Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:06, курсовая работа
Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрытие понятия функции государства, позиций различных ученых в определении функций государства;
выделение формальных признаков функций государства;
характеристика различных классификаций функций государства;
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и содержание функций государства…………............5
§ 1.1 Понятие функций государства………………………………………..6
§1.2 Классовое и общесоциальное в функциях государства......................7
§1.3 Гуманистическое и демократическое, интернациональное и национальное в функциях государства……………………………………9
Глава 2. Классификации функций государства…………………….….11
§2.1 Классификация функций…………………………………………….13
§2.2 Внутренние и внешние функции ……………………………………15
§2.3 Эволюция функций государства……………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованных источников и литературы……………………..31
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и содержание функций государства…………............5
§ 1.1 Понятие функций государства………………………………………..6
§1.2 Классовое и общесоциальное
в функциях государства...................
§1.3 Гуманистическое и демократическое,
интернациональное и национальное в функциях
государства……………………………………9
Глава 2. Классификации функций государства…………………….….11
§2.1 Классификация функций…………………………………………….13
§2.2 Внутренние и внешние функции ……………………………………15
§2.3 Эволюция функций государства……………………………………..17
Заключение…………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………..31
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства.
Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущность государства и его социальное назначение.
Во-вторых, функции государства определяют его структуру.
В теории государства и права проблема функций государства одна из наиболее важных и дискуссионных, имеющая как научную, так практическую значимость.
Существуют различные подходы к их определению и классификации.
В юридической литературе встречаются во многом противоположные точки зрения по этому вопросу.
В советское время данным вопросом занимались многие ученые. Именно в период СССР зарождались основные споры по этому вопросу, появлялись первые научные исследования, оформлялись точки зрения. С начала 90-х гг. XX в. своих трудах значительное место уделяли проблемам функций государства М.Н.Марченко, С.А.Комаров, А.Б.Венгеров и др. Они не ограничивались формальным изложением темы, останавливаясь на принципиальных спорных вопросах.
Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства».
Глава 1. Понятие и содержание функции государства.
§1.1 Понятие функций государства.
Термин «функция» в научной литературе имеет различные значения. В философском и общесоциологическом плане оно рассматривается:
Применительно к государству трактовка термина функции становится более обширной.
В трудах значительной части правоведов стран ближнего и дальнего зарубежья функции государства рассматриваются как основные направления его деятельности, как стороны их социального назначения, виды социальной деятельности.
Подобную точку зрения высказывает и И.С.Самощенко. Он считает, что функции государства – это его социальное назначение внутри и вне страны. Широкое признание имеет определение функций государства как направления его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, закономерности развития, задачи и цели.
А такие ученые как С.В.Клименко и А.Л.Чичерин в свей работе пишут, что функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом1. Они утверждают, что в функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Аналогичный взгляд о понятии функций государства выражен в работах ряда правоведов и философов: Л.И.Загайнова, Н.Г.Александрова, Г.Н.Манова, М.А.Аржанова, А.И.Лепешкина, В.М.Чхиквадзе, В.С.Петрова, М.И.Пискотина, Н.В.Черноголовкина и др.
По их мнению, социальное назначение и функции государства – это явления, соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие, так как социальное назначение государства – это его историческая миссия, обусловливающая существенные направления, стороны деятельности государства, т.е. его функции.
Н.В.Черноголовкин, ссылаясь на двойственный характер природы всякой функции, применительно к функции государства определяет ее не как «способность, свойство», а как «реализацию способности» – сторону деятельности. По его мнению, в понятийном аппарате теории государства и права функция государства занимает место между «сущностью» государства и его «деятельностью».
Ученый правовед А.П.
Глебов определил функцию
А такой ученый как М.И.Байтин указывает, что перед теорией государства встает проблема определения основных направлений его внутренней и внешней деятельности, в которых выражается и конкретизируются его общечеловеческая и классовая сущность.
В ряде работ функции государства рассматриваются, как сущность деятельности государства во внутренней и внешней сферах, как отношение политически господствующего класса к остальным классам и политическим группам и др. Сторонники первого тезиса считают, что сущность и функции государства между собой равны. Сторонники второго – утверждают, что происходит смешение понятия функций государства с ленинским определением политики как области отношений всех классов и слоев к государству.
