Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:04, курсовая работа
Ещё в период формирования полицейских органов России, в XVIII веке, возникла необходимость в общедоступном, постоянно функционирующем органе, куда в любое время суток можно было обратиться за помощью для восстановления и защиты нарушенных прав. С принятием в 1782 году полицейского Устава, данная функция в городах возлагалась на управы благочиния. Согласно статье 40 названного нормативного правового акта управа благочиния должна была функционировать постоянно и собираться в любое время при необходимости. В этом документе был закреплен один из важнейших признаков полиции - её оперативность, сформулированный в дополнительной главе к Большому наказу. Помимо того, статья 85 полицейского Устава устанавливала, что в каждой части города должен быть частный пристав, дом которого, в соответствии со статьей 98 должен быть «отперт днем и ночью ради слушания нужд». По существу, частный пристав выполнял часть функций современной дежурной части горрайоргана по приему заявлений и сообщений граждан, допросу тотчас приведенных лиц, взятию под стражу преступников
Введение 3
1. Назначение и задачи дежурных частей ОВД. 5
2. Система и организация работы дежурной части ОВД. 8
Заключение 31
Список литературы 32
Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о преступлениях или иную информацию обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних.
Устные и письменные заявления о преступлении или о явке с повинной, которые подаются непосредственно заявителями, должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством должностным лицом, наделенным полномочиями по составлению соответствующих процессуальных документов. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в протоколе принятия устного заявления о преступлении делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписью заявителя.
Регистрация сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется круглосуточно в дежурной части органов внутренних дел непосредственно при их поступлении.
При поступлении в дежурную часть органа внутренних дел заявлений (сообщений) о преступлениях и иной информации оперативный дежурный регистрирует их в Книге учета сообщений о преступлениях (КУСП) и принимает меры реагирования в установленном действующим законодательством и нормативными правовыми актами МВД РФ.
Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.
При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на заявлении (протоколе заявления) в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации, в оттиск которого вносится регистрационный номер записи в КУСП, дата регистрации, наименование органа внутренних дел, подпись, инициалы и фамилия сотрудника полиции. При личном обращении заявителя одновременно с регистрацией в КУСП заявления оперативный дежурный оформляет уведомление и выдает его заявителю. Заявитель расписывается за получение уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
Безотлагательное реагирование
на поступающие заявления, сообщения
о преступлениях, правонарушениях
и происшествиях. Решение данной задачи связано
с определением оптимального количества
следственно-оперативных групп, групп
немедленного реагирования, сотрудников,
специально выделенных для разбирательства
с доставленными, количества патрульно-постовых
нарядов. В свою очередь, определение групп
и нарядов должно исходить из изучения
и исследования информационных потоков
об общественно опасных деяниях с учетом
времени года, суток, дней недели, месяцев
года, чтобы ОВД адекватно реагировал на
складывающуюся оперативную обстановку.
Общее количество вызовов и сообщений
за год (в зависимости от вида реагирования
и времени обслуживания) на основе экспертного
опроса сотрудников дежурных частей
Деятельность дежурных частей
Регистрация и оперативное
реагирование на заявления и сообщения
о преступлениях и
При получении информации
о массовых беспорядках (групповом
хулиганстве, групповых действиях, грубо нарушающих общественный
порядок), вооруженных нападениях на объект,
захвате объекта (заложника), оказании
вооруженного сопротивления работникам
правоохранительных органов дежурный
обязан немедленно доложить начальнику
горрайоргана (лицу, его замещающему),
в дежурную часть вышестоящего органа.
По их указанию, а в случае отсутствия
руководителей органа самостоятельно
вводит в действие соответствующий оперативный
план. В последующем он должен контролировать
выполнение предусмотренных планом мероприятий,
постоянно следить за изменениями оперативной
обстановки и информировать об этом исполнителей,
руководителей горрайоргана, также вышестоящую
дежурную часть и прокурора. При поступлении
сообщений в дежурную часть о вооруженном
нападении на банковские учреждения, побеге
осужденных (подследственных, проходящих
лечение) из ЛТП, СИЗО, дезертирстве военнослужащего,
побеге задержанных и заключенных под
стражу лиц от конвоя, из ИВС и других помещений
горрайоргана, а также при получении сигнала
"Тревога" с объекта, оборудованного
сигнализацией, выведенной на дежурную
часть, информации о катастрофе, взрыве,
аварии, крупном пожаре и стихийном бедствии
оперативный дежурный действует в порядке,
определенном Наставлением по организации работы дежурных
Разбирательство с правонарушителями, доставленными в дежурную часть. При доставлении нарушителя в дежурную часть оперативный дежурный прежде всего должен выяснить основания, повод и законность его доставления, наличие данных о потерпевших и свидетелях, которые могут подтвердить совершение им правонарушения, установить личность доставленного, его физическое состояние (опьянение, болезнь, наличие травм и т.п.) и при необходимости проверить по учетам. Устанавливая личность доставленного, он обязан удостовериться в подлинности предъявленных документов и их принадлежности предъявителю, проверить, нет ли в них подчисток и исправлений, соответствует ли фотокарточка на документе личности доставленного, не истек ли срок годности документов. Затем он должен получить от работника органа внутренних дел, доставившего правонарушителя, письменный рапорт, а при доставлении гражданами — заявление с изложением обстоятельств правонарушения, оснований и мотивов доставления, организовать получение объяснений от свидетелей и зарегистрировать факт доставления в книге учета лиц, доставленных в горрайорган.
