Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 07:52, курсовая работа
Цель настоящего исследования - определение роли, назначения и места общественных объединений в российской правовой системе, изучение сущности и особенностей их административно – правового статуса.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Дать общую характеристику понятия общественных объединений.
- Определить учредителей, членов и участников общественного объединения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие административно – правового статуса 5
Глава 2. Понятие общественного объединения 10
Глава 3. Учредители, члены и участники общественного объединения 15
Глава 4. Организационно – правовые формы общественных
объединений 21
Глава 5. Принципы создания и деятельности общественных
объединений 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
В юридической литературе отмечались определенные противоречия в понимании понятий «учредитель», «член» и «участник» общественных объединений.
Указывалось, в частности, что системное толкование норм показывает, что общественные организации (ст. 8) и политические партии (ст. 12.2 Закона об общественных объединениях; ст. 23 Федерального закона от 21 июня 2001 г. «О политических партиях» имеют учредителей и членов, но не имеют участников, тогда как общественные движения (ст. 9), общественные фонды (ст. 10), общественные учреждения (ст. 11) и органы общественной самодеятельности (ст. 12) имеют только учредителей и участников, но не имеют членов.
Получается, что применительно к общественным объединениям термины «участник» и «член» несут разную смысловую нагрузку, что не согласуется, а в некоторых случаях прямо противоречит нормам ст.ст. 48, 117-123 ГК РФ и некоторых других федеральных законов (ст.ст. 6, 7, 9, 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в тесном смысле слова учредителями являются только субъекты, которые были указаны в качестве учредителей в учредительных документах юридического лица на момент его первичной государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц19.
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Наименования общественных объединений как некоммерческих организаций, должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Организационно-правовая форма юридического лица определяется в юридической литературе как «совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных»20.
Организационно-правовые формы юридического лица определяют его отношение к коммерческим, либо некоммерческим организациям, позволяют установить как строится его ответственность и пр.
Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
К последним относятся и общественные объединения - юридические лица.
Нужно отметить, что употребляемое законом понятие организационно-правовая форма отличается от такого же понятия, используемого в ГК РФ.
Последний оперирует им только применительно к юридическим лицам, а комментируемый закон - ко всем общественным объединениям, в том числе и к тем, которые могут не регистрироваться в качестве юридических лиц.
ГК РФ устанавливает
закрытый, ограниченный перечень всех
возможных организационно-
Они могут создаваться только в форме: хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Из содержания данного пункта следует, что организационно-правовые формы общественных объединений - юридических лиц могут быть самыми разнообразными и предусматриваться в иных федеральных законах.
Действующее законодательство предусматривает несколько видов таких организационно-правовых форм общественных объединений (некоторые из которых могут не регистрироваться в качестве юридических лиц). Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено комментируемым законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом21.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
В случае государственной
регистрации общественного
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.
Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
Понятие политической партии и ее структура дается в ФЗ «О политических партиях»22.
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям: политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии в соответствии с п. 6 ст. 23 ФЗ «О политических партиях»23.
В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с п. 6 ст. 23 Закона «О политических партиях»; руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного ФЗ «О политических партиях» специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений24.
Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.
Глава 5. ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Важным принципом создания и деятельности общественных объединений является их равенство перед законом.
Добровольность означает создание и деятельность общественного объединения по желанию его учредителей, без внешних принуждающих к такому объединению обстоятельств.
Данный признак основан на нормах ст. 30 Конституции РФ, устанавливающей, что «каждый имеет право на объединение» и «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем»25.
Самоуправление означает определенную законом форму управления общественным объединением, под которой понимается следующее: гарантированное Конституцией или иными государственными актами право самостоятельно решать круг вопросов, отнесенных к их компетенции; деятельность по реализации предоставленных им полномочий самоуправления; практика решения текущих административных, хозяйственных, кадровых и иных вопросов общественными организациями, опирающаяся на демократические принципы выборности и сменяемости руководства на основе выборов, его подотчетности членам коллектива, обеспечения возможности ротации руководства в рамках коллектива и по его инициативе. Самоуправление предполагает самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющимися структурами при сохранении взаимодействия со смежными и иерархически иными структурами26. Самоуправляемая структура взаимодействует с другими структурами, хотя функционирует автономно.
Исполнители в процессе самоуправления органично включены как в процесс выработки и принятия решений, так и в процесс контроля за исполнением этих решений.
Члены самоуправляемого формирования принимают участие в работе его органов управления.
Равноправие означает наделение всех членов общественных объединений равными правами.
Законность предполагает соблюдение всеми членами общественного объединения прежде всего Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, законов, подзаконных актов.
Гласность - принцип демократии, механизм демократизации общественной жизни, утверждения самоуправленческих начал в обществе, самоконтроля и творческой активности населении, который предполагает свободное перемещение социальной информации в обществе, возможность получения точной, полной, достоверной информации, ее публичной оценки, выражение своего мнения по обсуждаемой проблеме.
Гласность обеспечивается средствами массовой информации.
Согласно Закону РФ от 27.12.1991г. №2124-1 (ред. от 21.07.2005 г.) «О средствах массовой информации»27 в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.
Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Информация о работе Административно – правовой статус общественных объединений