Ряд авторов, и в частности В.М.Манохин, под функциями государства понимают «части его деятельности», из которых слагается государственная работа, и подчеркивают, что представление о функциях государства дает практическая деятельность государственного аппарата.
На мой взгляд, с этим мнением вряд ли можно согласиться полностью, так как далеко не всякую деятельность государства можно отождествлять с понятием «функция государства».
Но такие ученые как Л.И.Каск и Л.В.Николаева, дают другое толкование функции государства, которое основывается на философской трактовке, где под функцией государства они понимают его конечные цели, которые остаются неизменными на всем протяжении существования государственности.
Некоторые авторы отождествляют функции государства с его деятельностью. При определении функции они используют такие категории как «управление», «воздействие» и т. д.
Такой точки зрения придерживается В.Н.Хропанюк. Он подвергает определение функций государства серьезной критике в журнале «Государство и право»2. В.Н.Хропанюк утверждает,что «Функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом». Но «Сущность и социальное значение государственного управления» выражаются в функциях государственного управления, которые не следует отождествлять с функциями государства. Поэтому Л.А.Морозова предлагает другое объяснение функций не только как направлений деятельности государства, но и как механизм государственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов.
Однако, С.А.Комаров считает, что включение механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов в понятие функции государства не совсем справедливо, так как делается попытка свести функции государства к функционированию его механизма, и подменить функционирование государства различными способами правового воздействия.
Зарубежные политические и юридические теории сводят проблему функций государства к деятельности его отдельных органов и обсуждают законодательную, судебную, налоговую и другие функции государства.
Так в работах Г.Кельзена при рассмотрении деятельности государства как «чисто юридического феномена», внимание уделяется лишь попыткам проведения различий между государством-корпорацией и другими сопредельными корпорациями.
Г.Кельзен пишет в своей работе «Общая теория государства и права»3, что если рассматривать государство как «чисто правовой феномен, как юридическое лицо», есть не что иное, как корпорация. И ставит вопрос, как государство-корпорация отличается от других корпораций.
В 60-е годы в советской юридической науке получило широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности.
С.А.Комаров рассматривает функции государства в логической связи «цель-задачи-функции» и на этом основании дает определение: «функции государства – это основная деятельность государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением».
Понятие функции государства появилось и стало развиваться на предыдущем этапе развития отечественной истории государства и права. В рамках марксистко-ленинского подхода выделялась классовая сущность государства, а предмет, направление и содержание деятельности государства изменяются в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства.
На современном этапе развития также сохраняется классовый подход к деятельной стороне государства, но с уточнением: расширяется и углубляется понимание социального назначения государства, отвергается жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и его функций.
Л.А.Морозова отмечает, что общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, а его целостность и объединение на базе общественных интересов. Чем больший удельный вес общесоциальных функций, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей. Такая роль государства вынуждает его отказаться в своей практической деятельности от использования исключительно методов насилия и принуждения. Все чаще ему приходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических институтов и идей, например, к идее правового государства, господства права в общественной и политической жизни, соблюдения прав человека, защиты национальных меньшинств, к различным формам участия населения в государственной и общественной жизни, к поддержке начал самоуправления, обеспечению свободы печати и гласности, судебной защите прав законных интересов гражданина и др.
Рассмотрим содержание функций, присущих государствам разных общественно-экономических формаций, по мнению С.А. Комарова, функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие черты:
Функции государства демократического типа противоположны в своем содержании функциям эксплуататорских государств:
В деятельности государства присутствуют одновременно как классовые, так и общесоциальные начала.
§1.2 Общесоциальные и классовая функция государства.
Общесоциальное содержание функций государства формируется для решения основных социальных, экономических, политических, в том числе геополитических, и иных задач, затрагивающих интересы всего общества. Появление новых общесоциальных функций сможет обеспечить необходимый порядок, координацию, и иные состояния, обеспечивающие существование цивилизации, ее спасение и воспроизводство.
Общесоциальные функции, в наибольшей степени, характеризуют деятельную сторону государства. Неисполнение или некачественное исполнение этих функций государства приводило и приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду, разрушению и даже исчезновению.
К общесоциальным функциям можно отнести обеспечение национальной безопасности, ликвидацию последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализацию социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защиту прав и свобод граждан и многое другое.
Классовые функции – это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной степени выражают классовые интересы, волю той социальной силы, того класса или группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть.