Задачи, система и организация работы дежурных частей горрайорганов внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Ещё в период формирования полицейских органов России, в XVIII веке, возникла необходимость в общедоступном, постоянно функционирующем органе, куда в любое время суток можно было обратиться за помощью для восстановления и защиты нарушенных прав. С принятием в 1782 году полицейского Устава, данная функция в городах возлагалась на управы благочиния. Согласно статье 40 названного нормативного правового акта управа благочиния должна была функционировать постоянно и собираться в любое время при необходимости. В этом документе был закреплен один из важнейших признаков полиции - её оперативность, сформулированный в дополнительной главе к Большому наказу. Помимо того, статья 85 полицейского Устава устанавливала, что в каждой части города должен быть частный пристав, дом которого, в соответствии со статьей 98 должен быть «отперт днем и ночью ради слушания нужд». По существу, частный пристав выполнял часть функций современной дежурной части горрайоргана по приему заявлений и сообщений граждан, допросу тотчас приведенных лиц, взятию под стражу преступников

Содержание

Введение 3
1. Назначение и задачи дежурных частей ОВД. 5
2. Система и организация работы дежурной части ОВД. 8
Заключение 31
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

ДЧ.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Оперативный дежурный, заступающий  на дежурство, в свою очередь обязан принять от своего предшественника всю служебную документацию, вооружение и боеприпасы, специальные средства, оперативную и криминалистическую технику и другое имущество согласно описи. Кроме того, он должен принять лиц, задержанных в административном порядке, проверить и принять изъятые у них вещи, документы и ценности, проверить соблюдение установленных законом сроков задержания и удостовериться в правильности оформления необходимых документов; осмотреть и проверить состояние и охрану комнат для задержанных. В обязанности оперативного дежурного входят также проверка состояния охраны ИВС, осмотр его камер и других помещений, проведение опроса и обыска задержанных и заключенных под стражу лиц. Все это дает возможность на месте выявить недостатки и совместно со сменяющимся нарядом принять меры к их устранению. После этого заступающий и сдающий дежурство оперативные дежурные докладывают рапортом начальнику горрайоргана о приеме и сдаче дежурства, зарегистрированных за прошедшие сутки правонарушениях, об упущениях в работе ИВС, выявленных нарушениях законности и других недостатках.

Начальник горрайоргана, приняв рапорт дежурных, производит разбор несения службы сменяющего суточного наряда и дает необходимые указания заступающему оперативному дежурному произвести смену и приступить к исполнению своих обязанностей.

В основе деятельности дежурной части  горрайоргана как связующего звена  всех его служб и подразделений  лежат следующие принципы: высокая боевая готовность; оперативность; глубокое знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории, преемственность в работе; строжайшее соблюдение законности; сохранение государственной и служебной тайны; четкое выполнение требований нормативных актов; бдительность; вежливое и уважительное отношение к гражданам. Конкретная реализация этих принципов проявляется в том, что в дежурную часть горрайоргана круглосуточно поступает большое количество сообщений, заявлений граждан, должностных лиц и общественных организаций, среди которых, как показывает практика, абсолютное большинство срочные сообщения и заявления о правонарушениях. Следовательно, соблюдение таких принципов, как высокая боевая готовность, оперативность в решении служебных задач, глубокое знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории, а также преемственность в работе — важные требования, предъявляемые к дежурной части горрайоргана. Ибо фактор времени приобретает решающее значение: чем быстрее и компетентнее разберутся в существе поступающих сообщений и заявлений, тем скорее будет восстановлен общественный порядок и своевременно приняты меры по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений по «горячим следам».

Обеспечение таких принципов, как  законность, сохранение государственной  и служебной тайны, четкое выполнение требований нормативных актов и постоянная бдительность — другое важное требование (правило), предъявляемое к деятельности оперативного дежурного и всей дежурной смены. Выполняя возложенные на них обязанности, они должны действовать в точности с требованиями законов и подзаконных актов, а также ведомственных нормативных документов МВД России, строго соблюдать государственную и служебную тайну и постоянно проявлять бдительность в работе. Особая роль в этом принадлежит оперативному дежурному, который обязан не только следить за выполнением указанных требований подчиненными ему сотрудниками суточного наряда, но и лично показывать пример организованности, бдительности и высокой культуры в работе.

Особое значение в деятельности дежурной части имеет реализация такого принципа, как вежливое и уважительное отношение к гражданам. Дежурная часть отражает общий уровень культуры в деятельности горрайоргана и определяет его авторитет среди населения, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, представителей общественных формирований. Бездушное и бюрократическое отношение к гражданам, проявление черствости, формализма и неуважительного отношения к личности в деятельности дежурной части недопустимы. Каждый гражданин, обращающийся в дежурную часть, должен быть внимательно выслушан по всем интересующим его вопросам. При поступлении от граждан заявлений, не относящихся к компетенции органов внутренних дел, оперативный дежурный и подчиненные ему сотрудники обязаны вежливо объяснить, куда заявителю следует обратиться.

