Административная ответственность как разновидность юридической ответственности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:33, курсовая работа
Краткое описание
Государство, государственные органы не могут не обращать внимание на все случаи нарушения установленной ими законности, попытки отдельных лиц подменить общеобязательные нормы права своим «правом» и удовлетворять свои потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц. В этих ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения, восстановить нарушенные права и заставить правонарушителя действовать в рамках законности. Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Понятие и признаки административной ответственности 5 1.1 Понятие административной ответственности 5 1.2 Признаки административной ответственности 6 1.3 Законодательная основа административной ответственности 11 Глава 2. Основания административной ответственности. Состав административного правонарушения. 17 2.1 Состав административного правонарушения 17 2.2 Общая характеристика административных наказаний 24 Глава 3. Виды административной ответственности 30 Заключение
Разумеется,
административным, как и уголовным наказаниям
присуща цель воспитания правонарушителей,
хотя она и не упомянута в законе. Однако
суть и тех, и других санкций состоит в
принудительном воздействии на правонарушителей
со стороны компетентных органов государства.
Добровольное
исполнение правонарушителем наложенного
на него наказания (например, уплата штрафа
в установленный срок) не меняет принудительной
сущности этой меры, так как государство
всегда оставляет за собой право принудить
виновного претерпеть правоограничения,
вытекающие из применения к нему соответствующего
наказания (например, при неуплате штрафа
он принудительно взыскивается из заработной
платы, стипендии или пенсии нарушителя,
либо взыскание обращается на его имущество).
Являясь
правовым следствием правонарушения,
административное наказание причиняет
нарушителю менее тяжкие отрицательные
последствия, чем уголовное наказание.
Вместе с тем признак меньшей суровости
может быть принят лишь с оговоркой, поскольку
содержание целого ряда административных
наказаний (лишение специальных прав,
дисквалификация, административный арест,
крупные штрафы, конфискация) отнюдь не
свидетельствует о мягкости этих мер.
Вид и объем
ограничений, составляющих содержание
административных наказаний, определяются
полномочными органами государства, их
должностными лицами с учетом характера
совершенного правонарушения, личности
нарушителя, степени его вины и имущественного
положения, обстоятельств, смягчающих
и отягчающих ответственность. При этом
индивидуализации ответственности способствует
то обстоятельство, что административно-правовые
санкции, как правило, являются относительно-определенными.
Таким образом, уполномоченные органы
и их должностные лица имеют возможность
выбора размера наказания с учетом содеянного,
личности виновного и характера правонарушения,
допущенного физическим или юридическим
лицом.
Согласно
действующему законодательству административные
наказания характеризуются той особенностью,
что их назначает широкий круг государственных
органов и должностных лиц. При этом административные
наказания применяются как в единоличном,
так и в коллегиальном порядке: должностными
лицами органов исполнительной власти
- единолично; комиссиями по делам несовершеннолетних
и защите их прав, административными комиссиями,
созданными при соответствующих органах
местного самоуправления, - коллегиально;
судами (судьями) - коллегиально и единолично.
С рассмотренной
особенностью административного наказания
тесно связан и другой признак этой санкции.
Она применяется в процессе специальной
деятельности соответствующих юрисдикционных
органов и их должностных лиц по разбирательству
и разрешению дела об административном
правонарушении. Причем осуществляется
это разбирательство в относительно простом
порядке, что обусловливается самой сущностью
административного правонарушения. Административные
правонарушения часто настолько бесспорны
и очевидны, что одно и то же должностное
лицо согласно закону и констатирует факт
нарушения, и принимает решение о назначении
наказания, и даже тут же приводит его
в исполнение (например, взимая штраф на
месте). Но несмотря на относительную простоту,
порядок производства по делам об административных
правонарушениях призван обеспечить достижение
истины по каждому делу, законное и справедливое
его решение. Применительно к административному
наказанию этот порядок его назначения
является административно-процессуальным,
в рамках которого административные наказания
могут быть назначены полномочным органом
виновному в совершении административного
правонарушения лицу (физическому или
юридическому), не находящемуся в его непосредственном
подчинении.
