Использование результатов деятельности подразделений уголовного розыска в уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 23:05, дипломная работа

Краткое описание

Современный этап развития отечественной правовой системы характеризуется появлением новейших институтов уголовно-процессуального права, что закономерно обусловило потребности их соотношения с положениями оперативно-розыскной деятельности, внесения научно обоснованных новелл в уголовную политику и законодательство относительно использования оперативных данных в уголовном процессе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-6
Глава 1. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и порядок их представления……………………………………………………….7-31
§ 1. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и основные направления их использования в уголовном судопроизводстве………………………………………………………………...7-14
§ 2. Нормативно-правовая база использования результатов оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………..15-20
§ 3. Порядок и пределы предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд……………………………………………………………………………….20-31
Глава 2. Основные направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве………………….32-73
§ 1. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела………….32-39
§ 2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам……………………………………………39-52
§ 3. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и осуществления следственных и судебных действий………..52-60
§ 4. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и осуществления оперативно-розыскных мероприятий………..60-73
Заключение………………………………………………………..……..74-81
Список литературы…………………………………………………….82-85
Приложение 1 Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд………………………………………..………………………………………86-91

Вложенные файлы: 1 файл

Использование результатов деятельности подразделений уголовного розыска в уголовном судопроизводстве (1).docx

— 215.34 Кб (Скачать файл)

 

 

III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ  ОРД ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД

8. Представление  оперативными подразделениями результатов  ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется  на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и означает передачу в установленном законодательством Российской Федерации и настоящей Инструкцией порядке конкретных оперативно-служебных документов, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.

9. При  подготовке материалов необходимо  учитывать, что сведения об используемых  или использованных при проведении  негласных оперативно-розыскных  мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах  оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные  преступные группы, о штатных  негласных сотрудниках и о  лицах, оказывающих (оказывавших) им  содействие на конфиденциальной  основе, а также об организации  и тактике проведения оперативно-розыскных  мероприятий составляют государственную  тайну. Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо представляются в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".Постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то соответствующие полномочия.

10. Представление  результатов включает в себя:

  • вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
  • вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;
  • оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).

11. В  каждом конкретном случае возможность  представления результатов ОРД, содержащих сведения об организации  и тактике проведения ОТМ, используемых  технических средствах, штатных  негласных сотрудниках оперативно-технических  и оперативно-поисковых подразделений, должна в обязательном порядке  согласовываться с исполнителями  соответствующих мероприятий.

12. Постановление  о представлении результатов  ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд состоит  из трех частей: вводной, описательной  и резолютивной.

13. Вводная  часть включает в себя наименование  документа, место и время его  вынесения, фамилию, имя, отчество, должность  и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления.

14. В  описательной части постановления  указывается, в результате какого  ОРМ получены материалы и какие  именно, для каких целей они  представляются (использования в  качестве поводов и оснований  для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных  и судебных действий, использования  в доказывании по уголовным  делам), когда и кем санкционировалось  конкретное ОРМ, наличие судебного  решения на его проведение. Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст.11 и часть 4 ст.12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

15. В  резолютивной части постановления  формулируется решение руководителя  органа о направлении оперативно-служебных  документов, отражающих результаты  ОРД. Здесь же подробно перечисляются  подлежащие направлению конкретные  документы.

16. В  случае необходимости, одновременно  с постановлением готовится план  мероприятий по защите сведений  об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности непосредственных  участников ОРМ.

17. Постановление  о представлении результатов  ОРД подготавливается в одном  экземпляре, подписывается руководителем  органа и приобщается к материалам  дела оперативного учёта или соответствующего номенклатурного дела.

18. Результаты  ОРД могут представляться в  виде обобщённого официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.

Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.

Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.

Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.

19. При  подготовке и оформлении для  передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов  ОРД должны быть приняты необходимые  защитные меры по сохранности  и целостности представляемых  материалов при пересылке их в адрес (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).

20. В  случаях, не терпящих отлагательства  и могущих привести к совершению  тяжкого преступления, а также  при наличии сведений об угрозе  государственной, военной, экономической  и экологической безопасности  Российской Федерации, результаты  ОРД представляются органу дознания, следователю, прокурору или в  суд незамедлительно. При этом  оперативное подразделение в  соответствии со ст.114 УПК РСФСР  обязано принять меры к предотвращению  или пресечению преступления, а  равно к закреплению следов  преступления.

