Конституционный статус Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.

Содержание

33 3
Глава 1. 5
Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти России. 5
1.1. Возникновение института Президента в России. 5
1.2. Взаимоотношения Президента РФ с иными органами власти. 6
1.3. Порядок избрания Президента Российской Федерации. 7
1.4. Досрочное прекращение Президентом Российской Федерации своих полномочий. Основания и процедура отрешения Президента РФ от должности. 10
1.5. Символы президентской власти Президента Российской Федерации 11
Глава 2. 12
Полномочия Президента Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации. 12
2.1. Президент – как глава государства и гарант Конституции. 12
2.2. Полномочия Президента в испонительной власти. 13
2.3. Взаимодействие Президента с судебной властью. 14
2.4. Полномочия в области безопасности и обороны. 14
2.5. Полномочия в законодательной сфере. 14
2.6. Полномочия Президента РФ в области внешней политики. 15
2.7. Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности. 16
2.8. Акты Президента Российской федерации 17
Заключение 19
Приложение 1 21

Вложенные файлы: 1 файл

0947655_F034E_konstitucionnyi_status_prezidenta_rossiiskoi_federacii.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Согласно пункту "г" статьи 83 Конституции глава государства  представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка России и ставит вопрос об освобождении от занимаемой должности.

Роль Президента как руководителя исполнительной власти проявляется не только в его взаимоотношениях с Правительством. Согласно пункту "к" статьи 83 Конституции глава государства назначает и освобождает своих полномочных представителей. В Конституции не уточняется, о каких именно представителях идет речь.

Также обеспечивает нормальное функционирование исполнительной власти право Президента формировать свою Администрацию (пункт "и"), которая выполняет функции аппарата главы государства. В Администрации функционируют Контрольное управление Президента, Государственно-правовое управление Президента, Управление делами Президента, Уполномоченный по правам человека, Территориальное управление, а также иные структурные подразделения.

По предложению Председателя Правительства  Президент РФ освобождает от должности  членов Правительства (пункт "д" статьи 83).

Также непосредственно Президент  руководит шестью ведомствами: МинОбороны, МЧС МИД, МВД, ФСБ, ФСО, и СВР.

2.3. Взаимодействие  Президента с судебной властью.

Взаимодействие Президента с судебной властью выражается в участии  в формировании органов судебной власти, которое осуществляется совместно  с Советом Федерации. Согласно пункту "е" статьи 83 Конституции Президент  представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Само же назначение судей осуществляется Советом Федерации. Президенту также принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ, а также вносить предложения об освобождении его от должности.

2.4. Полномочия  в области безопасности и обороны.

Как глава государства Президент  осуществляет ряд важных полномочий в области безопасности и обороны. Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно к основным объектам безопасности относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и государственная целостность государства. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно пункту "ж" Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности. К компетенции Президента относится утверждение военной доктрины России (пункт "з"), которая является частью общей компетенции безопасности. Также Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт "л"), присваивает высшие воинские звания. В соответствии с общей международной практикой Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2.5. Полномочия  в законодательной сфере.

Статья 84 Конституции содержит полномочия Президента РФ по взаимодействию с  федеральной законодательной властью. Осуществление государственной  власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и судебная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния. В рамках этого влияния строятся отношения между Президентом РФ и Федеральным Собранием РФ. Президент располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность. Глава государства в соответствии с пунктом "а" статьи 84 Конституции назначает выборы Государственной Думы.

Конституцией Президенту предоставлено  право распустить Государственную  Думу в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией. Это полномочие выступает  как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих самим условиям государственности. Конституция предусматривает три основания роспуска Государственной Думы Президентом: трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства (часть 3 статья 111), повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству (часть 3 статья 117), отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя (часть 4 статьи 117).

Президент обладает обширными полномочиями, дающими ему возможность участвовать  в законодательной деятельности Федерального Собрания. Важнейшее из них заключено в пункте "в" статьи 84 Конституции РФ - решение о назначение референдума. Данное полномочие может рассматриваться как форма участия Президента в законодательной деятельности. Глава государства также обладает правом законодательной инициативы (пункт "г"), позволяющим ему ставить вопрос как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие. Также Президент, согласно Конституции, не только подписывает, но и обнародует законы посредством их опубликования (пункт "д").

Средством влияния главы государства  на деятельность Федерального Собрания является и предусмотренный пунктом "е" статьи 84 Конституции институт послания Президента парламенту о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Статья 84 Конституции в самом общем виде определяет основное содержание послания: положение в стране, основные направления внутренней и внешней политики.