Применение
административного наказания влечет для
лица состояние административной наказанности.
Это обстоятельство приобретает особое
значение при решении вопроса о назначении
административного наказания при повторном,
неоднократном, злостном, систематическом
совершении административного правонарушения
в этот период.
Применение
административного наказания в случае
рецидива административного правонарушения
влечет наступление юридических последствий
двух видов: 1) рецидив может служить обстоятельством,
отягчающим ответственность; 2) рецидив
может выступать в качестве квалифицирующего
признака административного правонарушения.
Кодекс
об административных правонарушениях
(ст. 4.6) устанавливает, что состояние административной
наказанности продолжается в течение
года со дня окончания исполнения наказания
и аннулируется по его истечении автоматически,
т.е. без специального решения или санкционирования
какого-либо государственного органа
или должностного лица. Лицо после истечения
этого срока считается не подвергавшимся
административному наказанию.
Виды административных
наказаний.
За совершение
административных правонарушений могут
устанавливаться и применяться следующие
административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный
штраф;
3) возмездное
изъятие орудия совершения или предмета
административного правонарушения;
4) конфискация
орудия совершения или предмета административного
правонарушения;
5) лишение
специального права, предоставленного
физическому лицу;
6) административный
арест;
7) административное
выдворение за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без
гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное
приостановление деятельности.
10) обязательные работы;
11) административный запрет на посещение
мест проведения официальных спортивных
соревнований в дни их проведения.
Данная
система административных наказаний характеризуется
рядом особенностей.
Во-первых,
эта система является единственным законодательно
установленным перечнем административных
наказаний, что позволяет обеспечить единообразное
понимание и применение данных средств
правоохраны.
Во-вторых,
иные виды административных наказаний,
кроме указанных выше, могут быть установлены
только законодательными актами РФ и лишь
в соответствии с общими положениями и
принципами законодательства об административных
правонарушениях.
В-третьих,
она дифференцирует административные
наказания на основные и дополнительные
(возмездное изъятие, конфискация, административное
выдворение), причем последние могут устанавливаться
и применяться в качестве как основного,
так и дополнительного наказания; другие
административные наказания могут устанавливаться
и применяться только в качестве основных.
За конкретное административное правонарушение
может быть назначено основное либо основное
и одно из дополнительных наказаний, указанных
в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное
применение двух основных либо двух дополнительных
наказаний не допускается.
В-четвертых,
эта система включает наказания морального
характера (предупреждение), денежные
и имущественные наказания (штраф, конфискация)
и наказания, обращенные на личность нарушителя
(административный арест, лишение специальных
прав, выдворение).
Глава 3. Виды административной
ответственности
КоАП устанавливает
общие принципы административной ответственности,
ее виды и порядок применения взысканий
к физическим и юридическим лицам (ст.
2.1., ст. 2.10.), должностным лицам (ст. 2.4.),
военнослужащих (ст.2.5.), иностранных граждан
и лиц без гражданства, а также иностранных
юридических лиц (ст. 2.6.).
Основания
административной ответственности часто
подразделяют на два вида: нормативные
и фактические. Под нормативными понимаются
правовые нормы, в соответствии с которыми
устанавливается и применяется административная
ответственность. Под фактическим основанием
подразумевается совершенное правонарушение,
за которое может быть применено административное
взыскание.
Выделение
нормативного основания в отличие от фактического
не является корректным. По сути дела имеются
в виду правовые нормы, устанавливающие
административную ответственность, при
отсутствии которых она невозможна. Однако
их наличие само по себе также исключает
привлечение человека к административной
ответственности, если им не совершено
правонарушение.
Фактическое
основание немыслимо вне противоправного
деяния и в этом смысле оно является прежде
всего нормативным и никаким больше. При
совершении антиобщественного деяния,
не связанного с нарушением норм права,
имеет место казус, не имеющий юридического
значения.
