение таможенных правил юридическими лицами предусмотрена административная ответственность в виде следующих наказаний:

- предупреждение;

- штраф в сумме до 400 минимальных размеров оплаты труда либо штраф в размере от одной десятой до трехкратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения;

- конфискация товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения либо предметами административного правонарушения.

Административная ответственность  юридических лиц за нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях юридические лица несут административную ответственность в виде штрафа от 2000 до 5000 минимальных размеров оплаты труда за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального или территориального антимонопольного органа. Непредставление либо представление заведомо недостоверных сведений (информации), предусмотренной антимонопольным законодательством, в антимонопольный орган влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа от 500 до 5000 МРОТ.

Административная ответственность  юридических лиц за нарушение  пожарной безопасности. Статья 20.4 КоАП РФ предусматривает ряд составов административных правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц:

- нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами;

- те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима;

- нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий;

- выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен;

- продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия;

- несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники.

За совершение названных  правонарушений в зависимости от степени их общественной опасности  юридические лица наказываются административным штрафом от 50 до 400 МРОТ.

Статьей 8.32 КоАП установлена  административная ответственность юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Эти правила обусловливаются характером выполняемых юридическими лицами в лесах тех или иных видов работ, например, рубка леса, торфодобыча, эксплуатация трубопроводов, проходящих через лесные массивы, нефтегазодобыча и др. 
Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных названными статьями Кодекса, вправе сотрудники противопожарной службы МЧС России, осуществляющие государственный пожарный надзор.

Административная ответственность  юридических лиц за нарушение  санитарных и природоохранных правил. Кодекс об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность юридических лиц за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и организации питания населения в столовых, ресторанах, барах и других местах, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

Предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей природной среды, выпуск и (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обязаны по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя уплатить штраф в доход местного бюджета, а также возместить дополнительные расходы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В случае отказа от добровольного возмещения расходов и уплаты штрафов спор разрешается в судебном порядке.

Конкретные статьи гл. 8 КоАП "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования" предусматривают административную ответственность юридических лиц за данные правонарушения в виде штрафных санкций от 50 до 1000 МРОТ, а также конфискацию орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования [4].

4 Принципы юридической ответственности

 

Юридическая ответственность есть средство наказания правонарушителя за причиненный вред гражданам, юридическим лицам, существующему в обществе правопорядку, иным социальным ценностям, а также способ восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба.

Поэтому порядок привлечения  к ответственности и меры, применяемые  государством при наступлении юридической ответственности, не могут быть произвольными, они должны соответствовать определенным требованиям, которые в юридической науке получили название принципов юридической ответственности. К их числу относятся принципы законности, обоснованности, справедливости, права на защиту, презумпции невиновности, неотвратимости ответственности, целесообразности, своевременности и однократности.

Законность юридической ответственности означает, во-первых, соблюдение государственным органом законодательства, предусматривающего процедуру привлечения к ответственности и, во-вторых, могут быть применены только те меры наказания, которые предусмотрены действующим законодательством, и в пределах полномочий данного органа.

Принцип обоснованности выражается в применении ответственности, в соответствии с имеющимися законно установленными объективными доказательствами, подтверждающими вину правонарушителя.

Принцип справедливости представляет собой точное соответствие ответственности опасности правонарушения и степени вины правонарушителя. 
Предоставление правонарушителю права на защиту, в соответствии с действующим законодательством, является очень важным принципом юридической ответственности, поскольку в противном случае возможен произвол в отношении лиц как совершивших, так и не совершивших правонарушение. Никто не может быть привлечен к юридической ответственности до тех пор, пока не доказана вина правонарушителя — таково основное содержание принципа презумпции невиновности.

Принцип неотвратимости ответственности означает, что никто не может быть освобожден от ответственности по основаниям, не предусмотренным в законе. Любой правонарушитель должен быть привлечен к ответственности вне независимости от его должностного положения, национальных, религиозных или иных особенностей.

Однако при привлечении  к юридической ответственности  должны учитываться изменения в состоянии здоровья правонарушителя, его поведение после совершения правонарушения, материальное, семейное положение и другие обстоятельства, которые дают основания полагать, что применение ответственности не соответствует ее целям и задачам. Учет перечисленных обстоятельств образует принцип целесообразности.

Принцип своевременности означает привлечение правонарушителя к ответственности сразу после совершения правонарушения или, во всяком случае, не позднее сроков, установленных законодательством.

Принцип одноразовости юридической ответственности заключается в том, что правонарушитель не может быть привлечен несколько раз к юридической ответственности одного вида или к разным видам юридической ответственности. Например, за уголовное правонарушение он не может быть дважды судим. Не может также привлекаться, допустим, к уголовной и административной ответственности. Она должна быть разовой и одного вида, в зависимости от вида правонарушения.

Основания, условия юридической ответственности и ее прекращение. Основанием юридической ответственности является правонарушение. Его совершение означает возникновение правоотношения ответственности.

Существуют три стадии отношений ответственности:

- совершение правонарушения и возникновение правоотношений ответственности;

- оценка правонарушения и личности правонарушителя компетентными государственными органами и определение меры ответственности;

- реализация юридической ответственности. Условием юридической ответственности являются принятые, в соответствии с законом, акты государственных органов о привлечении правонарушителей к юридической ответственности. Условия юридической ответственности, содержащиеся в акте, включают в себя вид и меру реальной ответственности, порядок ее исполнения, характер и способы принудительного воздействия на правонарушителя в случае невыполнения им возложенной обязанности.

Следует различать правоотношение ответственности и несение ответственности. Правоотношение ответственности – это обязанность правонарушителя претерпевать определенные лишения, которые определил управомоченный государственный орган. Несение ответственности представляет собой выполнение обязанности претерпевать лишения, в том числе принудительно. 
Прекращение юридической ответственности, как и ее наступление, связано с юридическим фактом. Для различных видов юридической ответственности юридическое значение имеют разные факты. Уголовная ответственность прекращается в связи с амнистией, помилованием, отбытием наказания, истечением срока давности. Административная, гражданская и дисциплинарная ответственность прекращаются, в основном, в результате выполнения обязанности ответственности.

Информация о работе Административная ответственность