Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 12:07, контрольная работа
Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности обще-ства, тем большую потребность оно испытывает в законах. Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. Через общие абстрактные и равные для всех правила государство принимает единые в различных сферах общественных отношений масштабы к разным людям
Введение……………………………………………………………3
Понятие источников (форм) права………………………………4
Правовой обычай…………………………………………………..6
Нормативно-правовой акт………………………………………...9
Юридический прецедент………………………………………….11
Договор нормативного содержания……………………………...14
Юридическая наука (доктрины и идеи)………………………….16
Заключение………………………………………………………...18
Список используемой литературы……………………………….19
Действительно, нормативный правовой договор представляет собой весьма значимую разновидность договорных актов, существующих в рамках не только национального, но и международною нрава. Норм устанавливающее значение договоров ярко проявляется в таких отраслях права, как международное и конституционное. Поэтому еще одной отличительной особенностью нормативного правового договора является то, что он чаще всего имеет публичный характер, т. е. сторонами таких договоров выступают государства, отдельные государственные органы, межгосударственные образования.
Юридическая наука (доктрины и идеи).
В различные периоды развития общества роль науки как юридическою источника постоянно менялась, то диктуя законодателю тексты законов, то практически полностью исчезая из правового пространства. В настоящее время цели юридической науки определены достаточно четко: вырабатывать способы установления и реализации права, давать систематические, глубокие знания обо всей юридической действительности.
Следовательно, мнения ведущих ученых-юристов в большинстве случаев не образуют право в собственном смысле. В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринималась с официальной санкции государства как непосредственный источник права. В Древнем Риме юридическая наука являлась одним из ведущих источников (форм выражения) права. При этом она выступала и собственно формой существования и выражения права в Древнем Риме (т. е. при принятии судебных решений ссылались на труды известных юристов), и идеальным источником правовой материи, из которою черпались идеи для законодательной практики. В некоторых англоязычных странах можно до сих пор встретить в судебных решениях ссылки на высказывания известных юристов, однако такие ссылки являются лишь дополнительной аргументацией. К числу юристов, на чьи сочинения можно ссылаться как на источники права, относятся: Р. Глэнвилл («О законах и обычаях Англии», XII в.),
Г. Брактон («О законах и обычаях Англии», XIII в.), Ф. Литтлыон («О держаниях», XV в.), Э. Кок («Институции», XVII в.), У. Блэк- стон («Комментарии к законам Англии», XVIII в.).
Статья 38 Статута Международного Суда, принятого 26 июня 1945 г., характеризует судебные решения и юридическую науку (доктрины и идеи) наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве лишь «вспомогательного средства для определения правовых норм». Часто такие ссылки можно встретить в неофициальных мнениях судей Европейского Суда по правам человека, которыми они обосновывают свои коллегиальные решения.
Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутые из трудов видных юристов, известны индусскому праву. Но только в мусульманских странах юридическая наука продолжает оставаться ведущим источником (формой выражения) нрава. Мусульманское право, или шариат (пер. с араб. — путь следования), складывается из четырех частей:
- Корана (сборника проповедей пророка Мухаммеда);
- Сунны (сборника историй о жизни пророка, его жизнеописания, записанного его учениками);
- Иджмы (согласованного заключения древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившего значение юридической истины, извлеченной из Корана и Сунны);
- Кияса (рассуждений мусульманских юристов в области нрава по аналогии в отношении к новым, не предусмотренным Кораном случаям).
Мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается не к Корану, который он не может и не вправе толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными- богословами и содержащими такое толкование. Так, законодательство Египта, Ливана, Сирии и ряда других арабских стран устанавливает, что в случае пробела в семейном праве судья применяет «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы».
Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи с чем заключения древних юристов — знатоков ислама имеют официальное юридическое значение.
Заключение
При подготовке контрольной работы использовалась имеющаяся научная и учебная литература по источникам права.
Своеобразие источников права
сказывается на формах внешнего выражения
права. В них наглядно проявляются исторические
особенности тех или иных общественных
систем, разнообразие форм государственного
вмешательства в общественную жизнь.
Каждая система права (правовая система) – германо-романская или англо-саксонская – имеют свои особенности, присущие источникам права, в том числе проявляющиеся в иерархии, приоритете источников права.
В качестве основных
видов источников права
Право занимает важное
место в системе нормативного
регулирования общественных
В любом современном государстве источники права (и прежде всего законы) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного нормотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим.
Учение о правах человека признается одной из фундаментальных концепций современной человеческой цивилизации. Законодательное закрепление и обеспечение прав человека – принципиальное требование правового государства.
Право формируется
в результате и по мере
Оно олицетворяет
Список используемой литературы:
1. «Вопросы теории актов советского
государственного управления и практика
органов внутренних дел», Розин. Л.М. Учеб.
пособие/Академия МВД СССР. – М.:1974
2. «Источники права», С.Л. Зивс.
М. «Наука», 1981
3. Конституция СССР и укрепление
правовой основы государственной и общественной
жизни.
4. «Общая теория государства
и права», А.Ф. Вишневский. Мн.: Амалфея, 2002
5.«Общая теория государства
и права»: Курс лекций/А.Ф. Вишневский,
Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред.
А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998
6.Общая теория права и гос-ва:
Учебник/ Под редакцией В.В.Лазарева.—2-е
изд.,перераб. и доп.-М.:Юристъ,1996.
7. «Прецедент в английском праве»,
Кросс Ю. Под. общ. ред. Ф.М. Решетникова
– М: юрид. л-ра, 1985
8. «Теория государства и права»,
Дмитрук В.Н. Учеб. пос. Мн.: «Амалфея», 1998
9. Теория государства и права:
учебное пособие для вузов под ред. проф.
В.М. Корельского. М, 2000
10. «Теория закона» /АН СССР;
Институт государства и права; отв. ред.
В.П. Казимирчук. – М.: Наука, 1982
11. Керимов Д.А. Указ соч.
12. Философский энциклопедический
словарь. М., 1983
13. Конституция РФ. 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ)