Административно-правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Главной задачей работы - показать важность выбранной мной темы – правового статуса общественных объединений в условиях становления демократического государства.

Содержание

Введение………………………………………….……………………..…3
Глава 1. Сущность, виды и особенности создания, реорганизации, ликвидации и деятельности общественных объединений………………..….......................................................................4
1.1.Понятие, организационно-правовые формы и виды общественных объединений……...…......................................................................................6
1.2.Особенности создания, реорганизации, ликвидации и деятельности общественных объединений…………………………………...……..……12
Глава 2. Проблемы функционирования, компетенция, ответственность общественных объединений………………………………….……………20
2.1.Проблемы взаимоотношений государства и общественных объединений……………………………………….……………….........….20
2.2.Права, обязанности и ответственность общественных объединений…………………..………………………………….……….….28
Заключение………………………………………………………................….…34
Библиография………………….…..……………………….……………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Sama_kursovaya28_05_12.docx

— 73.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности создания, реорганизации, ликвидации и деятельности общественных объединений.

Общие принципы создания и  деятельности общественных объединений  закреплены в ст. 15 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Общественные объединения  независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом.

Деятельность общественных объединений основывается на принципах  добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

Принцип добровольности означает, что в общественную организацию  можно вступить только на добровольных началах.

Равноправие означает наделение  всех членов общественных объединений  равными правами.

Самоуправление означает определенную Законом форму управления общественным объединением, под которой  понимается следующее:

- гарантированное Конституцией или иными государственными актами право самостоятельно решать круг вопросов, отнесенных к их компетенции;

- деятельность по реализации предоставленных им полномочий самоуправления;

- практика решения текущих административных, хозяйственных, кадровых и иных вопросов общественными организациями, опирающаяся на демократические принципы выборности и сменяемости руководства на основе выборов, его подотчетности членам коллектива, обеспечения возможности ротации руководства в рамках коллектива и по его инициативе.

Самоуправление предполагает самостоятельный выбор целей  и путей их достижения самоуправляющимися структурами при сохранении взаимодействия со смежными и иерархически иными структурами.

Законность предполагает соблюдение всеми членами общественного  объединения, прежде всего Конституции  РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных  договоров РФ, законов, подзаконных  актов. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.7

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а  информация об их учредительных и  программных документах - общедоступной.

Гласность - принцип демократии, механизм демократизации общественной жизни, утверждения самоуправленческих начал в обществе, самоконтроля и  творческой активности населения. Гласность  предполагает свободное перемещение  социальной информации в обществе, возможность получения точной, полной, достоверной информации, ее публичной  оценки, выражение своего мнения по обсуждаемой проблеме.8

Ограничения на создание отдельных  видов общественных объединений  могут устанавливаться только федеральным  законом. Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях» запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Однако включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Понимая под общественным объединением добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, образованное по инициативе граждан, ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях» устанавливает, что право на создание общественного объединения признается в первую очередь за физическими лицами. Именно физические лица по своей инициативе выступают учредителями общественных объединений. В основе данного установления лежат положения ст. 30 Конституции РФ, гарантирующие право на объединение каждому гражданину.

Статья устанавливает  простые правила создания общественных объединений: минимально достаточное  количество учредителей составляют три гражданина, у которых возникает  возможность прийти к единому  мнению о принятии соответствующего решения. Однако специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать  иные требования к составу и количеству учредителей.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить  юридические лица - общественные объединения. Подчеркивая решающую роль физических лиц как учредителей в создании общественных объединений, статья не запрещает быть в составе учредителей самим общественным объединениям. Действующие общественные объединения могут входить в состав учредителей, но только наряду с физическими лицами.

В  литературе   иногда высказывается  мнение,  что  адвокатские  палаты  можно   считать  общественными  объединениями. В частности, в Определении  Верховного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 5-ВПР99-243 разъяснялось, что коллегии адвокатов являются добровольными  объединениями лиц, занимающихся адвокатской  деятельностью, и на них распространяется действие ФЗ "Об общественных объединениях". На самом деле эти формирования действительно имеют определенное сходство с общественными объединениями, однако наличие обязательного членства исключает возможность признания  их  разновидностью   общественных объединений,   обязательным  признаком  которых является  как уже отмечалось, создание на добровольной основе.9

Решения о создании общественного  объединения, об утверждении его  устава и о формировании руководящих  и контрольно-ревизионных органов  принимаются на съезде (конференции) или общем собрании членов (участников). С момента принятия этих решений  общественное объединение считается  созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие  обязанности.

