Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда. Административная ответственность за нарушение нормативных правовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:38, реферат

Краткое описание

Нарушение законодательства о труде влечет применение к виновным лицам мер ответственности. Согласно ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Вложенные файлы: 1 файл

Оригинал 2.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

 В соответствии  с частью второй данной статьи  то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение,  влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от ста до четырехсот базовых величин.  

Следует отметить, что под лицом, ответственным за соблюдением правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда в данном случае подразумевается уполномоченное  должностное лицо юридического лица,  ответственное за данное направление работы в организации,  на которое локальными нормативными правовыми актами (приказ, распоряжение, должностная инструкция и т.д.) возложены соответствующие обязанности.  Работник,   непосредственно нарушивший на своем рабочем месте  требования  пункта 5 части первой статьи 53  ТК (соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты) может быть привлечен нанимателем к дисциплинарной ответственности, но не подлежит административной ответственности по указанному основанию.        

   Статья 9.18 КоАП устанавливает административную ответственность за  нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений.

Согласно данной статье непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров,- влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин. 

 Неисполнение обязательного  для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража - влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.  

Действия, создающие препятствия  исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке, - влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Меры административной ответственности, установленные статьей,  распространяются только на физических лиц.  

 Согласно части  первой статьи 9.19 КоАП нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы - влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин.

Правоприменительная практика к  правонарушениям, предусмотренным частью 1 статьи 9.19 КоАП  относит не только нарушение периодичности и сроков выплаты заработной платы работникам, установленных коллективными договорами, локальными нормативными правовыми актами организаций, трудовыми договорами, заключенными с работниками, но  и такие нарушения как задержка окончательного расчета при увольнении работника, несвоевременная выплата среднего заработка за время трудового отпуска.    

 Иные нарушения  законодательства о труде, кроме  нарушений, предусмотренных статьями 9.16 - 9.18   КоАП  и частями  1 и 3 статьи 9.19, причинившие вред работнику, согласно части четвертой данной статьи влекут наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.  

К числу иных нарушений, в первую очередь,  относятся нарушения, касающиеся оплаты труда, такие как нарушения   порядка оплаты труда за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими; выплата заработной платы работникам в размере ниже месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством; неустановление в контрактах и (или) непредоставление работникам дополнительных мер стимулирования труда, предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» и др.  

К числу иных нарушений законодательства о труде, ответственность за которые предусмотрена частью четвертой статьи 9.19,  относятся и другие нарушения, повлекшие вредные последствия, т. е. согласно статье 1.3 КоАП -  причинение не только имущественного но и иного вреда охраняемым Кодексом правам и интересам работников. К таким нарушением можно отнести задержку выдачи трудовой книжки при увольнении, непредоставление трудового отпуска  в течение рабочего года,  непредоставление работнику дополнительных отпусков, на которые он имеет право,  и т.д.   

Статья 9.20 КоАП устанавливает административную ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом разделяет ответственность должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Так, санкция данной статьи за указанное нарушение предусматривает  наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин на должностное лицо, на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до ста базовых величин.

Следует отдельно остановиться на статье 9.25 КоАП, предусматривающей  административную ответственность  за нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров. Данная статья является специальной. Особенностью её является то, что штрафные санкции устанавливаются не только  в базовых величинах. Согласно данной статье,  несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, - влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора.

Таким образом, сумма штрафа, налагаемого  за указанное нарушение на индивидуального  предпринимателя или юридическое  лицо,  в денежном выражении может быть ниже минимального или выше максимального размеров, установленных соответственно частями второй и третьей статьи 6.5 КоАП.

Однако на практике возникают случаи, когда не представляется возможным  установить сумму договора ввиду  отсутствия письменной формы договора,  того, что она не указана в договоре либо отсутствуют другие документы, позволяющие ее установить. Вопрос об определении размера штрафных санкций в подобных случаях становился проблематичным и не был урегулирован КоАП. Данный пробел был устранен с принятием Закона Республики Беларусь 28 декабря 2009 г.                     «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности», вступившего в силу с 23 февраля 2010 г., согласно которому абзац второй статьи 9.25 дополнен словами «, а при невозможности ее установления – до двадцати базовых величин».

От имени  Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь дела об административных правонарушениях в соответствии с частью второй статьи 3.23 ПИКоАП  вправе рассматривать директор   Департамента и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники межрайонных инспекций труда и их заместители, начальники отделов и государственные инспекторы труда.




Информация о работе Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда. Административная ответственность за нарушение нормативных правовых