Конституционное право как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:26, реферат

Краткое описание

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль.

Вложенные файлы: 1 файл

ПОРГ Думкиной.docx

— 47.87 Кб (Скачать файл)

Конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовать  самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами (право на жизнь и т.п.). Реализация индивидом  свобод предполагает лишь невмешательство  со стороны других субъектов, т.е. они  должны воздерживаться от деяний, препятствующих осуществлению свобод.

Конституционные обязанности это предписанные и  закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения.

На территории России находятся липа, имеющие различный  правовой статус. Это граждане России, граждане иностранных государств, лица, не имеющие гражданства, лица с двойным  гражданством. Конституция Российской Федерации учитывает особенности  названных категорий, но при этом исходит из того, что государство  должно обеспечить достойные условия  жизни и уважительное отношение  к любому человеку как к личности, гарантировать защиту его жизни  и достоинства.

В Конституции  России закрепляется совокупность прав человека, определенных в нормах международного права и общепризнанных мировым  сообществом, минимум социальных благ и свобод, необходимых для достойного существования любого лица, находящегося на территории России.

 

 

    1. Личные права гражданина

 

Личные  конституционные права и свободы: право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства  и доброго имени; право на тайну  переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания и творчества; право свободно на территории Российской Федерации выбирать место жительства и пребывания; право свободно выезжать за пределы России и право гражданина беспрепятственно возвращаться в Россию; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации. К этой же группе может быть отнесен блок прав человека в сфере правосудия.

Личные  конституционные права и свободы  человека необходимы для охраны его  жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Эти  права связаны с индивидуализацией  личности, частной жизнью человека. Рассмотрим основополагающие права  данной категории. Бесспорно, ядро личных прав и свобод составляет право на жизнь. Это понятие многопланово. С одной стороны, это право  понимается как физическое бытие, то есть беспрепятственное функционирование целостного биологического объекта. С  другой стороны, жизнь - это бытие  определенного качества, соответствующего стандартам, выработанным человеческой практикой. И в этом смысле речь идет о достойной, качественной, полноценной  жизни. В таком широком смысле право на жизнь осуществляется одновременно со всеми иными правами и свободами.

Важным  является право на защиту и охрану достоинства личности. Достоинство - достаточно общая категория, практически  не имеющая внешней формы. Именно это обстоятельство затрудняет ее оценку, выявление, охрану и защиту. Сложилась  точка зрения, согласно которой для  признания факта умаления достоинства  и его защиты необходимо не только установить то, что человек осознавал  принадлежность ему каких-либо нравственных, интеллектуальных качеств (субъективная сторона), но и оценить, проявлялись  ли эти качества в его деятельности (объективная сторона).

 

2.3 Политические права гражданина

 

Политические  права и свободы принадлежат  только гражданам Российской Федерации. В этот блок входят следующие права  и свободы: свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право избирать и быть избранным  в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право участвовать в референдуме; иметь равный доступ к государственной  службе; участвовать в отправлении  правосудия; направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления.

Политические  права выражают свободу граждан  формировать органы государственной  власти и местного самоуправления и  участвовать в их деятельности.

Основу  политических прав составляет право  граждан на участие в управлении делами государства, которое может  осуществляться непосредственно или  через представителей. Это право  носит обобщающий характер и включает в себя различные механизмы его  реализации. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие  в формировании органов государственной  власти. Право быть избранным означает возможность личной деятельности в  составе государственных органов.

Мирные  митинги, шествия и пикетирования также являются политическими свободами, так как они позволяют гражданам публично выражать свои требования и интересы, осуществлять свободу слова. Реализация этих свобод не безгранична, так как их пределы определяются интересами государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно без оружия и при наличии предварительного уведомления соответствующих органов государственной власти. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

 

2.4 Культурные права гражданина
Культурные права человека обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности: право на образование, право  на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу  творчества, право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными  обычаями, традициями и т.д.), право  на пользование результатами научного прогресса и их практического  применения, и другие права.
Образование - важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.
Закрепляя право  на образование, Конституция РФ (ст. 43) устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным.
Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе. Речь опять же идет только о государственном или муниципальном образовательном учреждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить в такое частное, т.е. платное высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.
Как и в большинстве  других развитых стран, основное общее  образование является в России обязательным. Однако его обеспечение, в отличие от прошлых лет, ложится не на государство, а на родителей или лиц, их заменяющих. Основное общее образование может быть получено вне образовательного учреждения (домашнее, или семейное, образование), но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии.

