Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:46, реферат
современном обществе, уже давно, на смену обычным стихийным регуляторам социальных взаимодействий приходит стабильный регулятор в виде государственных нормативов, которые направляют события в нужное для людей русло. Основные социальные процессы в современном обществе регулируются главным образом государством
Федеральные законы и государственной службе устанавливают ряд принципов, в том числе организационных, на которых зиждется система государственного управления в Российской Федерации.
Государственное управление — это исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая с использованием метода власти и подчинения.
Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
Среди российских учёных нет единого подхода к трактовке предметного поля государственного управления. А.И. Радченко считает государственное управление разделом общей теории управления[4]. Д.П. Зеркин и В.Г. Игнатов относят государственное управление к политико-правовым и социальным наукам[5]. Г.В. Атаманчук и О.М. Рой вообще не вступают в дискуссию о предмете государственного управления, переходя прямо к изложению основной проблематики государственного управления[6].
Признаки государственного управления:
Государственное управление, понимаемое в узком смысле, имеет следующие признаки.
1.
Государственное управление
2.
Государственное управление
3.
Государственное управление
4.
Государственное управление —
это непрерывная, постоянная и
планомерная деятельность, основанная
на объективных
5.
Государственное управление
6.
Государственное управление
7.
Государственное управление
8.
Государственное управление
9.
Государственное управление
2.1
ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Государственное управление является одной из форм государственной деятельности, сущность которой состоит в осуществлении его субъектами (прежде всего органами исполнительной власти) нормативно определенных функций путем использования принадлежащих им государственно-властных полномочий. Для государственного управления важной является его организация, которая предусматривает определение нормами права совокупности субъектов государственного управления (органов исполнительной власти) и характера функциональных связей между ними.
Организация государственного управления, исходя из функций органов исполнительной власти, предусматривает следующие ᴏϲʜовные управленческие сферы:
а) управление в экономической сфере, охватывающее отрасли и сферы деятельности экономического профиля (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, строительство, коммуникации, охрана и использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, торговля, финансы и кредит, внешнеэкономическая деятельность, таможенное дело);
б) управление в социально-культурной сфере, охватывающее отрасли социального развития, социальной политики, образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты;
в) управление в административно-политической сфере, охватывающее оборону, безопасность, область внутренних дел, юстиции, иностранных дел.
2.2
ИЗМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ
В вопросе о принципах государственного управления в отечественной литературе наблюдается почти полное единодушие. Сами принципы понимаются как «центральные понятия, которые сформулированы на основе познания закономерностей управления, отражают уровень развития общественного сознания и степень освоения им объективной сущности управленческих процессов», как «основополагающие теоретические идеи, которые выражают политическую, правовую и организационную его природу». Даже употребляя различные термины, характеризующие различные группы принципов, по своему содержанию поделенные на группы принципы идентичны:
а) общественно-политические принципы, сформулированные в результате познания общих закономерностей и специфики развития государственного управления. Разумеется, государственное управление всегда тесным образом связано с политическим режимом государства и во многом обусловлено им. Среди принципов этой группы различными учеными назывались принцип демократического централизма, партийного руководства государственным управлением, социалистической законности. Общественно-политические принципы, таким образом, отражают и характеризуют наиболее существенные черты проявления государственного управления как социального феномена, выполняют важные методологические функции при выработке всех остальных принципов государственного управления. Сейчас в качестве таких принципов, по мнению автора настоящей работы, можно выделить принцип федерализма (очень важен для государственного управления с точки зрения распределения полномочий между органами управления центра и субъектов федерации), принцип законности, принцип идеологического плюрализма и многие другие, вытекающие из природы и сущности демократического государства.
б) организационно-структурные принципы, отражающие строение аппарата государственного управления. Среди таких принципов называются принцип единства государственной власти, принцип двойного подчинения, функциональный принцип (распределение управленческих полномочий между различными государственными органами в соответствии с их полномочиями и компетенцией).
в) организационно-функциональные принципы, выведенные на основе анализа содержания взаимодействия субъектов и объектов государственного управления и характеризующие их функциональные проявления. Сюда Атаманчук Г.В. относит принцип совместимости (взаимодействие между взаимосвязанными субъектом и объектом управления должно отличаться однородностью, непротиворечивостью), принцип соответствия (управляющие воздействия (функции управления), характер взаимосвязи между субъектами и объектами государственного управления должны соответствовать потребностям и запросам управляемых объектов), принцип достаточного разнообразия (между органами государственного управления и управляемыми объектами должно быть как можно больше разнообразных взаимодействий, обеспечивающих высокую эффективность общего комплекса управленческого влияния).
Необходимо отметить, что все принципы государственного управления, так или иначе взаимосвязаны и обусловливают друг друга как внутри указанных групп, так и во всей совокупности в целом. Вся история развития государственного управления свидетельствует о том, что управляющее воздействие невозможно только на базе одного - двух принципов. В этом случае принцип демократизма, например, легко может преобразовывать демократию в охлократию, а принцип федерализма, взятый в отдельности, можно интерпретировать таким образом, что разрушается целостность государственного управления. Поэтому исследование этих принципов и руководство ими в практической деятельности предполагают комплексный подход, осмысливание их как определенной системы.
Говоря об организации государственного управления, необходимо отметить, что в современных условиях проводится всесторонняя административная реформа, конечной целью которой является формирование эффективной системы государственного управления в Российской Федерации. Одним из важнейших направлений этой реформы стало изменение принципов организации государственного управления по сравнению с системой государственного управления, ранее существовавшей в СССР и Российской Федерации. Согласно ранее действовавшего Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти"*(140) в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входили министерства Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России и иные федеральные органы исполнительной власти. Эти федеральные органы исполнительной власти в определенных областях деятельности не были соподчинены друг другу, координация федеральными министерствами деятельности других федеральных органов исполнительной власти осуществлялась неэффективно.
Все федеральные органы
Заключение.
Одной из главных задач создания современного Российского государства является радикальное изменение неэффективной системы государственного управления, унаследованной от советской системы управления, что требует проведения широкомасштабной административной реформы.
Государственное управление можно рассматривать в широком и узком смыслах. Широкое понимание государственного управления в качестве объекта - субъекта воздействия охватывает все органы государственной власти, а также государственные предприятия, учреждения и организации. В узком смысле государственное управление является содержанием исполнительной власти. В системе разделения властей назначение государственного управления - практически организовать достижение поставленной цели, какого-либо позитивного результата.
Государственное управление характеризуется структурностью, которая представляет собой структуру государственных органов исполнительной власти, практически осуществляющими государственное управление в определенных сферах жизни государства. В организационном структурном смысле органы государственной власти по сферам управления можно объединить в блоки: управление в экономической сфере, управление в социально-культурной сфере; управление в административно-политической сфере.