Административно-правовые отношения: понятие, основные черты и элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 23:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, отличий от других правовых отношений, и, наконец, необходимо обозначить роль административно-правовых отношений в социальной жизни и в функционировании государства как звена в механизме правового регулирования. Важно также проанализировать критерии классификации и виды административно-правовых отношений.

Содержание

Введение
1. Административно-правовые отношения: понятие, основные черты и элементы (структура административно-правовых отношений). Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
2. Задача
В 19 часов 30 минут на привокзальной площади в г. Могилеве нарядом ППСМ был обнаружен лежащий на газоне в пьяном виде гражданин Булкин И.И., который имел неопрятный внешний вид и слабо ориентировался в окружающей обстановке.
Задание: квалифицируйте действия гражданина Булкина И.И. Определите юридический состав совершенного административного правонарушения. Изложите порядок привлечения гражданина Булкина И.И. к административной ответственности.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Адм. Право.docx

— 37.72 Кб (Скачать файл)

Административная правосубъектность – это юридическое свойство, предоставляющее возможность участвовать в правоотношении. В административном праве нет норм, формулирующих или раскрывающих содержание административной правоспособности и административной дееспособности. В науке административного права они позаимствованы из гражданского права (в ГК Республики Беларусь ст. ст. 16 и 20) и приспосабливаются к субъектам административно-правовых отношений.

Под административной правоспособностью понимают способность  иметь права и обязанности  в сфере государственного управления, т.е. управленческие права и обязанности. Объём и содержание административной правоспособности определяются законами и соответствующими подзаконными актами, в которых содержатся конкретные нормы административного права. Объём административных прав, свобод и обязанностей граждан определяется рядом обстоятельств: возрастом, состоянием здоровья, наличием соответствующего образования и др. Например, право  на управление автотранспортом возникает  у граждан с 18 лет, причём реализация этого права зависит от ряда условий: сдачи соответствующего экзамена, состояния  здоровья и т.д. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема, добровольный отказ  от неё не имеет силы, и объём  её может изменяться только законом [7, 90].

Правоспособность  граждан в ряде предусмотренных  законодательством случаев может  ограничиваться. В частности, это  происходит в связи с совершением  административных правонарушений, за которые закон предусматривает  санкции в виде лишения специальных  прав. Ограничение административной правоспособности имеет место и в случае возникновения особых условий (стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий), которые требуют введения специального режима территории, предусматривающего ограничения свободы передвижения, проведения митингов, демонстраций, въезда и выезда с территории и др.

Дееспособность  состоит в способности лица (организации) своими действиями приобретать и  осуществлять права, создавать для  себя юридические обязанности и  исполнять их, а также нести  ответственность за свои действия. В практическом плане административная дееспособность выражается в способности лица или организации реализовать свою административную правоспособность, исполнять своими действиями возложенные на них обязанности и осуществлять предоставленные права. Дееспособность связана с возможностью (способностью) осознавать значение своих поступков и руководить своими действиями [7, 93].

Одним из проявлений административной дееспособности является административная деликтоспособность – признаваемая государством (правом) способность нести юридическую ответственность. Административная деликтоспособность граждан связана с возрастом. В частности, в соответствии с ч.1 ст. 4.3 КоАП Республики Беларусь административной ответственности подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Однако в ряде случаев предусматривается возможность привлечения к административной ответственности лиц, достигших четырнадцатилетнего возраста (ч.2 ст. 4.3 КоАП). Административная деликтоспособность граждан в ряде случаев связывается с иными факторами. В частности, имеет свои особенности привлечение к административной ответственности военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел. Различают общую и специальную право- и дееспособность органов управления. Общая правоспособность выражается в предоставляемой органам возможности осуществлять управленческую деятельность в пределах их компетенции. Специальная правоспособность дополняет общую и выражается в возможности органов осуществлять специфические задачи или функции управления (например, контрольно-надзорную, юрисдикционную деятельность). Нередко создаются органы, предназначенные исключительно для осуществления такого рода задач (например, государственные инспекции, административные комиссии). Как общая, так и специальная правоспособность органов управления находит своё выражение в их общей или специальной дееспособности .