Право на участие в культурной жизни - право на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям. Такое право принадлежит каждому, и его реализация связана главным образом с доступностью учреждений культуры. Основы законодательства Российской Федерации о культуре определяют, что культурная Деятельность является неотъемлемым правом каждого человека; каждый имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей.

Свобода творчества - конституционное право человека создавать литературные, художественные, научные и др. произведения, проводить научные исследования, заниматься иной творческой деятельностью. Свобода творчества юридически гарантируется всем, кто занимается творческим трудом. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 44) каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Это означает, что, с одной стороны, государство обязано всеми законными средствами обеспечивать правовую защиту свободы творчества граждан, а с другой - государство, органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности в соответствии с Основами законодательства о культуре может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 44) свобода творчества включает и свободу преподавания. Принцип свободы преподавания закрепляется в типовых положениях об образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования - актах Правительства РФ.

Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач  международной специализированной организации - ЮНЕСКО. Здесь главной  действующей структурой, принимающей  жалобы, является Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному  совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и  сделанных рекомендациях. Под компетенцию  ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование  научных достижений, права на беспрепятственное  участие в культурной жизни, права  на информацию, в том числе права  иметь свое мнение и выражать его, и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И РЕФЕРЕНДУМ  РФ (ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА ПРАВОВЫХ  АКТОВ, ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ)

 

3.1 Понятие избирательная система и референдум РФ

 

В научной  литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком  смысле избирательная система - это  система общественных отношений, связанных  с выборами органов публичной  власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и  определения круга избирателей  и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных  органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами  избирательного права, понимаемого  как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся  избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также  обычаями и традициями данного общества.

Однако  нас больше интересует избирательная  система в так называемом узком  смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная  система, результаты выборов при  одних и тех же итогах голосования  могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко  борются между собой за более  выгодную для себя избирательную  систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

Референдум  наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются  свободное волеизъявление граждан  Российской Федерации на референдуме  Российской Федерации, защита демократических  принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в  референдуме.

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а  также в иных законных действиях  по подготовке и проведению референдума  в порядке, предусмотренном настоящим  Федеральным конституционным законом.

 

 

3.2 Система правовых актов о выборах и референдуме

 

Легитимность  выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную  правовую базу. Буквально все этапы  избирательного процесса, начиная от создания избирательных комис­сий  и кончая объявлением результатов  голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только через  детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока значи­тельного опыта проведения избирательных  кампаний и необходимого доверия  населения к органам, организующим выборы. В ходе избирательных кампаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в  суд.

Избирательное право  включает следующие правовые источники:

  1. Конституция РФ, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы;
  2. Федеральный закон  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», включающий общие для РФ и ее субъектов требования к порядку организации выборов, составляющие основные гарантии избирательных прав граждан. Значение этого Закона исключительно велико: акты   законодательных   органов   государственной   власти   субъектов РФ о выборах в свои органы власти, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить данному Федеральному закону;
  3. Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов   Государственной Думы  Федерального  Собрания   Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;
  4. Федеральный   конституционный   закон   «О   референдуме Российской Федерации», регулирующий порядок реализации права граждан на участие в референдуме и проведения референдума;
  5. другие федеральные избирательные законы;
  6. указы Президента РФ, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов, например о сроках проведения выборов в Государственную Думу и др.;
  7. нормативные акты Центральной избирательной комиссии, постановления, инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов (например, о порядке формирования участковой избирательной комиссии, о порядке поступления денежных средств в избирательные фонды и проч.);
  8. конституции республик, уставы  краев,  областей,  городов федерального значения, автономной области, автономных округов и принимаемые ими законы, акты глав администраций и избирательных   комиссий,   регламентирующие   порядок   избрания глав администраций (президентов) и депутатов законодательных органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Информация о работе Конституционное право как отрасль российского права