Административно – правовой статус гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 23:33, реферат

Краткое описание

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------- 1
Административно – правовой статус гражданина----------- 4

Административно – правовые гарантии прав и свобод гражданина---------------------------------------------------------- 8
. Экономические
. Политические
. Юридические
. Организационные

Способы защиты прав граждан--------------------------------- 13

Заключение --------------------------------------------------------- 17

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ АДМИНИСТРАВКА.docx

— 42.66 Кб (Скачать файл)

План:

Введение--------------------------------------------------------------  1

    1. Административно – правовой статус гражданина-----------  4

 

    1. Административно – правовые гарантии прав и свобод гражданина----------------------------------------------------------   8
    1. . Экономические
    1. . Политические
    2. . Юридические
    3. . Организационные

 

    1. Способы защиты прав граждан---------------------------------  13

 

Заключение --------------------------------------------------------- 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В демократическом государстве  формирование и порядок  деятельности административной (исполнительной) ветви  государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.

Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой  большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.

Административное право  – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие  факторы, как огромная территория, многонациональный  состав населения, традиционно большой  объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной  администрации в  жизни общества. Эта отрасль публичного права  закрепляет права и обязанности  граждан и иных  невластных субъектов  в отношениях с представителями  исполнительной власти, организационные  основы, систему государственной  администрации, полномочия ее структурных  единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Административно-правовой статус граждан в РФ определяется Конституцией РФ, конституциями субъектов РФ, текущим административным законодательством.

Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

Правовой статус состоит  из следующих элементов:

1.Структура (правовые элементы статуса): включает в себя

а) гражданство. Гражданство  есть устойчивая правовая связь человека с государством выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод.

б) правоспособность;

в) дееспособность;

г) права и законные интересы граждан;

д) обязанности граждан.

2. Содержание. В содержание входит комплекс прав и обязанностей, регламентированных нормами административного права, иначе говоря, содержание правового статуса указывает на определенные правовые связи и отношения между гражданами и государством.

3. Механизм регулирования. Он включает в себя принципы правового положения, гарантии прав и обязанностей, способы их реализации и защиты, ответственность за нарушение прав и несоблюдение обязанностей, т.е. ту совокупность правовых средств, с помощью которых государство определяет и обеспечивает положение гражданина в политической системе общества.

Основные права и обязанностей граждан закреплены в Конституции  РФ, в законе о гражданстве, и в  определенных административно-правовых нормах. Конституционные права и  свободы представляют фундамент  всех остальных прав и свобод.

 

1. Административно-правовой  статус гражданина

Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. До 1992 г. все ученые вслед  за законодателем различали три  разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без гражданства. Но после распада СССР и образования  СНГ положение изменилось. Согласно российскому Закону о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. всех лиц по признаку гражданства необходимо поделить на шесть групп: 1) граждане Российской Федерации; 2) лица с двойным гражданством; 3) почетные граждане; 4) граждане «ближнего зарубежья» (республик СНГ, кроме РФ); 5) иностранцы; 6) лица без гражданства. Конечно, внутри каждой из названных родовых общностей есть особенности. Так, административно-правовые статусы постоянно проживающих в России и временно прибывших иностранцев не идентичны.

В настоящее время можно  говорить о трех категориях граждан России (обычных, почетных и с двойным гражданством), о двух категориях иностранных граждан («ближнего» и «дальнего зарубежья») и лицах без гражданства (апатридах).

В зависимости от степени  связанности гражданина при реализации им своих прав можно различать 6 степеней (ступеней) свободы: 1

1. Полная свобода.

2. Свобода, связанная с  обязанностью уведомления субъектов  власти (явочный порядок реализации  прав).

3. Свобода, связанная с  обязанностью регистрировать действия.

4. Свобода, ограниченная  обязанностью получать разрешение. Субъект власти обязан рассмотреть  заявление, отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

5. Свобода, ограниченная  дискреционными полномочиями власти  при выдаче разрешений на осуществление  прав. Правоприменительные акты, принятые на основе дискреционных полномочий, судебному обжалованию не подлежат. А поскольку вышестоящие органы во многих случаях вправе отменять акты подчиненных им органов только по мотивам законности, то и обжалование дискреционных актов в административном порядке часто не имеет смысла.

