Законность как требование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Что такое законность в правовом государстве? Каковы причины нарушения законности в стране? В чем заключаются трудности реализации законов? Кто нами правит закон или люди стоящие над законом? Эти и другие вопросы подтолкнули меня к выбору указанной темы. Целью данной курсовой работы является исследование проблем законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества. В процессе исследования необходимо решить следующие задачи: определить понятие и значение законности; определить и раскрыть принципы и гарантии законности; выявить причины нарушения законности; выяснить трудности реализации законодательства; раскрыть проблему укрепления законности в сфере государственного управления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Законность, как условие функционирования правового
государства
1.1 Понятие законности. Содержание законности 5
1.2 Конституционная законность и судебный конституционный
контроль 12
Глава 2. Принципы законности 16
Глава 3. Гарантии законности 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Еще одно принципиальное расхождение взглядов на законность касается ее предметной сферы: включает она соблюдение и исполнение только законов или же всех действующих нормативных правовых актов. Узкое понимание законности, сводящееся только к соблюдению законов, обосновывается тем, что подзаконные акты иногда могут противоречить законам, что последние в этом случае низводятся до уровня подзаконных актов. «[12,  с.  563]»

Представляется, что узкое понимание законности не оправдано ни теоретически, ни практически. Здесь следует принимать во внимание принцип верховенства закона. Каждый подзаконный акт, если он издан в развитие закона и соответствует ему, должен соблюдаться, как и закон, так как нарушение подзаконного акта будет нарушением и самого закона. Другой вопрос, что обычные законы должны соответствовать нормативным положениям Основного Закона страны – Конституции. Только исходя из таких методологических позиций следует оценить утверждение, что «законность означает исполнение прежде всего законов». «[5,  с. 299]»

С учетом изложенного  законность может быть определена как  точное и неуклонное соблюдение и  исполнение нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами.

Нужно отметить, что  разногласия  в  юридической  литературе  по  поводу определения законности порождены не столько  сложностью,  многогранностью  и динамикой   предмета,   сколько   терминологической    неясностью.    Термин "законность" обозначает положительное отношение  к законам в практической деятельности и повседневной жизни.  В определенной мере, синтезируя  высказывания  многих  ученых  П.М.  Рабинович считает,   законность   определенным   режимом   (состоянием)    общественных отношений, который характеризуется их соответствием  законам  и  подзаконным актам. «[3,  с. 219]»

Понятие   "режим   законности"   обозначает    определенное    состояние

соответствия  общественных отношений законам  и  другим  подзаконным  актам, которое может быть зафиксировано, охвачено одним  словом  —  правомерность; Итак, режим законности есть состояние правомерности общественных отношений, законосообразности поведения.    Правоприменительная, правореализующая деятельность выступает ближайшей, непосредственной причиной законности. Эта необходимая и существенная внутренняя связь законности представляет  собой, таким образом, генетическую зависимость.

Поскольку законность есть жизнь права, то есть его реализация, следует учитывать все формы этой реализации, а не ограничиваться только соблюдением или соблюдением и исполнением правовых норм. Другие формы реализации права — использование и применение — должны осуществляться в соответствии с требованиями законности. «[14,  с. 174]»

Ограничение законности сферой соблюдения и исполнения норм права неизбежно ведет к ее недооценке как в правоотношениях, отражающих инициативно-самостоятельную деятельность субъектов права, так и в правоприменительной деятельности государственных и общественных органов и их должностных лиц. С этой точки зрения учет в понятии законности всех форм осуществления права позволит полнее определить ее содержание.

Законность  не может быть сведена к строгому осуществлению законов и всех подзаконных нормативных актов. Во-первых, осуществлению подлежат не столько законы и подзаконные нормативные акты, сколько содержащиеся в них нормы, то есть речь идёт, прежде всего, об осуществлении содержания права, а не его формы — нормативных актов. Во-вторых, и это главное, когда реализация права имеет место в форме его применения, законность может быть обеспечена лишь при условии, что наряду с надлежащей реализацией норм права строго исполняются соответствующие правоприменительные акты.

 

1.2 Конституционная законность и судебный конституционный контроль

 

В современной отечественной  и зарубежной юридической литературе наряду с правовой законностью оперируют понятиями «конституционная законность», «диктатура законности». В частности, В.Н. Витрук конституционную законность определяет как реально действующую систему конституционализма, обеспечивающую полное действие правовой конституции. «[8,   с. 463]» 

Под конституционной законностью  понимается система юридических  средств, обеспечивающая действие всех субъектов права на основе Конституции  и в соответствии с ее требованиями. «[4,  с.  25]»

Конституционная законность предполагает следующие признаки:

1. правовой характер самой Конституции, т.е. своим содержанием она должна выражать принципы справедливости, свободы и равноправия индивидов, закреплять права и свободы личности на уровне международных стандартов и реально их гарантировать;

2. верховенство Конституции в правовой системе государства;

3. прямое действие принципов и норм Конституции. Если судебные или иные правоприменительные органы обнаружат, что закон или его отдельные части не соответствуют Конституции, то они должны непосредственно ссылаться на конкретные нормы Конституции;

4. действие Конституции на все территории государства, а в условиях федеративного государства – на территории всех ее субъектов. Иначе говоря, не существует регионов, выведенных из-под действия Конституции.