 

Носители исполнительной власти.

Носители субъективных групп и  обязанностей в государственном  управлении.

Главные;

 

1) Граждане Республике  Беларусь;

Основные;

Специальные;

2) Иностранные граждане и лица  без гражданства, проживающие  в Республике Беларусь;

Исключительные;

Особые;

3) Общественные объединения и им  подобные организации  


 

К главным относятся те, которые наделены верховной административной властью. Такой властью обладает только Президент Республики Беларусь как глава государства.

Основными субъектами являются органы государственного управления, органы, специально предназначенные  для осуществления исполнительной власти, их структурные подразделения  и служащие.

К специальным  субъектам следует отнести так  называемые функциональные органы. Они  осуществляют, как правило, одну контрольную  – надзорную функцию.

К исключительным причисляются субъекты, у которых  государственное (внутриорганизационное) управление не основной деятельностью  – прокуратуры, суды и т.д.

Особыми субъектами представляются администрации  государственных предприятий, учреждений и организаций, трудовые коллективы, а также иные подобные субъекты [7, 92].

Вторая  группа (носители субъективных прав и  обязанностей в государственном  управлении) объединяет субъекты, которые  являются стороной административно-правовых отношений, но не наделены исполнительной властью. Они обладают субъективными  правами и обязанностями в  сфере государственного управления, с которыми не может не считаться  властвующая сторона. Носители исполнительной власти, осуществляя государственное  управление, обязаны учитывать названные  права и обязанности второй стороны. Носители субъективных прав и обязанностей – особый вид субъектов в административно-правовых отношениях. Они не предназначены  для осуществления государственного управления, не выделены государственной  властью и не входят в систему  субъектов этой власти. Рассматриваемая  группа субъектов является по существу объектом государственного управления, но специально не определённым для этого [7, 93].

Правовой  статус субъектов в административно-правовых отношениях не одинаков. Особенности  субъектов административных правоотношений состоят в следующем:

  • они имеют двойственный характер, т.е. одновременно являются субъектами административного права и административных правоотношений;
  • обладают правосубъектностью в сфере государственного управления;
  • их правоспособность и дееспособность возникают одновременно, т.е. составляют единое качество – управленческую право-, дееспособность (правосубъектность);
  • их правовой статус не одинаков.

Из вышесказанного следует вывод: субъектами административно-правовых отношений (административного права) являются лица и организации, обладающие административной правосубъекностью.

Субъекты  административных правоотношений, реализуя свои права и обязанности, вступают между собой в постоянные отношения. Возникают такие отношения по инициативе любой из сторон. В юридической  науке указанные побудительные  причины возникновения общественных отношений называют юридическими фактами. Следовательно, юридические факты – это не любые факты, могущие вызвать потребность во вступлении в правоотношения одного субъекта с другим, а лишь предусмотренные нормами права.

Юридическими  фактами могут быть действия либо события.

Действия  выражаются в активных волеизъявлениях  субъектов. Действия бывают правомерные  и неправомерные.

Правомерные действия соответствуют административно-правовым нормам. Основным их видом, характерным для административно-правовых отношений, являются юридические акты, т.е. такие действия, которые прямо направлены на то, чтобы вызвать определённые юридические последствия.

Правовой  акт (нормативный, индивидуальный) является наиболее распространённым юридическим  фактом, с которым связывается  возникновение, изменение или прекращение  административных правоотношений. Так, принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г., а затем изменения и дополнения Конституции (редакция 1996 г.) повлекли изменения порядка формирования исполнительных и распорядительных органов; приказ о приёме гражданина на государственную службу влечёт установление административно-правовых, трудовых отношений  между работником и администрацией государственного органа; постановление государственного органа о привлечении к административной ответственности может повлечь неблагоприятные последствия для гражданина (например, наложение административного взыскания) [7, 95].

