Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:32, реферат
Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания, и, если хотите, национальной гордости, занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства. История становится подлинным воспитателем нации. Деяния и подвиги великих предков пробуждают историческую память, формируют новое гражданское сознание, становятся источником нравственного воспитания и подражания. В истории Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе политический ум и моральную доблесть, религиозное мировоззрение и энциклопедическую образованность.
ИСЛАМ КАРИМОВ – “УЗБЕКИСТАН НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА”
Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания, и, если хотите, национальной гордости, занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства.
История становится подлинным воспитателем нации. Деяния и подвиги великих предков пробуждают историческую память, формируют новое гражданское сознание, становятся источником нравственного воспитания и подражания. В истории Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе политический ум и моральную доблесть, религиозное мировоззрение и энциклопедическую образованность.
Великие наши предки: Имам Бухари, Ат-Термизи, Накшбанд, Хаджи Ахмад Яссави, Аль Хо-резми, Беруни, Ибн Сино, Амир Темур, Улуг-бек, Бабур и многие другие внесли огромный вклад в развитие нашей национальной культуры, стали поистине предметом гордости нашего народа. Эти имена, их выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации известны сегодня всему миру.
Исторический опыт, преемственность традици — все это должно стать теми ценностями, на которых воспитываются новые поколения. Не случайно наша культура стала центром притяжения для всего человечества: Самарканд, Бухара, Хива — места паломничества не только ученых и ценителей искусства, но всех людей земли, которых интересуют история и исторические ценности.
Благодаря усилиям узбекских ученых были заново открыты многие важнейшие страницы нашей истории, прежде всего эпоха Темуридов, период конца XIX — начала XX веков. Важно помнить, что задачи по «реабилитации» нашего прошлого в целом уже выполнены; теперь основной задачей становится научная объектив^ ность и непредвзятость исторического анализа.
Особо хочется сказать о праздновании юбилея Амира Темура. Сколько раз в былые годы," читая и слыша о «Темуре-завоевателе», о «Темуре-разрушителе», мы задавались вопросом: «Как же при нем был возможен такой расцвет культуры и экономики на нашей земле?». Только после обретения независимости мы смогли воздать должное нашему великому предку. В этом стремлении нас поддержали наши центральноазиатские соседи, культурное международное сообщество, и это не случайно — личность Темура является достоянием не только нас, его потомков, но и всех народов нашего региона, всего цивилизованного человечества.
Этническая, культурная и религиозная терпимость нашего народа — еще один неиссякаемый источник духовного Возрождения, На протяжении тысячелетий Центральная Азия была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая терпимость и открытость стали естественными нормами, необходимыми для выживания и развития. Даже те, кто завоевывал эти территории, не только преклонялись перед культурой народов Центральной Азии, но и бережно перенимали традиции, элементы существовавшей на этой территории государственности.
Именно на этой земле происходило глобальное взаимообогащение мировых культур на прогтяжении многих столетий. Здесь веками коче-гвые народы уживались с оседлыми, иранские племена — с тюркскими, мусульмане — с христианами и иудеями. И последние два столетия, ; когда даже государства, считающие себя «цивилизованными» и «просвещенными», запятнали себя массовыми погромами и религиозными преследованиями, земля Узбекистана не только оставалась местом мирного объединения народов и культур, но еще и давала кров представителям гонимых народов.
Благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашей общественной жизни, открылись мощные пласты духовной культуры, резко изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира. Это первый признак мощи
Духа народа, который настолько ярок и самобы-:ттен, чтр не только не страшится интеграции, а ; напротив, стремится быть органической части-,цей мирового сообщества. Важнейшим итогом пяти лет независимости стала закладка основ "Общего дома" для всех г народов, возникновение новой полиэтнической общности. Стержнем этой общности явилась общечеловеческая сущность узбекской культуры, возрождения нравственных ценностей и национального самосознания.
Возрождение Духа узбекского народа, формирование нравственных идеалов нации представляет собой явление, в котором глубоко национальное неразрывно связано с общечеловеческим. Не теряя своей самобытности, народы, проживающие в Узбекистане, обретают единую ментальность, общую философию поведения. Отсюда — единый нравственный стержень, который все годы независимости был источником межнационального согласия.