Режим конституционной законности не функционирует автоматически, поэтому существует специфический институт конституционного контроля. В мировой практике сложилась следующая система органов конституционного контроля. Это конституционный контроль, реализуемый:

во-первых, главой государства, парламентом, правительством. Этот контроль принято называть общеполитическим;

во-вторых, специализированными  органами (квазисудебными органами) на постоянной основе, но их решения не являются окончательными. Этот контроль носит предварительный, консультативный характер. Таким органом был Комитет конституционного контроля СССР, а в настоящее время – Конституционный Совет во Франции;

в-третьих, судебными органами (судами общей юрисдикции и специализированными – конституционными судами).

Особенностью конституционного контроля, осуществляемого судами общей  юрисдикции, состоит в том, что его осуществляют в процессе рассмотрения конкретных дел в соответствии с обычной процедурой судебного процесса (так называемый децентрализованный контроль) или верховными (высшими) судами по особой процедуре (так называемый централизованный контроль). «[4,  с. 15]»

В ряде стран, например США, Норвегии, Аргентине, любой суд общей  юрисдикции может признать закон неконституционным, решение же Верховного суда о неконституционности закона обязательно для всех судов. В большинстве стран конституционность закона вправе проверять лишь Верховный суд страны после того, как к нему поступит соответствующий запрос.

Что касается специализированных судов – конституционный, - то они  обладают особой юрисдикцией и осуществляют конституционный контроль посредством конституционного правосудия. В отечественной юридической литере конституционное правосудие оценивается как высшая форма конституционного контроля, а сам Конституционный Суд Республики Беларусь определяется как орган судебной власти, входящий в механизм осуществления государственной власти в целом.

Зарубежные юристы также  высоко оценивают роль конституционных судов в современном демократическом государстве, подчеркивая, что конституционные суды выступают гарантом политического мира в обществе.

В работах некоторых современных  конституционалистов предприняты  попытки разграничить понятия законности и конституционной законности. Профессором Н.В.Витруком  высказано оригинальное, хотя и небесспорное предложение,   отказаться от термина «конституционная законность» как не вполне удачного и заменить его категорией конституционности как системы реально действующего права, означающей верховенство Конституции и ее высокую юридическую силу, общеобязательность, прямое действие и реализацию на всей территории государства, а также ее обеспечение, охрану и защиту. «[15,  с.  353]»

Уязвимость  данного предложения состоит  в том, что конституционность рассматривается исключительно как особый правовой режим общества и государства. В юридической литературе законность понимается не только в аспекте режима, но и в качестве правового принципа и метода руководства обществом. Нельзя согласиться и с положением о том, «конституционность и законность находятся в отношениях субординации», что верховенство принадлежит конституционности, законность же занимает подчиненное положение по отношению к конституционности. «[13, с. 259]» Придание институту законности второстепенного, дополнительного характера ведет к недооценке этого важнейшего для жизни общества и государства явления. Например, массовое несоблюдение и даже нарушение законов и других нормативных правовых актов способно расшатать режим конституционности, вызвать ситуацию, когда Конституция будет существовать лишь как декларация, а все другие законы будут функционировать автономно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ

 

Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе субъектам, участником общественной жизни урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, другая к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). «[15, с. 346]»

В литературе выделяют идеи законности, принципы, требования, гарантии законности. При этом общепринятого  разделения этих явлений не выработано. Кроме этого, законность сама выступает как принцип и требование (например, как принцип права, правотворчества, правового государства, деятельности механизма государства). Для того, чтобы разобраться в многообразии перечисленных явлений, мы будем исходить из следующего определения законности.

Законность - точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права  всех действующих на территории государства  нормативных правовых актов.

Законность  провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания, обращенного к субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу различных причин, включая меры государственного принуждения, законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности указанных субъектов, т. е. становится   методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания. «[6,  с.  461]»

Законность  представляет собой системное образование, состоящее из ряда элементов.

К структурным  элементам законности относятся:

- цель — достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права;

- взгляды и принципы — содержание и теоретико-мировоззренческая основа законности;

- система средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности;

- мотивированная деятельность человека — связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу;

- критерии оценки поведения субъектов общественных отношений — действующее законодательство;

- юридическая основа законности — право и правомерное поведение участников отношений.

Принципы законности – это обусловленные закономерностями формирования и функционирования правовых систем основополагающие, исходные положения, лежащие в основе реализации правовых предписаний и выражающиеся в  важнейших требованиях к поведению участников (субъектов) регулируемых правом общественных отношений. «[11,  с.  131]»

        Подлинная, реальная законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер.

        С учетом многообразных и в определенной степени противоречивых мнений отдельных исследователей рассмотрим основные принципы (требования) законности.

Единство законности. Это требование означает, что несмотря на большое разнообразие действующих в стране законов и подзаконных нормативных актов, значительные местные особенности, законность должна быть единой для всего государства, всех регионов. «[5,  с.  301]» Данное утверждение остается тем более актуальным для унитарного государства, каковым является и Республика Беларусь. Законность не может быть брестской или могилевской, гомельской или витебской. Она должна быть единой, всебелорусской. Проявление местничества представляет собой отступление от законности. К счастью, в Республике Беларусь принцип единства законности полностью приведён в жизнь, в отличие, скажем, от Российской Федерации, где в некоторых регионах принимаются нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции Российской Федерации.

   Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемления самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений от общих прав, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона. «[8,  с. 460]»

Информация о работе Законность как требование