6. Полная несвобода. Анализируя законодательство последних лет, нетрудно проследить, как идет процесс развития прав граждан. Свобода уверенно восходит на более высокие ступени. Так, например, право на демонстрации поднялось на вторую ступень свободы, право на предпринимательскую деятельность —с 6 на 2(3 ступень), право заниматься каратэ —с 5 на 1.

С точки зрения механизма  реализации, можно выделить права абсолютные (безусловные) и относительные.

К абсолютным относятся права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их. Это, например, право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользование публичными библиотеками, получение общего среднего образования.

Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или  даже исключительно, от воли гражданина.

Относительными следует  считать такие права, для реализации которых нужен акт государственного органа. Например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности. Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти, актом применения права. Если взять за основу повод (процессуальное основание) предоставления (признания) права, то можно говорить о правах, которые актом субъекта исполнительной власти:

— признаются, реализуются  без заявления лица, имеющего право (назначение стипендии, присвоение военнослужащему  очередного звания, вещевое обеспечение сотрудников органов внутренних дел и т. д.);

— предоставляются (признаются) по заявлению, которое субъект исполнительной власти обязан удовлетворить, если отсутствуют предусмотренные юридической нормой основания для отказа (например, назначить пенсию, выдать паспорт, лицензию, принять отставку);

— предоставляются по усмотрению субъекта исполнительной власти, реализующего свои дискреционные полномочия (например, назначение на государственную должность).

В зависимости от круга  лиц, которым права предоставляются, и оснований их возникновения  можно различать общие и специальные права. Последние чаще всего являются льготами, которые даются по признакам:

а) социально-демографическим (больным, многодетным, вынужденным переселенцам и т. д.);

б) общественно полезной деятельности (ветеранам, военнослу кащим, Героям России, государственным служащим и др.).2

С учетом территориального фактора льготы могут быть федеральными, региональными, локальными. По содержанию различаются следующие группы прав граждан:

1) на участие в государственном  управлении. Это права: на государственную  службу; на внесение предложений;  на получение необходимых документов и информации в установленной форме; организовывать, участвовать, выходить из общественных объединений; пресекать противоправные действия; учреждать газету и др.;

2) на государственное  участие, содействие, помощь компетентных организаций. Речь идет, например, о праве получать платные блага, получать и пользоваться бесплатными благами (библиотеками и др.), получать организационную (в трудоустройстве, например), техническую, санитарно-эпидемиологическую, медицинскую и иную помощь;

3) право на защиту. Основные  формы его реализации — административная жалоба; жалоба (иск в суд); защита в административно- юридикционном производстве; необходимая оборона (в том числе право на газовое оружие); право на помощь негосударственных организаций (коллегий адвокатов, обществ защиты прав потребителей, профсоюзов и др.).

 

 

 

 

 

2. Гарантии административно-правовой защиты прав и свобод гражданина

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое.

Политические  гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают: приоритет личности и гражданина в обществе и государстве; признание прав и свобод человека высшей ценностью; многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарант Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию; широкое согласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве, объединяющем субъектов РФ, и т. д.

Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел (милиция), органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы и другие звенья.

 

Юридические гарантии.

Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.

Судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в целом система  правосудия выделяются Конституцией РФ и по справедливости ставятся на первое место в защите прав и свобод граждан (ст. 18 и 46 Конституции РФ).

Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории  дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного характера, например в связи с решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов и т. д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

Особое место  среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления занимает деятельность Конституционного Суда РФ. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти (например, главы администрации субъекта РФ), законодательных органов (например, Государственной Думы) он рассматривает дела о проверке конституционности, т. е. о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента, правительственных актов и др.), как правило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

Таким образом, современное  законодательство заметно расширяет  возможности и диапазон судебного  обжалования нормативных правовых актов и правоприменительных  актов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных  лиц, а следовательно, и защиты прав и свобод граждан.

Внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многообразнее  по содержанию, формам, порядку осуществления  и субъектному составу. По существу, вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и  их должностных лиц, собственно, для  того и созданы, функционируют, а  должностные лица, государственные  и муниципальные служащие получают заработную плату, чтобы служить  людям, обеспечивать защиту и реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов  и выполнение возложенных на них  обязанностей.

Информация о работе Административно – правовой статус гражданина