Исторически принадлежа к семье тюркских народов, наш народ решительно отверг соблазны пантюркизма и шовинистическую идею «Великого Турана». Для нас Туран — это символ культурной, а не суперполитической общности тюркоязычных народов региона. Кроме того, общие культурные, исторические и антропологические корни объединяют нас и с таджикским народом, что дает нам полное право считать свою культуру в какой-то мере уникальным для Центральной Азии синтезом тюркской и персидской культур. Обладая таким достоянием, Узбекистан может и должен стать инициатором культурной интеграции стран Центральной Азии. Сочетая в себе высокий, по региональным меркам, уровень урбанизации, индустриализации и обеспеченности научно-техническими кадрами, с одной стороны, с глубоким традиционализмом уклада и образа жизни, Узбекистан может также выступать в качестве посредника в диалоге Востока и Запада, символом духовной связи многих цивилизаций.
Возрождение духовно-религиозных основ общества, культуры ислама, аккумулировавшей тысячелетний опыт нравственного становления нашего народа, явилось важным шагом на пути самоопределения, обретения исторической памяти, культурно-исторического единства. Реконструируются старые мечети и строятся новые; расширяется сеть учебных заведений; публикуется религиозная литература.
Процесс возрождения национальных традиций ислама, его культуры доказал правомерность отказа от любого «импорта» ислама извне, от политизации ислама и исламизапии политики. Мусульманская культура Мовароуннахра вобрала в себя дух этнической терпимости и открытости; не случайно ее идеалом, запечатленным в трудах Фара-би и Ибн Сино, был Идеальный город — сообщество людей, объединенных не только на религиозной, а и на культурной и нравственной основах. Свобода вероисповедания, зафиксированная в нашей Конституции, не только развеяла нелепые страхи о возможной тотальной «ислами-зации» Узбекистана, но и способствовала возрождению и нормальному развитию других религиозных течений. Кроме того, осознание духовной самобытности центральноазиатского ислама требует глубокого изучения доисламской культуры как части нашего культурного богатства.
Духовное возрождение должно коснуться и отношения человека к земле и ее богатствам. В регионе, где сельское хозяйство на протяжении тысячелетий было целиком основано на поливном земледелии, бережное отношение к земле и воде являются не менее важным нравственным императивом, чем бережное отношение к предметам цивилизации. Земля, воздух, вода и огонь (Солнце) издревле почитались в Центральной Азии, им воздавали должное все религии наших предков, от зороастризма — до ислама.
К сожалению, наибольший ущерб за последнее столетие был нанесен именно экологической системе региона, была предана забвению традиционная этика природопользования наших предков, запрещающая бездумно осквернять и растрачивать водные и земельные богатства.
Особенно следует подчеркнуть необходимость изучения и популяризации традиций разумного и гармоничного природопользования в доисламской культуре народов Центральной Азии. Не случайно именно наша земля стала родиной зороастризма, призывавшего людей заботиться о поддержании чистоты рек и плодородия почвы. Другие учения — буддизм и манихейство также проповедовали бережное и трепетное отношение к природе как один из важнейших путей к идеальному обществу. Не случайно эти же идеи гармонии взаимоотношений Человека и Природы мы встречаем и в учениях центральноазиатского суфизма, внесшего огромный вклад в мусульманский Ренессанс в Мовароуннахре.
В свое время голландцы, реализуя свою национальную модель разумно-созидательного отношения к природе, смогли отвоевать у морской стихии плодородные земли. Этот пример для нас имеет глубоко символическое значение, хотя в случае с аральской экологической катастрофой, нам предстоит отвоевать не сушу у моря, а море — У суши.
Еще одним мощным источником духовных ценностей является традиционная этика семьи и родственных отношений, основными принципами которой всегда было почитание старших, взаимовыручка, забота о детях. К сожалению, и эти ценности были серьезно деформированы в советский период. Запретив частное предпринимательство, подавляя, под предлогом борьбы с «семейственностью», преемственность профессиональных навыков в семьях и родах, советский режим способствовал утрате семьями и родами их традиционных профессиональных и экономических «ниш». В результате эти навыки и моральные нормы, оказавшись заблокированными, стали принимать социально уродливые формы клановости и кумовства. При этом родственная взаимопомощь стала подчас оборачиваться иждивенчеством и протекционизмом, тормозящим развитие общества.