Некоммерческая организация  становится полноправным субъектом  правоотношений с момента ее государственной  регистрации, с внесением сведений о регистрации некоммерческой организации  в Единый государственный реестр юридических лиц налоговыми органами и дальнейшего получения свидетельства  о регистрации в уполномоченном органе. Именно статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям защищать свои имущественные права  и интересы, и вместе с этим обязывает  их нести юридическую ответственность  за ущемление прав и законных интересов  других юридических и физических лиц.10

Решение о государственной  регистрации международного или  общероссийского общественного  объединения принимается  Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Решение о государственной  регистрации межрегионального общественного  объединения принимается Управлением  Федеральной службы  государственной  регистрации, кадастра и картографии по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Политическое общественное объединение подлежит обязательной государственной регистрации. Особенности создания, деятельности и государственной регистрации политической партии регулируются Федеральным законом "О политических партиях".11

При создании общественных объединений  права и обязанности их учредителей указываются в уставах объединений. Устав должен предусматривать:

— название, цели общественного  объединения, его организационно-правовую форму;

— структуру объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

— условия и порядок  приобретения и утраты членства в  общественном объединении, права и  обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

— компетенцию и порядок  формирования руководящих органов объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

— правила внесения изменений  и дополнений в устав общественного  объединения;

— источники формирования денежных средств и иного имущества  объединения, права объединения  и его структурных подразделений  по управлению имуществом;

— порядок реорганизации  и (или) ликвидации общественного объединения.

Устав общественного объединения  может содержать описание символики  данного объединения. 12

Общественное объединение  вправе не регистрироваться в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Но в этом случае оно не приобретает прав юридического лица.

Под реорганизацией общественного объединения как юридического лица в ГК РФ понимается разделение, слияние, присоединение, выделение и преобразование юридического лица. В результате реорганизации возникают новые юридические лица на основе ранее существовавших (разделение, слияние), либо создаются новые юридические лица с сохранением реорганизуемого юридического лица (выделение), либо прекращается существование одного юридического лица и сохраняется другое, которое включает в себя кадровые и материальные ресурсы присоединенного юридического лица (присоединение), либо происходит смена организационно-правовой формы юридического лица (преобразование).

Государственная регистрация  общественного объединения, создаваемого на основе реорганизации, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(ст. 12-16)13. В свою очередь, ст. 25 Федерального закона «Об общественных объединениях» устанавливает некоторые особенности порядка регистрации реорганизуемых общественных объединений. Эти особенности касаются, прежде всего перечня необходимых документов.

Документы, необходимые для  осуществления государственной  регистрации общественного объединения, создаваемого путем реорганизации, представляются в федеральный орган  государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих субъектах РФ.

Федеральный орган государственной  регистрации или его территориальный  орган после принятия решения  о государственной регистрации  общественного объединения, создаваемого путем реорганизации, направляет в  уполномоченный регистрирующий орган  сведения и документы, необходимые  для осуществления данным органом  функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения и представленных сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

Государственная регистрация  общественного объединения, создаваемого путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в  указанной государственной регистрации на основании ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.14

Имущество общественного  объединения, являющегося юридическим  лицом, переходит после его реорганизации  к вновь возникшим юридическим  лицам в порядке, предусмотренном  ст. ст. 58, 59 ГК РФ.

Ликвидация общественного  объединения может быть добровольной или принудительной. В соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об общественных объединениях» добровольная ликвидация объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с его уставом.

Принудительная ликвидация общественного объединения производится по решению суда по основаниям нарушений  прав и свобод человека и гражданина и неоднократных или грубых нарушений Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям (ст. 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»). Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет его деятельности независимо от факта государственной регистрации данного объединения.

Ликвидация общественного  объединения осуществляется по решению  съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного  общественного объединения либо судом по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 44 настоящего Федерального закона.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные  уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие  разделы в уставе общественного объединения, на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда.

Решение о ликвидации общественного  объединения, являющегося юридическим  лицом, направляется в орган, зарегистрировавший общественное объединение, для исключения указанного объединения из единого  государственного реестра юридических  лиц.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы функционирования, компетенция, ответственность общественных объединений

2.1.  Проблемы взаимоотношений государства и общественных объединений.

Важнейшим средством обеспечения  законности в деятельности общественных объединений являются институты  приостановления их деятельности, а  также ликвидации (запрета) общественных объединений. Правовую основу мер государственного контроля за деятельностью общественных объединений составляют:

1. ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, в которой закреплен запрет  на создание и деятельность  общественных объединений, цели  или действия которых направлены  на насильственное изменение  основ конституционного строя  и нарушение целостности Российской  Федерации, подрыв безопасности  государства, создание вооруженных  формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной  розни;

2. соответствующие положения  федеральных конституционных законов (ФКЗ от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении", ФКЗ от 30 января 2002 г. "О военном положении").

3. положения ряда федеральных  законов (ФЗ от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", ФЗ от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", ФЗ от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" и ФЗ от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности").

В соответствии со ст. 42 ФЗ «Об общественных объединениях» в случае нарушения общественным объединением положений Конституции и законодательства РФ уполномоченный федеральный или территориальный орган (Генеральный прокурор или подчиненный ему прокурор) передает в руководящий орган этого объединения представление об указанных нарушениях и сроках их устранения.

Информация о работе Административно-правовой статус