История государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:22, реферат

Краткое описание

Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством, служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

Содержание

Введение…...…………………………………………………………….… ….3
Зарождение, становление государственной службы………………… .5
Государственная служба в «Золотой век» Российской Империи… …7
XX в. - советский период, складывание
советской номенклатуры……………………………………………… .18
Новейшая Российская история государственной службы…………. .19
Заключение…………………….……………………………………….….. 21
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

история государственной службы.docx

— 47.75 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт права

 

Кафедра государственного права

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Тема: история государственной службы

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса

Института права 

очной формы обучения

группа «В»

 

 

 

Проверила:

асс. государственного права

Хабибрахманова И.Ш.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УФА – 2012

 

Содержание

Введение…...…………………………………………………………….… ….3 

  1. Зарождение, становление государственной службы………………… .5
  2. Государственная служба в «Золотой век» Российской Империи… …7
  3. XX в. - советский период, складывание

советской номенклатуры……………………………………………… .18

  1. Новейшая Российская история государственной службы…………. .19

Заключение…………………….……………………………………….….. 21

Список использованной литературы…………………………………......22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего  класса (социальной группы, блока классовых  сил всего народа), имеет свои задачи и функции.

Эти задачи и функции практически  реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных  служащих. Государство приобретает  реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих. Задачи и функции государства  становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных  государством, служащих. От государственных  служащих зависит работа государства.

Государственная служба продолжает и  завершает организацию механизма  государства, делая её готовой и  пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для  реальной, практической деятельности. В становлении государственности  любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация  государственной службы её подготовка и служебная деятельность, осуществление  каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и включает большой круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила. Это большая область отношений связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

Другая сторона государственной  службы - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.

Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны  государственной службы (организацию  государственной службы и осуществление  государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового финансового  и некоторых других отраслей и  потому относится к сложным правовым институтам.

В настоящее время данная тема широко обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных  пособий, выходит масса законов  и подзаконных нормативных правовых актов. Это связанно с новыми подходами  к пониманию и месте государственной  службы в современном российском государстве, а также с реформами проводящимися в данном направлении

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

XV-XVII века период становления  государственной службы как особой  сферы профессиональной деятельности, складывание и развитие приказной  системы, превращение поручений  - "приказов" - в более или  менее устойчивые должности.

Государственная служба возникла в период начала формирования государственности  на Руси. Во времена Московского  великого княжества были служилые князья, связанные с великим князем обязанностью служить ему, нести общую военную службу.

Со времен Ивана IV Грозного каждое сословие, исходя из своего места  в структуре общества, обязано  было служить самодержавной и религиозной власти.

XVIII век кардинальное изменение  принципов организации государственной  службы на основе Табели о  рангах, движение от должности  к чину как устойчивой социальной  характеристике государственного служащего.

Рубежное событие, придавшее  службе подлинно государственное предназначение, стала утвержденная Петром I 24 января 1722 года "Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных".

Табель о рангах впервые  сформировал в России единую государственную  службу. Взамен разных служб, в том числе традиционных, с января 1722 года все вновь введенные чины: воинские (подразделявшиеся, в свою очередь, на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и военно-морские), гражданские (статские, штатские) и придворные - были разбиты на 14 классов, или рангов, с низшего (14-го) до высшего (1-го).

Табель о рангах был  задуман и учрежден в рамках и  контексте широкой и комплексной  реформы всего Российского государства, и, прежде всего, тех его составных  частей, которые обозначались термином «государственный» 1.

Например: установление в  городах самоуправления (1691), учреждение Сената (1711), реформирование губернского  управления (1721), создание практически  новой армии и флота, научных  и учебных заведений, множества  иных структур, заложивших первоосновы Российской империи.

В течение второй четверти XVIII в. Табель о рангах выступала  как регулятор государственной  службы. Политика в этой сфере имела  ярко выраженный продворянский характер. Дворянам обеспечивались преимущества при чинопроизводстве по сравнению с представителями других сословий. Кроме того, всячески затруднялось проникновение в государственный аппарат выходцев из податных сословий, а также продвижение по службе для них и для разночинцев.

Появление признаков сословия, т.е. устойчивых особенностей юридического статуса, было обусловлено необходимостью обеспечить привилегированное положение  государственных служащих как носителей  государственной власти, не допустить  размывания дворянской сословности  из-за проникновения в дворянство с помощью механизма, предусмотренного Табелью о рангах, представителей других сословий.

Принципиально новым во взаимоотношениях государства и чиновничества  было введение в середине 60-х годов XVIII в. постоянного денежного жалованья  государственным служащим всех категорий. Устанавливалась возможность дифференцированного  подхода к оплате труда мелких канцелярских служащих в зависимости  от их способностей и прилежания. Высшие должностные лица производили жалование  низшим, имели право регулировать количественный состав нижних канцелярских служащих, не превышая положенной штатной суммы. Высшие чиновники, имевшие офицерский (в том числе соответствующий статский чин), должны были получать жалованье в точном соответствии со штатными окладами.

