Исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

После юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную - вместо понятия «государственное управление» употребляется понятие «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации называются также органами, осуществляющими государственное управление . Хотя понятия эти близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление»— более широкое по сравнению с понятием «исполнительная власть», так как некоторые управленческие функции наряду со своей главной функцией выполняют и другие органы государственной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по администр.праву.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

В то же время в ряде случаев  законодательство предусматривает сочетание централизации и децентрализации, что организационно обеспечивается системой двойного подчинения объектов управления, то есть подчиненности по вертикали и горизонтали. Подчинение по горизонтали позволяет соответствующим органам исполнительной власти учитывать местные (региональные) условия и особенности при осуществлении своей деятельности.

Не утратил своего значения, хотя и стал менее акцентированным, принцип плановости в деятельности органов исполнительной власти, являвшийся важнейшим в период существования СССР. В условиях перехода к рыночной экономике сфера плановости выражается в разработке программ развития отраслей и сфер народного хозяйства, прогнозировании хода экономической реформы, расчетах наиболее эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, определении целей и задач деятельности различных органов исполнительной власти, установлении госзаказа на наиболее значимую продукцию, предоставлении по единому плану льготных кредитов — в целом планируются управленческие акции по наиболее приоритетным укрупненным позициям.

Для организации и функционирования органов исполнительной власти характерен и принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий каждого из этих органов и их должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки государственных служащих в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы.

К принципам организации и деятельности органов исполнительной власти можно  отнести также и некоторые другие принципы, в частности научности, ответственности, учета национальных особенностей.

В числе организационных  принципов во многих органах управления действуют принципы единоначалия, сочетания коллегиальности с единоначалием при верховенстве коллегиальности, сочетания межотраслевых, отраслевых и территориальных начал в управлении и некоторые другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изложенные в курсовой работе положения  и исследования дают возможность  в заключении сделать следующие  краткие выводы:

1. Исполнительная власть - вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный предметный и организующий характер, на которую возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами, имеющими возможность, в случае необходимости, самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке

на основе и во исполнение законов  с целью обеспечения повседневного  (текущего) функционирования государства и его аппарата.

2. Целями исполнительной  власти являются:

1) обеспечение безопасности  граждан, общества, государства 

2) создание условий, способствующих  благополучию граждан, общества, государства, развитию экономики страны;

3) создание условий для реализации  гражданами и организациями их  прав и свобод, для свободной  политической, экономической, социальной, духовной жизни людей. 

3. Признаки исполнительной  власти как самостоятельной ветви  власти:

  • вторичность, зависимость от высшей власти;
  • организующий характер деятельности;
  • систематически, постоянно осуществляемая организация;
  • универсальная организационная деятельность;
  • предметный, непосредственный характер организационной деятельности;
  • исполнительно-распорядительный характер деятельности;
  • принудительность;
  • ее субъектом является единая многоуровневая, иерархическая государственная администрация;
  • это власть, которую осуществляет большое число служащих, власть администраторов,

чиновников;

  • это власть подзаконная;
  • это власть подконтрольная.

 

4. Содержание  деятельности исполнительной власти проявляется в выполняемых ею функциях:

  1. функции ориентирования административной деятельности;
  2. функции обеспечения административной деятельности;
  3. функции оперативного управления административной деятельностью.

5. Основные  принципы организации деятельности исполнительной власти:

1)принцип народовластия

2)принцип верховенства закона

3)принцип разделения  и взаимосдерживания властей

4)принцип разграничения полномочий  федеральных и региональных органов

5)принцип приоритета и гарантированности прав личности

6)принцип федеративного устройства  государства

7)принцип гласности

8)принцип законности

9)принцип разграничения  полномочий федеральных и региональных  органов

10)принцип сочетания   централизации и децентрализации

11)принцип плановости

По своему содержанию деятельность исполнительной власти за последние годы в значительной степени  изменилась и будет изменяться по мере возникновения новых задач  в ходе проводимых экономических  и политических преобразований. Поэтому  на наш взгляд на сегодняшний день назрела необходимость реформирования исполнительной власти. При этом основными направлениями должны быть следующие:

  • радикальное усиление регулирующей и контрольной функций органов исполнительной власти вместо директивного управления;
  • повышение роли перспективного и текущего прогнозирования для принятия стратегических решений и упреждающих мер. Это позволит предотвратить негативные явления и процессы либо смягчить их последствия;
  • выработка оптимальной структуры органов исполнительной власти, основанной на реальных потребностях общества;
  • строгое разделение функций и полномочий этих органов как «по горизонтали», так и «по вертикали»;
  • определение форм и методов эффективного взаимодействия исполнительной власти с иными ветвями государственной власти;
  • установление эффективной обратной связи с институтами гражданского общества, создание благоприятных условий для контроля общества за деятельностью государственного аппарата.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 12 декабря 1993 года. - М. : «Юридическая литература»,1993. – 195 с.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Официальный текст. – М.: Издат-во НОРМА, 2002. – 288 с.
  3. Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти»/ Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1996. - № 7.
  4. Указ Президента РФ от 06.09.1996 г. «Вопросы  федеральных органов исполнительной власти»/ Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1996. - № 9.
  5. СЗ РФ. – 1995. - № 47. Ст.4471
  6. СЗ РФ. – 1997. - № 5. – Ст.610

Учебно-методическая литература

  1. Административное право России: конспект лекций/Автор-сост.: Л.В. Труханович. – М.: ПРИОР, 2001. – 128 с.
  2. Административное право России: Особенная часть: Учебник/Отв.ред. Д.Н. Бахрах. – М.: БЕК, 1997. – 330 с.
  3. Алехин А.П. и др. Административное право Российской Федерации: Учебник/А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: ИКД «Зерцало – М», 2002. – 608 с.
  4. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Изд-во БЕК, 2001. – 368 с.
  5. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П.  Российское административное право: Учебник. – М.: НОРМА-ИНФА-М, 1998. – 622 с.
  6. Гусев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. – М.: Юрид.фирма «Контакт»; Изд.дом «ИНФА-М», 2002. – 967 с.
  7. Долматов О.М. Административное право РФ. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во ЦДМУ МГАВТ, 2001. – 30 с.
  8. Драго Р. Административная наука. – М., 1982. – 285 с.
  9. Манохин В.М. и др.Российское административное право: Учебник/ Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. – М.: Юрист, 1996. – 472 с.
  10. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие/Под ред. Г.А. Туманова. – М.: Юрист, 1997. – 448 с.
  11. Общая теория права и государства: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Юрист, 1999. – 520 с.

12.  Философский словарь/Под ред.И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.:Политиздат, 1987. – 590 с.

 

 

 

 

1 СЗ РФ. – 1995. - № 47. Ст.4471; СЗ РФ. – 1997. - № 5. – Ст.610.

2 Конституция РФ. Официальный текст по состоянию на 12 декабря 1993 г. – М.: Юридическая литература, 1993. – С.8.

3 Драго Р. Административная наука. – М., 1982. – С.5-6.

4 Философский словарь/Под ред.И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.:Политиздат, 1987. – С.462.




Информация о работе Исполнительная власть