В дальнейшем действия оперативного дежурного зависят от оснований доставления лица: или по подозрению в совершении преступления, или за совершение административного правонарушения. Так, например, если в дежурную часть доставлено лицо по подозрению в совершении преступления, то оперативный дежурный, кроме того, оформляет на него протокол задержания и личного обыска, протокол изъятия вещей и документов, водворяет подозреваемого в комнату для задержанных, затем должен принять меры по обеспечению наблюдения за его поведением с тем, чтобы такое лицо не могло совершить побег, самоубийство или членовредительство, нападение на лиц суточного наряда и других опасных действий. Собранный материал о факте доставления лица, подозреваемого в совершении преступления, дежурный докладывает начальнику органа, а в дальнейшем действует согласно полученных указаний и требований Наставления.
При разбирательстве с доставленными за административные правонарушения оперативный дежурный наряду с осуществлением общих мер для всех случаев доставления обязан проверить все обстоятельства правонарушения и принять необходимые меры воздействия в течение трех часов с момента задержания такого лица, а в отношении лиц, совершивших мелкое хулиганство — до рассмотрения дела начальником (заместителем) органа внутренних дел или районным судьей, но в срок не более, чем 24 часа. Срок административного задержания лиц, доставленных в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления и не может превышать трех часов. В случае необоснованного доставления гражданина оперативный дежурный, установивший невиновность, обязан немедленно освободить его и предложить лицу, виновному в необоснованном доставлении, принести извинения. О каждом таком случае дежурный после указания работнику полиции на допущенную ошибку докладывает рапортом начальнику горрайоргана для принятия соответствующих мер.
Разбирательства с лицами,
доставленными в дежурную часть
в административном порядке, и процессуальное оформление
материалов о привлечении их к ответственности
имеют некоторые особенности в зависимости
от характера правонарушения (мелкое хулиганство,
управление транспортными средствами
водителями в состоянии опьянения и т.п.)
и личности правонарушителя (несовершеннолетний,
военнослужащий, иностранный гражданин
и др.). В каждом конкретном случае оперативный
дежурный должен руководствоваться положениями
Кодекса об административных правонарушениях,
требованиями наставления по организации работы дежурных
Подготовка служебных нарядов, обеспечение оперативного управления ими. Дежурная часть горрайоргана — круглосуточный и постоянно действующий центр руководства всеми силами и средствами, участвующими в обеспечении порядка в борьбе с преступностью. Она не подменяет руководство отраслевыми службами в решении вопросов использования и расстановки подчиненных им сил и средств, а только поддерживает с ними связь и тем самым согласует их деятельность в решении возложенных на них задач. При осложнении оперативной обстановки на обслуживаемой территории и чрезвычайных обстоятельствах оперативный дежурный организует сбор личного состава по тревоге, проводит неотложные мероприятия в соответствии с имеющимися оперативными планами МВД (например, в случаях массовых беспорядков, катастрофы, аварии, стихийного бедствия и др.), а также контролирует их выполнение.
Оперативный дежурный принимает участие в подготовке решений начальника горрайоргана по расстановке и использованию сил и средств на текущие сутки (например, о состоянии и возможных изменениях оперативной обстановки, проведении массовых мероприятий и т.п.), знакомит заступающих на службу сотрудников полиции с оперативной обстановкой, телефонограммами и ориентировками; выдает им на исполнение зарегистрированные материалы о происшествиях, необходимые предметы вооружения, снаряжения и средства связи; контролирует выполнение обязательных норм выставления нарядов для охраны общественного порядка и осуществляет непосредственное оперативное управление ими в соответствии с решением начальника органа. Для централизованного управления нарядами дежурная часть обеспечивается организационной техникой и специально оборудованным планом комплексного использования сил и средств полиции (единая дислокация).