Содержание перечисленных принципов  позволяет говорить о том, что  они определяют организационную  основу деятельности дежурной части, характер действий оперативного дежурного и  подчиненных ему сотрудников, а  также сущность взаимодействия с другими службами и подразделениями, участвующими в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью. Поэтому не случайно МВД России в последние годы осуществило комплекс мер, направленных на улучшение деятельности дежурных частей, укрепление их материальной базы, повышение уровня воспитательной работы сотрудников, выполняющих функции охраны и конвоирования, а также создание надлежащих условий и режима содержания подозреваемых и обвиняемых.

Наряду с этим следует отметить, что успех выполнения возложенных на дежурную часть задач всецело зависит от уровня организации ее деятельности. В горрайорганах руководство дежурной частью, контроль за ее работой, как правило, осуществляет начальник горрайоргана. Он обязан постоянно заботиться о профессиональном уровне работников дежурной части, внедрять в их деятельность передовые формы и методы руководства силами полиции, координации действий разнообразных по характеру и функциям подразделений: анализировать работу дежурных частей, в том числе организацию раскрытия преступлений по «горячим следам»; контролировать соблюдение сроков разрешения заявлений и сообщений, принимать меры обеспечения дежурной части документацией, вооружением, средствами защиты, связи, оперативной, электронно-вычислительной и криминалистической техникой, автотранспортом и другим имуществом согласно штатной и табельной положенности дежурной смены. При этом необходимо отметить, что контроль за работой дежурной смены имеет целью обеспечить эффективное выполнение возложенных на дежурную смену задач. Начальник органа внутренних дел в специальном приказе определяет систему контроля за деятельностью дежурной части, перечень руководителей, допущенных к его осуществлению, и пределы их полномочий. Он ежедневно проверяет готовность заступающей смены к выполнению служебных задач, дает оценку сменяющемуся наряду, обращая особое внимание на своевременность, полноту реагирования на сообщения, заявления о преступлениях, чрезвычайных происшествиях, соблюдение дисциплины. В качестве критериев оценки деятельности дежурной смены принимаются во внимание соблюдение законности при разбирательстве с задержанными и доставленными гражданами, режима секретности, знание оперативной обстановки, своих прав и обязанностей, юридических актов. Оценке подлежит также организация выездов следственно-оперативных групп на места происшествий, состояние служебных помещений дежурной части, соблюдение установленного порядка хранения вооружения, средств защиты, обороны, связи и криминалистической техники, соблюдение личным составом установленного порядка формирования дежурной части, выполнения отдаваемых дежурными распоряжений и указаний и др. В расчет могут быть взяты и отрицательные показатели в деятельности как оперативного дежурного, так и подчиненных ему сотрудников, например, недостаточный контроль за работой служебных нарядов патрульно-постовой службы, небрежное ведение журналов, карточек и другой служебной документации, неряшливый вид дежурной смены и т.п.

Итоги работы дежурной части подводятся не реже одного раза в месяц на служебном совещании при начальнике горрайоргана. При их подведении учитываются как положительные, так и отрицательные показатели в работе. Все это способствует повышению организованности и дисциплины, усилению персональной ответственности каждого сотрудника дежурной части. Весьма существенную роль в этом направлении играют соответствующие штабные аппараты МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, которые в соответствии с требованиями нормативных актов призваны осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью дежурных частей, проверять их работу в ходе комплексных инспекторских проверок или по отдельным планам работы, оказывать на местах необходимую помощь, анализировать и обобщать информационные материалы о работе дежурных частей, готовить на этой основе предложения по повышению эффективности и качества работы. Совместно с заинтересованными службами они должны постоянно заниматься повышением профессионального уровня личного состава дежурных частей, организовывать его первоначальную подготовку и переподготовку на базе образовательных учреждений профессионального образования МВД России.

Обязанности дежурной смены  по организации раскрытия преступления по горячим следам:

– внимательно выслушать граждан или должностных лиц и в целях эффективного реагирования на поступившее сообщение по возможности наиболее полно и точно выяснить все о времени, месте и обстоятельствах происшествия, причиненном ущербе, состоянии потерпевших, а также о свидетелях (очевидцах) преступления, приметах преступников и похищенных вещей;

– принять заявление, а если оно изложено в устной форме, составить протокол-заявление, предупредив заявителя об ответственности за заведомо ложный донос;

– зарегистрировать поступившее заявление в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях;

– доложить начальнику органа, его заместителю или начальнику следственного подразделения о данном происшествии;

– незамедлительно организовать выезд на место происшествия для принятия мер по предупреждению, пресечению и раскрытию преступления, задержания преступников и оказания помощи пострадавшим ближайшего наряда или иного сотрудника милиции, а также следственно-оперативной группы.

