Классификации функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрытие понятия функции государства, позиций различных ученых в определении функций государства;
выделение формальных признаков функций государства;
характеристика различных классификаций функций государства;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и содержание функций государства…………............5
§ 1.1 Понятие функций государства………………………………………..6
§1.2 Классовое и общесоциальное в функциях государства......................7
§1.3 Гуманистическое и демократическое, интернациональное и национальное в функциях государства……………………………………9
Глава 2. Классификации функций государства…………………….….11
§2.1 Классификация функций…………………………………………….13
§2.2 Внутренние и внешние функции ……………………………………15
§2.3 Эволюция функций государства……………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованных источников и литературы……………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

456.docx

— 73.31 Кб (Скачать файл)

К классовым функциям относится подавление господствующим классом своих классовых противников с помощью государства. Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внеэкономическим принуждением, а иногда классовые противники устраняются физически.

Классовые функции не позволяют решать многие общесоциальные,   проблемы жизни общества и ведут к «банкротству государства».

 

§1.3. Гуманистическое и демократическое, интернациональное и  национальное в функциях государства

Наряду с классовым содержанием функций государства большое значение всегда имело в жизнедеятельности государственно организованного общества и национальное содержание функций.

Национальное содержание функций государства близко к общесоциальному, но не сливается с ним. Государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирующего государство.

Национальная характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, т.е. с помощью каких способов и в каких формах эти функции осуществляются: в авторитарных или демократических, политических или насильственных формах.

Анализ национального содержания функций государства показывает и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно организованной форме. Так же этот анализ показывает, почему распад, разрушение и исчезновение государства представляет собой национальную катастрофу.

Таким образом, по источникам возникновения функции государства можно подразделить на:

  1. вытекающие из классовых противоречий;
  2. вытекающие из потребностей общества.

 

Глава 2. Классификация функций государства.

§2.1   Классификация функций

Существуют различные основания для классификации функций государства. В юридической литературе выделяются следующие критерии классификации:

  1. по объектам воздействия;
  2. по продолжительности действия;
  3. по социальной значимости;
  4. по правовым формам существования (принципу разделения властей);
  5. на основании территориального масштаба.

Общепринятым считается разделение функций по объектам воздействия на внутренние и внешние. Где внутренние функции связаны с реализацией задач внутри государства, а внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений.

Следует отметить, что ученые не пришли к единому мнению по поводу перечня внутренних и внешних функций государства.

Так же функции государства подразделяются на  постоянные и временные в зависимости от продолжительности времени своего действия. Постоянные функции присущи государству на всех этапах его существования и развития, а временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни.

По социальной значимости выделяют основные и неосновные функции.

Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры».

С.А.Комаров называет основные функции общими, потому что они выполняются всеми его органами во взаимодействии. Так же они присущи каждому звену государства. Неосновные функции С.А.Комаров называет отдельными, так как они характерны для отдельных государственных органов. Общие функции государства осуществляются через отдельные функции государственных органов. И наоборот, отдельные функции тесно связаны с общими, им подчинены и являются средством их реализации, поэтому «именовать их «неосновными» на мой взгляд, было бы ошибочно.

 Многие авторы сомневаются в необходимости деления функций на основные и неосновные, но в тоже время не могут опровергнуть ее рациональность и необходимость в полном объеме. Потому что невозможно опровергнуть то, что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция государства становится «равнее» среди себе равных прочих функций. Так, например, в условиях войны функция обороны более выше и главнее чем экономическая, социальная и прочие, а в условиях экологических катастроф и аварий – экологическая функция выходит на первый план.

Так же у государства существует «главная» функция и «второстепенные» функции.

Высказывается мнение о том, что «главной функцией государства не может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, потому что это приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни», а в качестве таковой может быть признана «охрана интересов человека, защита его прав».

В условиях рыночной экономики сфера регулирования государством хозяйственной жизни страны весьма ограничена и не может быть главной среди других сфер деятельности государства и человека.

Как отмечает М.Н.Марченко, «у современного государства нет и не может быть только одной, единственной основной «главной» функции».

Потому что охрана интересов человека и его прав является не функцией, а целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без исполнения всех иных функций государства, что само по себе ставит под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции. К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Действительно, деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы:

  1. правотворчество;
  2. исполнительно-распорядительная;
  3. правоохранительная;

А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти.

Такого мнения придерживаются С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.

А.Б.Венгеров к числу правоохранительных функций относит судебную и информационную.

Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации.

Специфика этой функции заключается в способах не воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Но не у всех ученых-юристов такая классификация вызывает признание.

Многие считают, что это не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти. То есть, происходит смешение функций государства и государственной власти.

Классификация функций государства приводится и на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются.

  1. В федеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектов федерации.
  2. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства.
  3. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

Западные теоретики – приверженцы концепции «государства всеобщего благоденствия» (Г. Ласки, К. Корсланд, Дж. Мадэн и др.) считают, что современному государству свойственны следующие функции:

  1. в области политической жизни – обеспечение социальных служб, развитие системы социального страхования, обеспечения полной занятости;
  2. в области экономической жизни – курс на увеличение государственной собственности, на создание «смешаной» экономики, на осуществление ее планирования;
  3. в области социального обслуживания – обеспечение программ образования, медицинского обслуживания, профессионального, интеллектуального и морального «формирования» граждан.

    

 

 

 

 

2.2 Внутренние и внешние функции государства.

Наиболее распространена классификация функций государства на внутренние и внешние, то есть на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организации которого является государство, и по отношению к другим государствам.

Все ученые делят функции государства на внешние и внутренние.

Так, В.В.Лазарев к внутренним функциям относит:

  1. установление и охрана правового порядка;
  2. охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан;     
  3. экономическая;
  4. социальная;
  5. культурная;
  6. экологическая.

Внешние функции:

  1. поддержание мира и мирного сосуществования;
  2. защита государственного суверенитета от внешних посягательств;
  3. обеспечение делового партнерства и сотрудничества;

Н.Т.Шестаев к внутренним функциям относит:

  1. охранительная;
  2. социальных услуг;
  3. обеспечения и защиты граждан;
  4. экономическая;
  5. культурно-воспитательная;
  6. природоохранная;

Внешние функции:

  1. защита государства от вооруженных нападений других государств;
  2. экономических и культурных связей;
  3. поддержание международных политических отношений;
  4. борьбы с международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды.

Все авторы классификаций отмечают, что объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни общества –

экономика, духовная жизнь общества, социальная сфера,  сложившийся общественный порядок. Таким образом, в самой общей классификации функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.

А ученый Б.П.Курашвили категорически отвергает различие функций на внутренние и внешние, поскольку оно не показывает фактической взаимосвязи функций.

И с этим трудно не согласиться, так как всякая внутренняя функция государства имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция – внутренний аспект. То есть, можно сказать, что деление государственных функций на внутренние и внешние носит условный характер. Но каждая из функций государства по своему содержанию служит разрешению либо внутриполитических, либо внешнеполитических задач.

 А.Б.Венгеров отмечает, что более важным становится выделение глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

К внутренним функциям государства относятся:

  1. Функция охраны правопорядка. Охрана всех форм собственности. Охрана прав и свобод граждан государство осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный правопорядок, перечень нарушений правопорядка, определяет меры ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями, определяет их компетенцию.

За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации пункт 1 сказано, что «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общеуказаным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64 Конституции Российской Федерации. В статье 35 пункт 2 сказано, что «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами». Право частной собственности охраняется законом.

Информация о работе Классификации функций государства