Для сферы  исполнительной и распорядительной деятельности наиболее типичны правовые акты органов государственного управления (должностных лиц), имеющие ненормативное, т.е. индивидуальное значение. Например, приказ министра о поощрении ряда госслужащих, о приёме гражданина на государственную службу вызывает возникновение  административно-правовых отношений  государственной службы (государственно-служебного отношения). В предусмотренных законодательством  случаях юридические акты, влекущие возникновение административных правоотношений, совершают общественные организации (их органы или представители), например, юрисдикционные акты технических инспекторов  труда профсоюзов и т.п. К числу  правомерных относятся также  юридические действия граждан. Так, на основе подачи гражданином заявления, жалобы или предложения возникает  конкретное административное правоотношение.

 Неправомерные  действия – это такие поступки, которые не соответствуют административно-правовым нормам. Ими являются дисциплинарные (например, опоздание служащего на работу), административные и иные проступки, в отдельных случаях – аморальные поступки. В результате их совершения гражданами, служащими (должностными лицами), представителями административной власти (прокурорско-следственными работниками органов прокуратуры) возникает возможность привлечения нарушителей к дисциплинарной или административной ответственности. Неправомерными могут быть и бездействия – нарушения норм права путём невыполнения обязанностей, хотя по ситуации или по долгу требуется их выполнение. Например, проезд без билета в общественном транспорте, уклонение от регистрации охотничьего оружия или непринятие работником УВД необходимых мер по обеспечению общественного порядка, защите гражданина, подвергшегося нападению [9, 187].

Основаниями возникновения, изменения  или прекращения административных правоотношений могут быть также события (не волевые юридические факты), т.е. факты, не зависящие от воли людей. Так, рождение ребёнка, смерть человека порождает административно-правовые отношения между органами ЗАГСа и лицами, на которых государством возложена обязанность, заявить о факте рождения, смерти; пожары, наводнения, землетрясения, эпизоотии, эпидемии и иные стихийные бедствия вызывают потребность вмешательства служб МЧС и органов внутренних дел и т.д. События являются основаниями лишь для правомерных последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задача

В 19 часов 30 минут на привокзальной  площади в г. Могилеве нарядом  ППСМ был обнаружен лежащий на газоне в пьяном виде гражданин Булкин И.И., который имел неопрятный внешний  вид и слабо ориентировался в  окружающей обстановке.

Задание: квалифицируйте действия гражданина Булкина И.И. Определите юридический состав совершенного административного правонарушения. Изложите порядок привлечения гражданина Булкина И.И. к административной ответственности.

Решение:

Квалифицировать действия гражданина Булкина И.И. необходимо в соответствии с ч.1 ст. 17.3 «Распитие  алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте  либо появление в общественном месте  или на работе в состоянии опьянения» КоАП Республики Беларусь.

Юридический анализ:

Объект: общественный порядок, человеческое достоинство, нравственность.

Объективная сторона: альтернативные действия (появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность в общественном месте).

В соответствии с теорией административного  права под пьяным видом, который  оскорбляет человеческое достоинство  и общественную нравственность понимается:

    • поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.);
    • нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение);
    • из-за опьянения лицо полностью или в значительной мере утратило ориентировку (бесцельно стоит или также бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений, и, как следствие – неустойчивость, шатающаяся походка, утрата чувства стыда);
    • полная беспомощность пьяного (в общественном месте лежит в бесчувственном состояний).

Субъект: лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, вменяемое (гражданин Булкин И.И).

Субъективная сторона: умысел (прямой).

В соответствии с ч.1 ст. 17.3 КоАП Республики Беларусь:

- распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин, данный гражданин Будет привлечен к административной ответственности.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог вышеуказанному, можно дать соответствующее  понятие административного правоотношения, как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают  как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных  административно-правовой нормой.

 Административно-правовые  отношения напрямую связаны с  практической реализацией задач,  функций и полномочий исполнительной  власти в процессе государственно-управленческой  деятельности. Эта их особенность  накладывает определенный отпечаток  на поведение любых участников  такого рода правовых отношений;  их обязанности и права непременно  связаны с практической реализацией  исполнительной власти в центре  и на местах. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления. Стоит отметить также, что административные правоотношения характеризуются определенным субъектом. Всегда одной из сторон является официальный или полномочный субъект исполнительной власти (в широком смысле государственного управления).

Информация о работе Административно-правовые отношения: понятие, основные черты и элементы