 

 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Россия вступила в XIX в. С такой  организацией власти, которая уже  не отвечала требованиям времени. Огромной империй, протянувшейся от Балтики  до Тихого океана, невозможно было руководить из одной царской резиденции. У  наиболее дальновидных чиновников в  России возникли планы глубоких преобразований государственного строя. С соответствующими проектами к молодому императору Александру I обращались Н.П. Румянцев, В.А. и П.А. Зубовы, П.В. Завадовский, А.Б. Куракин и другие. Они предлагали осуществить такие реформы, которые ограничивали бы власть императора. На радикальных переменах в государственном строе настаивал сенатор Г.Р. Державин. В частности, он предлагал сделать Сенат представительным органом высшего дворянства, духовенства и купечества, сосредоточить в нем законодательные, исполнительные и судебные функции, превратить звание сенатора в пожизненное2.

Александр I осознавал, что неограниченная самодержавная власть легко переходит  в безграничный произвол, который  расшатывает устои монархии и  дестабилизирует политический режим  в стране. Он считал, что интересах самого монарха необходимо устроить управление Россией так, чтобы верховная власть совершала бы как можно меньше политических ошибок, а принимаемы ею решения были бы благоразумными и целесообразными. Вместе с тем 25 августа 1801 г. на заседании Негласного комитета, в который входили «молодые друзья» императора (П.А. Строганов, А. Чарторыйский, В.П. Кочубей и Н.Н. Новосильцев), Александр I заявил, что реформа администрации должна быть предпочтительнее конституции. Это утверждение легло в основу всей политики реформ первого десятилетия его царствования.

Следует особо подчеркнуть, что  инициаторы административных реформ начала XIX в. Прекрасно отдавали себе отчет  в том, что успехи в государственных  преобразованиях будут прямо  связаны с существенным улучшением организации государственной службы, качественными изменениями в  составе российского чиновничества.

В 1808 г. один из основных советников Александра I С.М Сперанский составил записку  «Настоящее положение дел и средства его исправления». В частности, в  связи с намечаемыми переменами в управлении страной Сперанский утверждал, что привлечение новых, соответствующим образом подготовленных государственных служащих становится неизбежностью. Анализируя состояние  российского чиновничества, он пришел к выводу, что, во-первых, дворянства, составляющего основную его массу, в количественном и качественном отношении недостаточно для потребностей планируемой реорганизации управления, поскольку чиновники-дворяне в  массе своей не обладают специальными познаниями в областях, необходимых  для работы в государственном  аппарате. Сперанский предлагал расширить  возможности для вступления в  службу лиц других сословий, а также  сократить потребности военной  службы. Одновременно автор записки  обратил внимание на плохое имущественное  положение государственных служащих, призванных решать проблему преобразования государственного аппарата. «Для большей  части людей,- писал Сперанский,- служба есть промысел, но из всех промыслов  она есть наименее прибыточный. Можно  положительно сказать, что исполнители  наших законов, блюстители суда, порядка  и устройства суть нищие» Он предлагал  существенно улучшить имущественное  положение чиновников, а необходимые  для этого средств обеспечить «лучшим распределением податей, а  особливо экономиею» 3.

Острая потребность в кадрах вынудила самодержавие указом от 3 декабря 1808г. допустить на канцелярские должности  лиц « податных званий» (кроме  крепостных); указ от 12 января 1812г.- на службу в учебные заведения.

6 августа 1809г. Александр I подписал  указ «О правилах производства  в чины по гражданской службе  и об испытаниях в науках  для производства в коллежские ассесоры и статские советники» (указ действовал до 1834г.) В преамбуле указа отмечалось, что главной причиной низкой образованности чиновников стала возможность «достигать чинов не заслугами и отличными познаниями, но одним пребыванием и исчислением лет службы».

М.М. Сперанский предостерегал императора, что с каждым годом недостаток образования у российского юношества  будет все более отрицательным образом сказываться на управлении государством. Это и тало основанием введения экзаменов при достижении VIII и V классов Табели о рангах. Отныне, чтобы стать коллежским асессором, помимо выслуги лет необходимо было иметь высшее образование или сдать экзамены комиссии при университетах по установленной программе. Экзамены вводились по следующим дисциплинам: русский язык, один из иностранных языков, естественное право, всеобщая история, римское право, гражданское право, уголовное право, русская история, государственная экономика, арифметика, геометрия, физика, география, статистика России. Указ требовал для управления «исполнителей сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием».

Информация о работе История государственной службы