Основанием
административной ответственности является
административное правонарушение. Исключения,
подтверждающие данное правило, могут
предусматриваться законодательством.
Так, некоторые правонарушения имеют сложный
правовой характер, являясь одновременно
дисциплинарными и административными.
Признаками
административного правонарушения являются:
- антиобщественность;
- противоправность;
- виновность;
- наказуемость
деяния.
Исходным
в характеристике признаков является
понятие деяние. Это акт волевого поведения.
Он заключает в себе два аспекта поведения:
действие либо бездействие. Действие есть
активное невыполнение обязанности, законного
требования, а также нарушение запрета.
Бездействие
есть пассивное невыполнение обязанности.
Часто одни и те же обязанности могут быть
нарушены как действием, так и бездействием.
По своей
социальной значимости деяние является
антиобщественным, причиняющим вред интересам
граждан, общества и государства. Какое
деяние в рамках института административной
ответственности является антиобщественным,
определяется законодательством. Следовательно,
не всякое антиобщественное деяние имеет
отношение к содержанию признаков административного
правонарушения.
Противоправность
заключается в совершении деяния, нарушающего
нормы права. Эти нормы могут принадлежать
не только к административному, но и к
ряду других отраслей права.
Административная
ответственность наступает в отношении
граждан, достигших к моменту совершения
проступка 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет за
административные правонарушения применяются
меры взыскания, предусмотренные Положением
о комиссиях по делам о несовершеннолетних
и защите их прав (принести публичное извинение,
предупреждения, выговор), штраф может
быть наложен если подросток имеет самостоятельный
заработок. К несовершеннолетним запрещено
применять административный арест.
Специальным
субъектом административной ответственности
являются должностные лица. Административная
ответственность таких лиц применяется
в виде предупреждения и штрафа.
Наложение
взысканий на юридическое лицо не освобождает
от административной ответственности
за данное правонарушение виновное физическое
лицо.
Административное
взыскание – мера ответственности за
административное правонарушение. Применяется
в целях:
а) воспитания
лица, совершившего административное
правонарушение, в духе соблюдения законов
и уважения к правопорядку;
б) предупреждения
совершения им новых правонарушений;
в) предупреждения
совершения правонарушений другими лицами.
Административные
взыскания выполняют в известной мере
функцию
предупреждения
преступлений.
Административные
наказания выражаются либо в моральном,
либо в материальном воздействии на правонарушителя.
Некоторые административные взыскания
сочетают в себе одновременно и моральное
осуждение, и материальное воздействие,
и временное ограничение прав нарушителя.
Административные
наказания образуют стройную систему,
определяемую общностью природы, оснований
и целей их применения, возможностью их
взаимозаменяемости.
Основными
видами административных наказаний являются:
- предупреждение;
- штраф;
- возмездное
изъятие предмета, явившегося орудием
совершения административного правонарушения
или непосредственным объектом
административного правонарушения;
- конфискация
предмета, явившегося орудием совершения
или непосредственным объектом
административного правонарушения;
- лишение
специального права, предоставленного
гражданину;
- исправительные
работы;
- административный
арест;
- административное
выдворение из пределов Российской
Федерации иностранных граждан
и лиц без гражданства;
- дисквалификация.
Привлечение
к административной ответственности и
наложение административного взыскания
не влечет для нарушителя судимости и
не является основанием для увольнения
с работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя
итог, можно дать следующее определение:
административная ответственность —
это комплекс мер ответственности, представляющих
в совокупности разновидность юридической
ответственности; она проявляется в применении
уполномоченным кругом органов или должностных
лиц в соответствии с действующим законодательством
административных взысканий к лицам (физическим
и юридическим лицам), совершившим административное
правонарушение; такая ответственность
имеет свою специфическую структуру (основания
ответственности, субъекты отношений,
возникающих в связи с её реализацией,
условия её применения), а также предусмотренные
в правовом порядке меры ответственности,
т.е. административные взыскания за совершение
такого рода противоправного деяния.