Административно – правовой статус общественных объединений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования - определение роли, назначения и места общественных объединений в российской правовой системе, изучение сущности и особенностей их административно – правового статуса.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Дать общую характеристику понятия общественных объединений.
- Определить учредителей, членов и участников общественного объединения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Понятие административно – правового статуса 5
Глава 2. Понятие общественного объединения 10
Глава 3. Учредители, члены и участники общественного объединения 15
Глава 4. Организационно – правовые формы общественных
объединений 21
Глава 5. Принципы создания и деятельности общественных
объединений 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по адм.пр..doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Статья 117 ГК РФ дает следующее определение:

«Общественными и религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей»..

В сравнении с ранее действующим, новый Закон добавил ряд признаков, характерных именно для общественного объединения, указал на необходимость иметь общие цели, хотя, и опустил термин «свободное волеизъявление».

Таким образом, налицо отождествление легальных определений «общественное объединение» и «общественная организация», приводимых в других нормативных актах.

В этом состоит определенное противоречие их с нормами действующего закона, перечисляющего общественную организацию как одну из возможных организационно-правовых форм общественных объединений (абз. 1 ч. 1 ст. 7 Закона об общественных объединениях).

Добровольность означает создание подобного формирования по желанию его учредителей, без  внешних принуждающих к такому объединению обстоятельств.

Данный признак основан  на нормах ст. 30 Конституции РФ, устанавливающей, что «каждый имеет право на объединение» и «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем»11.

Самоуправляемость означает, что определение уставных целей такого формирования происходит по свободному выбору его учредителей.

Самоуправляемая структура  взаимодействует с другими структурами, хотя функционирует автономно.

Исполнители в процессе самоуправления органично включены как в процесс выработки и принятия решений, так и в процесс контроля за исполнением этих решений.

Члены самоуправляемого формирования принимают участие  в работе его органов управления.

Некоммерческий характер формирования предполагает, что извлечение прибыли не является основной целью его деятельности и что полученная прибыль не распределяется между участниками этого формирования.

Таким образом, извлечение прибыли некоммерческим формированием  закон признает в принципе допустимым.

Инициатива - конкретное волеизъявление граждан, числом не менее 3 и направленное на установление правоотношений.

Важным признаком является целевая направленность объединяющихся граждан, проявляющаяся в формулировке и закреплении в уставе общественного объединения определенных общих целей.

Например: поддержка спорта, культуры или науки, содействие распространению  определенных идей, учений и т.п., защита интересов определенных категорий  лиц и т.д.

В отечественной юридической  литературе отмечалось, что «специфическим характером общественных объединений является то, что они создаются для выполнения определенной деятельности, в процессе которой реализуются их права»12.

Американские исследователи  полагают, что объединения граждан, цели которых лежат за пределами  организации, называются инструментальными, в отличие от тех организаций, цели которых ограничиваются рамками организации, - они называются экспрессивными13.

Запрещается создание и  деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Существует два способа реализации гражданами принадлежащего им права на создание общественных объединений.

Закон предоставляет  возможность участия в общественном объединении не любым юридическим  лицам, а только юридическим лицам - общественным объединениям.

Таким образом, устраняется  противоречие с целевой направленностью в деятельности юридических лиц коммерческих организаций, которые создаются с целью извлечения прибыли.

Реализация этого права  на создание общественного объединения  предполагает определенный порядок  и соответствующие формы принятия решений в общественных объединениях (путем непосредственного волеизъявления членов общественного объединения, выраженным на съезде (конференции), либо путем делегирования данного права постоянно действующим органам управления общественного объединения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. УЧРЕДИТЕЛИ, ЧЛЕНЫ И УЧАСТНИКИ

ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

В соответствии со ст. 48 ГК РФ в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество14.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных  прав, относятся общественные и религиозные  организации (объединения), благотворительные  и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Юридическое лицо действует  на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

В случаях, предусмотренных  законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Учредительный договор  юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо приобретает  гражданские права и принимает  на себя гражданские обязанности  через свои органы, действующие в  соответствии с законом, иными правовыми  актами и учредительными документами.

Порядок назначения или  избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его  имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества  не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных  законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или  выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят  полномочия по управлению делами юридического лица.

Внешний управляющий  выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Членами общественного  объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного  объединения в соответствии с  нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного  объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие  и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также  контролировать деятельность руководящих  органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Члены общественного  объединения имеют права и  несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного  объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе15.

Участниками регулируемых гражданским законодательством  отношений являются граждане и юридические  лица.

Физическими лицами ГК РФ называет граждан16.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий  договора.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в том числе и отношения по созданию общественных организаций17.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией (в том числе и общественным объединением - юридическим лицом), порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами.

Высшими органами управления некоммерческими организациями  в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный  высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее  собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция  органов управления общественными  организациями (объединениями) устанавливаются  в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

Основная функция высшего  органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах  которых она была создана.

Вопросы изменения устава некоммерческой организации; определения  приоритетных направлений ее деятельности, принципов формирования и использования ее имущества; образования исполнительных органов некоммерческой организации и досрочного прекращения их полномочий; а также вопрос о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном  собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается  большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании.

Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях», иными федеральными законами и учредительными документами18.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Исполнительный орган  некоммерческой организации может  быть коллегиальным и (или) единоличным.

Он осуществляет текущее  руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему  органу управления некоммерческой организацией.

К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную действующим законодательством и учредительными документами некоммерческой организации.

Информация о работе Административно – правовой статус общественных объединений