Источники административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой работы является раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику, раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Источники административного права. Их виды…………..
1.1. Общая характеристика источников административного права.
Глава 2. Понятие и виды нормативно-правовых актов……………….
2.1. Классификация нормативно-правовых актов………………
2.2. Характеристика нормативно-правовых актов………………
Глава 3. Система источников административного права……………
3.1 Характеристика системы источников административного права……………………………….………………………………………………
Заключение 34
Библиография 36

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.69 Кб (Скачать файл)

- нормативные  акты государственных органов;

- нормативные  акты общественных объединений  (кооперативных, акционерных, профессиональных  и т.п.);

- совместные акты (государственных и негосударственных  организаций);

- нормативные  акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости  от сферы действия нормативные акты делятся на:

- общефедеральные;

- акты субъектов  Федерации;

- акты органов  местного самоуправления;

- локальные акты (регулирующие отношения внутри  какой-либо организации, предприятия,  учреждения). В зависимости от  срока действия различают:

- акты неопределенно  длительного действия;

- временные акты.

В зависимости  от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные  акты.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и  характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

- на акты общего  действия, охватывающие всю совокупность  отношений определенного вида  на данной территории;

- на акты ограниченного  действия - распространяются только  на часть территории или на  строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

- на акты исключительного  (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

2.2. Характеристика  нормативно-правовых актов;

 

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определен также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствий с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.

В Конституции  Российской Федерации 1993 года впервые  введено понятие "правовая система" (ч. 4 ст. 15) и установлены следующие виды правовых актов: "Конституция", "закон", "федеральный закон", "федеральный конституционный закон", "правовые акты", "нормативные правовые акты", "указы", "постановления", "распоряжения", "решения", "акт", "международные договоры", "устав". "договор", "соглашения". Всего 15 видов актов, в которых нужно правильно разобраться.

Правовые акты находятся между собой в разных соотношениях. Именно прочные системообразующие связи разных видов актов позволяют вести речь о правовой системе. Но, увы, пока об этом трудно говорить, ибо противоречивость современного политического и социально-экономического развития России неизбежно порождает юридический хаос. Правовая система непрерывно деформируется, и связи между актами нарушаются. В целом же резко снижается эффективность правового воздействия на общественные процессы, а вал правонарушений, преступности все ниже "опускает" уровень законности в стране.

И все же надо всемерно использовать системные связи правовых актов, умело их формировать и укреплять. Как? Каким образом? Для этого следует знать и правильно применять прежде всего легальные средства и способы поддержания установленных соотношений между Конституцией, законами и подзаконными актами. Среди последних, конечно, тоже приходится соблюдать своеобразную соподчиненность.

Итак, назовем  кратко эти средства:

а) признание в  правовой системе верховенства Конституции и ее высшей юридической силы (таков смысл ст. 15 Конституции Российской Федерации; в Конституции Республики Узбекистан есть глава III "Верховенство Конституции и закона");

б) установление верховенства закона над всеми подзаконными актами (в Конституции Республики Башкортостан есть раздел "Система законодательства" - ст.ст. 126 -131);

в) обеспечение  функционально-правовой зависимости, когда решение взаимосвязанных  задач объективно влечет за собой  цепь правовых актов (действие закона всегда порождает юридические связи  и отношения, опосредуемые в указах, постановлениях, приказах, локальных актах, корпоративных нормах, в актах народного опроса и голосования);

г) установление юридической силы каждого акта по сравнению с другими актами (естественно, она обеспечивается в случае отклонения такими средствами, как приостановление, изменение, отмена, обжалование, признание акта недействительным. Умелое их использование в процессе правоприменения позволяет вовремя сбалансировать разные акты и не обострять юридические коллизии);

д) определение сферы действия каждого акта и точек его сопряжения с другими актами. Замечено: у закона их много, у актов правительства - тоже, а далее объем связей актов сужается. Но их нельзя упускать из виду.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.

Во-первых, они  принимаются только законодательными (представительными) органами государственной  власти или непосредственно народом  в порядке референдума. Во-вторых, обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.

В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.

В-пятых, принимаются  в особом процессуальном порядке.

Таким образом, закон - это принятый в особом порядке  акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.

Некоторой попыткой сгруппировать законы по их целевому назначению и содержанию может быть выделение законов: а) институционных, посвященных определению статуса государственных, общественных организаций, трудовых коллективов, институтов непосредственной демократии; б) регламентационных, регулирующих сферу общественных отношений или их комплекс; в) проблемно-ситуационных, направленных на решение крупной социальной задачи в пределах определенного периода. Полезность этой группировки законов обнаруживается в процессе развития законодательного регулирования, которому посвящена одна из глав данной книги.

Особый интерес  представляет деление законов в  зависимости от их значимости в системе  действующего законодательства. По этому  основанию различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.

Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет балансах интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция - это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений.

Конституция занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми  свойствами и особой ролью.

Выполняя непосредственно  регулятивную функцию, Конституция  призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы  и эффективные правовые связи  с зарубежными правовыми системами.

Перечень конституционных  законов исчерпывающе определен  Конституцией Российской Федерации. Это  законы о порядке деятельности Правительства  РФ, судебной системе, Конституционном  Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14).

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической., политической, культурной жизни страны. Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы.

Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определяется Конституцией и регламентами деятельности соответствующих представительных органов государственной власти. Эти акты предусматривают следующие основные стадии издания законов:

- законодательная  инициатива;

- обсуждение законопроекта;

- принятие закона;

- опубликование(обнародование).

Под законодательной  инициативой принято понимать предоставленное строго определенному кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законопроектов, которому корреспондирует обязанность законодательных органов рассмотреть эти инициативы.

Подзаконные нормативно-правовые акты. Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости  от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на:

- указы в границах  собственных полномочий;

- указы на основе  полномочий, делегированных Парламентом;

- указы, подлежащие  утверждению Советом Федерации  (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

По юридической  значимости указы делятся на нормативные и правоприменительные.

Нормативные указы  содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер. Особенно много указов принимается для регулирования отношений в области экономики (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.). Иногда они сопровождаются утверждением положений об органах, выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений.

Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый  характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.).

Распоряжения  Президента также ненормативные и принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Очень важны и  многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского Правительства.

Эти акты можно  подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов  и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого Предпринимательства и т.д.).

Принимаемые им акты:

во-первых, оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;

в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания  других правовых актов.

Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных  органов

исполнительной  власти и их государственной регистрации (утв. постановлением Правительства  РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 с изменениями  от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г.) устанавливают, что нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти (далее  именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений  и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Информация о работе Источники административного права