Оперативный дежурный по горрайоргану принимает участие в подготовке служебных нарядов к разводу, проверяет наличие личного состава, объявляет прибывшим на службу сотрудникам полиции, на каком маршруте патрулирования, посту и в какое время они несут службу. Подготовив наряд к разводу и установив обнаруженные при этом недостатки, он докладывает о готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему инструктаж. Руководствуясь указаниями начальника органа, требованиями уставов, приказов и инструкций, оперативный дежурный в течение суток обеспечивает контроль за несением службы нарядами, поддерживает с ними связь, принимает доклады об обстановке на посту (маршруте), своевременно информирует их о совершенных преступлениях, похищенных вещах, разыскиваемых преступниках, их приметах и вероятных маршрутах движения и дает в связи с этим конкретные задания, а при необходимости самостоятельно производит передислокацию нарядов.
В централизованном управлении служебными нарядами важное значение имеет радио- и телефонная связь, правильное применение которой позволяет четко и гибко маневрировать нарядами и группами, значительно повышает оперативность их действий, способствует быстрому и компетентному разбирательству в существе поступающих сообщений и своевременно принимать обоснованные решения по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений по "горячим следам". Наряду с этим регулярная связь со служебными нарядами является не только надежным средством контроля оперативного дежурного за их работой, но и позволяет ему постоянно требовать от сотрудников полиции бдительного несения службы по охране общественного порядка, решительного пресечения правонарушений, высокой дисциплины и строгого соблюдения законности, прав и интересов граждан.
По окончании несения службы нарядами оперативный дежурный принимает от прибывших нарядов, а также старших нарядов, оперативных и специализированных групп рапорты о выполнении поставленных задач, служебные документы, предметы вооружения, средства связи и другие предметы, полученные при заступлении на службу, проверяет их комплектность и исправность. При недостатке следует незамедлительно принимать меры к возвращению или розыску утраченного, докладывать начальнику горрайоргана (лицу, его замещающему) и далее действовать в соответствии с полученными указаниями.
Важное место в деятельности дежурного занимает сбор, обработка и оценка служебной информации, а также передача ее по назначению. Служебная информация поступает в дежурную часть от граждан, должностных лиц, государственных органов, сотрудников органов внутренних дел и представителей общественных формирований. Поэтому оперативный дежурный обязан располагать не только информацией о совершенных преступлениях, административных правонарушениях и других происшествиях, но и данными о разыскиваемых преступниках, условно осужденных, условно освобожденных, лицах, без вести пропавших, количестве и характеристике лиц, содержащихся в ИВС, лицах, состоящих под административным надзором.и др. Кроме того, он обязан иметь сведения о силах и средствах горрайоргана, силах общественности, принимающих участие в охране общественного порядка я борьбе с преступностью, проводимых (или предстоящих) общественно-политических и иных массовых мероприятиях, судебных процессах, местах расположения избирательных участков в дни подготовки или проведения выборов в соответствующие представительные органы власти и намеченных в связи с этим мероприятиях, а также располагать информацией о других факторах, которые могут оказать влияние на оперативную обстановку; расстановку сил и средств горрайоргана внутренних дел. Своевременно принятая, систематизированная и достоверная информация об оперативной обстановке на обслуживаемой территории, наличие сведений о силах и средствах, принимающих участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, результатах их деятельности являются основными условиями успешного выполнения задач и функций, стоящих перед дежурной частью. Важным носителем информации в деятельности оперативного дежурного являются оперативные планы, служебные книги и журналы, картотеки и другие справочные материалы. Так, например, при поступлении в дежурную часть телефонограммы оперативный дежурный обязан зарегистрировать ее в книге учета входящих телеграмм и телефонограмм, доложить начальнику органа и в соответствии с полученными указаниями организовать их выполнение. В отсутствие руководителей органа он обязан немедленно принять меры к ознакомлению в зависимости от содержания ориентировки работников соответствующих служб и подразделений горрайоргана. Вся иная информация, поступающая в дежурную часть в зависимости от ее содержания, заносится либо в тетрадь для записей оперативного дежурного, либо в книгу учета заявлений и сообщений о преступлениях, журнал учета найденных, изъятых, сданных предметов и вещей, принадлежность которых не установлена, картотеку похищенных вещей и др. К числу документов, отражающих деятельность оперативного дежурного, относится также ряд других учетных книг и журналов — книга приема и сдачи дежурства; книга учета лиц, доставленных в органы внутренних дел; книга постовых ведомостей; журнал учета материалов об административных правонарушениях; книга выдачи и приема вооружения и специальных средств связи и др.