Возрождение ценностей семьи и родственных отношений должно означать отнюдь не увековечивание отживавших семейно-родовых отношений, а возможность экономического, культурного и профессионального раскрепощения каждой семьи.
Возрождение духовных ценностей означает также их адаптацию к ценностям современного мира и информационной цивилизации..
К позитивным ценностям, которые несет с собой современная цивилизация, мы относим ценности, связанные с процессом построения правового демократического общества. Это — соблюдение прав человека, свобода предпринимательства, свобода слова, свобода прессы и т.д.
Говоря о принципиальной значимости этих демократических ценностей для нашего общества, хотелось бы еще и еще раз подчеркнуть, что ни в историческом, ни в этнокультурном плане они не противоречат менталитету нашего народа. Наоборот, такие понятия, как предпринимательство, свободная торговля, социальная справедливость, взаимная терпимость и уважение к мнению других имеют исторические корни на нашей земле.
Вместе с тем мы против механического, слепого копирования: практика показывает всю опасность этого шага для неподготовленного массового сознания. Можно достаточно быстро и бесконфликтно получить политическую свободу — примером тому является обретение политического суверенитета бывшими советскими республиками; можно относительно быстро добиться экономической свободы — и это мы видим на примере индустриальных стран Восточной Азии; но обеспечение политических свобод внутри государства — процесс, требующий вдумчивого и сбалансированного подхода, длительной адаптации в сознании людей.
Одной из важнейших реалий современного демократического общества, с которой должны быть гармонизированы традиционные ценности нашего народа, — это социальная конкуренция. С развитием рыночных структур эта конкуренция может принять довольно уродливые формы, перейти в социальный антагонизм. Придать цивилизованный характер, творческую, соревновательно-созидательную силу этой конкуренции можно, в первую очередь, с помощью внеэкономических, прежде всего культурно-этических механизмов. Они должны стать синтезом возрождаемых национальных ценностей и прививаемых норм существования современной цивилизации.
Признание независимого Узбекистана мировым сообществом, широкая внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность нашего государства стали дополнительным импульсом к возрождению духовных ценностей и потенциала узбекского народа, осознанию себя в качестве полноправной нации в семье других народов. Широкие международные контакты создали благоприятную почву не только для более глубокого познания мировой культуры, приобщения к общечеловеческим ценностям, но и позволили развиться таланту узбекского народа в различных сферах деятельности, дали возможность в полной мере проявить такие его исключительные качества, как предприимчивость и коммуникабельность, быстрое овладение несколькими иностранными языками. Благодаря этим контактам новый импульс к развитию получили и традиции национального гостеприимства и хлебосольства.
Расширение таких связей позволило по достоинству оценить истинные духовные и кулътур-нь'е ценности. Уже сейчас среди самых широких слоев населения чувствуется недовольство тем эрзацем западного искусства, культурным «ширпотребом», который хлынул на отечественных зрителей и читателей в конце 80-х годов. Эта продукция уже не обладает притягательнос-1ъю запретного плода, как раньше. Растет потребность в более строгом и избирательном подходе к выбору культурных ценностей современного зарубежья.
Важнейшее значение в процессе приобщения к мировым демократическим ценностям приобретает образованность населения. Сама жизнь убедительно доказывает, что только образованное, просвещенное общество оценивает все преимущества лемократического развития, и наобо-рот. малообразованные, невежественные люди предпочитают авторитаризм и тоталитарную
систему.
Мы должны научиться бережно относиться к тем культурным истокам, которые всегда давали возможность самым широким слоям населения приобщиться к лучшим образцам национальной классической и современной культуры. Не случайны значительные успехи в области музыкального, изобразительного, монументального и прикладного искусства Узбекистана, получившие широкое признание за рубежом. Широкая пропаганда и популяризация лучших образцов национальной и мировой культуры должны стать основой духовного воспитания подрастающего поколения, современной нашей молодежи.
Информация о работе Ислам Каримов – “Узбекистан на пороге XXI века”