21. Представление  результатов ОРД, полученных при  выполнении поручения органа  дознания, следователя, прокурора или  определения суда (постановления  судьи) о производстве оперативно-розыскных  мероприятий по находящимся в  их производстве уголовным делам, осуществляется в соответствии  с настоящей Инструкцией.

При отсутствии возможностей проведения оперативно-розыскных мероприятий по поручению органа дознания, следователя, указанию прокурора или определению суда им в течение трех дней с момента получения поручения направляется мотивированное письмо за подписью руководителя органа, на который было возложено исполнение данного поручения.

 

IV. ЗАЩИТА СВЕДЕНИЙ ОБ  ОРГАНАХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ  ЕЕ УЧАСТНИКОВ

22. Орган, представивший результаты ОРД, использование  которых в уголовном процессе  сопряжено с возможностью возникновения  реальной угрозы для безопасности  участников оперативно-розыскной  деятельности, обязан предусмотреть  конкретные меры по их защите. При необходимости указанные  меры согласовываются с органом  дознания, следователем, прокурором  или судом, которым представляются  указанные результаты.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество участников оперативно-розыскной деятельности органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

23. В  целях обеспечения безопасности  участников оперативно-розыскной  деятельности и членов их семей  допускается проведение специальных  мероприятий по их защите в  порядке, определяемом Федеральным  законом "О государственной защите  судей, должностных лиц правоохранительных  и контролирующих органов".

24. В  соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предание гласности сведений о лицах, внедрённых в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

25. При  представлении органу дознания, следователю, прокурору или в  суд результатов ОРД, получаемых  в процессе длящегося оперативно-технического  мероприятия, должны быть приняты  исчерпывающие меры, обеспечивающие  вопросы конспирации проведения  данного мероприятия, вплоть до  его прекращения.

26. Результаты  ОРД не представляются:

- если  невозможно обеспечить безопасность  субъектов (участников) оперативно-розыскной  деятельности в связи с представлением  и использованием данных результатов  в уголовном процессе;

- если  их использование в уголовном  процессе создаёт реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедрённых в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности").

Решение о непредставлении результатов ОРД по мотивам, изложенным в настоящем пункте, оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

О принятом решении уведомляется инициатор запроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1И.И. Карпец Преступность: иллюзии и реальность. – М., 2008. – С. 45.

2Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2010) // РГ от 25.12.1998, № 237, СЗ РФ от 17.10.2010, № 42, - С 12.

3 Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2010) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), С -  492, СЗ РФ от 06.06.2010, № 23, ст. 220.

4 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2009) // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 359, СЗ РФ от 30.08.2009, № 35, ст. 360.

5И.А. Виниченко, С.И. Захарцев, В.И. Рохлин Правовая регламентация использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве / Под ред. В.П. Сальникова. – СПб., 2004. – С. 62.

6См. приказ ФСНП РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, ФСО РФ, ФПС РФ, ГТК РФ и СВР РФ «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 сентября 1998 г., № 23.

7См.: Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2003 г. № 18-0 по жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС Гарант.

8Г.М. Миньковский Уголовно-процессуальный кодекс: Коммент. / Под ред. В.М. Лебедева. – М., 2008г.С – 65.

 

9К.К. Горяинов, Ю.Ф. Кваша, К.В. Сурков  Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. – М.: Новый Юрист, 2009 г. С – 91.

 

10Я.В. Давыдов Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2009 г. С – 72.

 

11Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2010) // РГ от 25.12.1998, № 237, СЗ РФ от 17.10.2010, № 42, С – 42.

12См.: Г.М. Миньковский Уголовно-процессуальный кодекс: Коммент. / Под ред. В.М. Лебедева. – М., 2008 г.С – 122.

 

13Е.С. Дубоносов Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: ЮИ МВД РФ: Книжный мир, 2006. С-139.

 

14И.А. Виниченко, С.И. Захарцев, В.И. Рохлин Правовая регламентация использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве / Под ред. В.П. Сальникова. – СПб., 2004. С – 65

 

15Ю.П. Дубягин, О.П. Дубягина, Е.А. Михайлычев Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». – М.: ЗАО Юстицинформ, 2009 г. С - 62

 

16 Кассационное определение Верховного Суда РФ от 5 сентября 2006 г. № 4-014/03 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, ноябрь 2007 г., № 11.

Информация о работе Использование результатов деятельности подразделений уголовного розыска в уголовном судопроизводстве