Кроме дежурной смены  в суточный наряд по ОВД включаются следственно-оперативная группа (СОГ) и группа немедленного реагирования (ГНР), как штатные (постоянные) или осуществляющие дежурство по графику (резервные).

По решению начальника органа суточный наряд может усиливаться  дополнительными силами и средствами.

В целях реализации этой задачи дежурная часть поддерживает постоянную информационную связь с подчиненными органами, службами, подразделениями, нарядами, осуществляет непрерывное слежение за оперативной обстановкой, готовит предложения по реагированию на ее изменения, представляет информацию руководителю органа внутренних дел, в вышестоящие ОВД, органы местного самоуправления.

Наставление по организации работы дежурных частей возлагает на них сбор следующих видов информации:

о силах и средствах (сведения о составах суточного наряда дежурной части и следственно-оперативной группы; группы немедленного реагирования; о количестве и видах других служебных нарядов, их фактическом наличии, режиме работы; о порядке контроля за ними; о нормах выхода на дежурство общественных формирований; о количестве и состоянии средств транспорта, связи, вооружения и т.д.; о состоянии дисциплины, фактах нарушений законности);

о состоянии преступности и общественного порядка (сведения о раскрытых преступлениях, чрезвычайных происшествиях; о нераскрытых преступлениях, об их количестве; о структуре, "географии" правонарушений; о количественных и качественных характеристиках правонарушителей, разыскиваемых преступниках, о лицах без вести пропавших; о правонарушениях, совершенных депутатами различных уровней, работниками правоохранительных органов, военнослужащими, иностранными гражданами, а также о принятых в отношении этих лиц мерах; о дорожно-транспортных происшествиях с участием иностранных граждан);

о факторах среды функционирования, осложняющих оперативную обстановку или требующих усиления охраны общественного порядка (сведения о предстоящих массовых мероприятиях, включающих митинги, демонстрации, забастовки, коллективные голодовки, пикетирование зданий органов власти и управления; об изменении климатических условий; о состоянии дорог и водоемов, санитарно-эпидемиологической обстановке; о состоянии противопожарной безопасности в населенных пунктах, лесных массивах, на торфяниках, объектах экономики; о дислокации агитпунктов, избирательных участков в дни подготовки и проведения выборов; о предстоящих проводах на военную службу; о многолюдных свадьбах, судебных процессах, похоронах; о маршрутах и времени инкассации отдельных объектов, дислокации обменных пунктов покупки и продажи валюты и др.

Кроме того, дежурная часть  должна осуществлять сбор информации: о результатах работы по раскрытию преступлений по "горячим следам"; о принятых мерах по конкретным заявлениям, сообщениям; об оперативности реагирования служб, подразделений, отдельных сотрудников на чрезвычайные происшествия; о предстоящих мероприятиях горрайоргана и его служб (например, об операциях по задержанию опасных преступников) и т.п.

Собранная информация оперативными дежурными должна быть обработана, т.е. зафиксирована, задокументирована  в соответствующих книгах, журналах, магнитных или других накопителях (носителях), систематизирована и обобщена.

Наилучшими возможностями  для систематизации поступающей текущей информации о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории обладают графические документы. Основным их достоинством является наглядность.

Одной из разновидностей графических документов являются криминологические  карты города, района, области, республики, в которых фиксируются изменения  в оперативной обстановке.

Информационно-аналитическая  работа дежурной части будет осуществляться более эффективно, если она базируется на электронно-вычислительной технике (ЭВТ), что дает возможность создавать и использовать на различных уровнях управления автоматизированные банки данных (АБД) оперативно-поискового управленческого и справочного характера.

С помощью ПЭВМ дежурные обращаются в банк данных и получают необходимую информацию в диалоговом режиме и в реальном масштабе времени. ПЭВМ дежурной части могут быть подключены к ЭВМ информационно-аналитического центра где решаются круглосуточно задачи оперативно-поискового, управленческого и справочно-аналитического характера.

В зависимости от структуры  АБД в дежурную часть выдается следующая информация: о лицах, поставленных на учет; о преступлениях; похищенных вещах и т.д.

В целях укрепления учетно-регистрационной  дисциплины и законности в органах  внутренних дел при рассмотрении сообщений о преступлениях и  иной информации о правонарушениях  утвержден Административный регламент  о порядке приема, регистрации  и разрешения в органах внутренних дел сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях. Настоящий регламент устанавливает единый порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел сообщений о преступлениях и иной поступающей информации о правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.

Поступающие сообщения  о преступлениях и иная информация, вне зависимости от места и  времени совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления, принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщения о преступлениях и иная информация, поступившие в подразделения делопроизводства органа внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по установленным правилам делопроизводства, а при наличии признаков преступления в обязательном порядке направляются в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.

Информация о работе Задачи, система и организация работы дежурных частей горрайорганов внутренних дел