Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:54, контрольная работа
Понятие «деяние» часто применяется в законодательстве, причем этим понятием охватывается два вида поведения правонарушителя: действие либо бездействие, т.е. такое действие, которое противоречит праву, закону, расходится с ним. Многие административные правонарушения могут совершаться посредством деяния, например, мелкие хищения государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах и т.д., но не мало административных проступков совершатся в форме бездействия, например, невыполнение правил пожарной безопасности, проявление неуважения к суду, неисполнение должностным лицом требования работника милиции и т.д.
Суть подобных мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, и организаций, нарушающих установленный порядок.
Основания применения мер административного пресечения – совершение административного правонарушения. Они также могут применяться и для прекращения преступных действий. Кроме того, основанием применения указанных мер может послужить совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. Например органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, имеют право выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению, несмотря на то, что непригодными продукты могут стать как в силу правонарушения, так и в силу естественных причин.
Пресечение осуществляется как в интересах общества, государства, так и интересах самого нарушителя. Прежде всего властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного. Принудительное лечение, помещение в медвытрезвитель, а в некоторых случаях и другие меры прямо преследуют цель оказания помощи гражданину, совершающему противоправные деяния.
В отличие от карательных санкций меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если перечень первых четко установлен законом, то перечень пресекательных мер, содержащихся в нормативных актах, нельзя считать исчерпывающим.
Меры пресечения во многих случаях применяются непосредственно на основании факта нарушения без издания письменных актов, так как необходимость срочно прервать противоправные действия исключает такую возможность.
Единого нормативного акта, регулирующего систему мер административного пресечения, основания и порядок их применения, нет. Пресекательная деятельность регламентируется многими законами и подзаконными актами.
Система мер пресечения чрезвычайно разнообразна. Например, выделяются меры пресечения, применяемые непосредственно к правонарушителю: имущественного характера; технического характера; санитарно-эпидемиологического характера; финансово-кредитного характера.
В зависимости от цели и способа воздействия меры пресечения подразделяются на общие и специальные.
К общим мерам относятся:
Специальные меры пресечения. Сотрудники милиции и других специальных служб обладают правом применять специальные средства: наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные технические средства, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства, а также служебных животных для:
Применению специальных мер административного пресечения, когда это возможно, должно предшествовать предупреждение о намерении их использовать. Специальные средства и огнестрельное оружие не применяются против женщин с видимыми признаками беременности, малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.
Во всех случаях, когда избежать
применения физической силы, специальных
средств и огнестрельного
Меры административной ответственности анализируются в специальном разделе. Их специфика состоит в том, что они применяются в случае совершения административного правонарушения.
Задача. В целях предупреждения пожара исполком сельского Совета депутатов принял решение, запрещающее гражданам топить в летнее время печи углем. За нарушение такого решения предусмотрен штраф в размере 3 базовых величин.
Заведующий общим отделом исполкома районного Совета депутатов, получив такое решение, усомнился в его законности и направил документ районному прокурору.
Полномочия исполкома сельского Совета депутатов определены в статье 9 Закона Республики Беларусь от 20.02.1991 № 617-ХII «О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь» в редакции Закона Республики Беларусь от 05.01.2008, в которой не усматривается право исполкома принимать решения, ограничивающие права граждан в части организации топки печи углём в летнее время.
В соответствии с п. 10 инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утверждённой постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, организации наделены правом принимать (издавать) только те распорядительные документы (приказы, распоряжения, указания, постановления, решения), которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь, уставами или положениями о них. При таких обстоятельствах, у исполкома сельского Совета отсутствуют полномочия на принятие подобных решений.
Порядок принятия решений определяется Кодексом Республики Беларусь «Об административных правонарушениях».
Согласно п. 2 статьи 1.1. Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» Кодекс является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.
Литература:
1. Административное право: Учеб. пособие / Л.М. Рябцева, Г.А. Василевич, А.Г. Тиковенко, Г.Б. Шишко и др.; Под общ. ред. Л.М. Рябцева. – Мн.: Книжный Дом, 2007.
2. Административное право: Курс интенсив. Подгот. / С.М. Забелов, Д.Е. Тагунов. – Мн.: Тетра-Системс, 2007.
3. Административное право: Учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Гавриленко. – Мн.: Амалфея, 2002.
4. Кодекс Республики Беларусь
об административных
5. Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991г. № 617-XII «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» ; в редакции от 5 января 2008г. № 317-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008г., № 14, 2/1414) <Н 10800317>.
6. Постановление Министерства Юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009г. № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009г.0, № 42, 8/20434) (Опубликован 17 февраля 2009г.).