2.6. Полномочия  Президента РФ в области внешней политики.

Статья 86 Конституции содержит полномочия Президента РФ в области внешней  политики и международных отношений. Самое важное из них записано в  пункте "а" этой статьи, где говорится, что Президент РФ осуществляет руководство  внешней политикой РФ. Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию, в котором определяются и основные направления внешней политики, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

В качестве руководителя внешней политикой  России Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты. ФЗ "О международных договорах РФ" устанавливает, что международный договор РФ означает международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Президент Российской Федерации как глава государства представляет РФ в международных отношениях и в соответствии с Конституцией РФ и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ без необходимости предъявления полномочий (статья 12 Закона). Ратификационная грамота - это документ, подтверждающий, что подписанный договор признается государством в качестве обязательного для него. На основании федерального закона о ратификации международного договора РФ Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ (статья 18 Закона).

Согласно пункту "г" статьи 86 Конституции Президент РФ принимает  верительные и отзывные грамоты  аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Верительная грамота свидетельствует о том, что данное лицо назначено полномочным представителем соответствующего иностранного государства. Отзывная грамота удостоверяет факт прекращения полномочий представителя иностранного государства в связи с окончанием его миссии и вручается перед его отбытием из России.

2.7. Полномочия  в сфере правового регулирования  статуса личности.

К компетенции Президента относится  решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического  убежища. К компетенции главы государства отнесены вопросы приема, выхода и восстановления в гражданстве РФ.

На основании пункта "б" статьи 89 Конституции Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает  почетные звания РФ. Следует отметить, что в целом вопросы государственных наград Российской Федерации отнесены пунктом "с" статьи 71 Конституции к ведению РФ. Федерального закона о государственных наградах Российской Федерации нет. Эти вопросы регламентированы сейчас в основном Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 ( ред. от 12.08.2008 г. N 1205). Согласно этому Положению Президент издает указы и о награждении государственными наградами, и об учреждении государственных наград РФ. Государственные награды Российской Федерации - это высшая форма поощрения за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, просвещении, охране здоровья, жизни, прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги.

В соответствии с пунктом "б" Президент РФ присваивает высшие воинские и специальные звания. Высшие воинские звания - это звания генералов  и маршалов, начиная со звания генерал-майора. Высшие специальные звания присваиваются  сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ и Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В пункте "в" статьи 89 Конституции  предусмотрено, что Президент осуществляет помилование. Актом помилования  является решение главы государства  о смягчении наказания или  полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим  ходатайством.

2.8. Акты  Президента Российской федерации

Осуществляя свои полномочия, Президент  РФ издает два вида актов: указы и  распоряжения. Различие между ними установить довольно сложно. Казалось бы, надо исходить из того, что указ - акт более широкого действия, имеющий нормативный характер, а распоряжение - документ более частного, конкретного назначения6. Но это не так. Нередко нормативными являются и указы, и распоряжения. Причем иногда для регулирования сходных вопросов используются то указы, то распоряжения (например, создание подразделений Администрации Президента и утверждение положений о них). Правда, в последнее время наблюдается все-таки тенденция к использованию для нормативного регулирования общественных отношений формы указов. Кроме того, для определенных вопросов ненормативного характера устойчивой формой является не распоряжение, а указ (например, в отношении награждения, предоставления гражданства РФ, выхода из гражданства, помилования и др.). Поэтому граница между актами Президента порой условна.

Но в одной ситуации форма  указа употребляется весьма часто. Связано это с регулированием наиболее важных общественных отношений, особенно если они не урегулированы  законом; указ Президента в данном случае как бы заменяет законодательное  регулирование.

Введя пост Президента, Конституция РСФСР предусмотрела, что Президент издает свои акты на основе и во исполнение не только Конституции и законов РФ, но и решений Съезда и Верховного Совета. Однако при конституционной реформе 21 апреля 1992 г. осталось лишь положение о том, что указы (но не распоряжения) не могут противоречить Конституции и законам РФ. То же записано и в действующей Конституции, но относится к обоим видам актов: указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (часть 3 статьи 90). Здесь отражена иная концепция назначения актов Президента, а именно: в том случае, если какой-то вопрос уже урегулирован законом, Президент обязан с ним считаться. Однако если вопрос в законе не урегулирован, Президент вправе его урегулировать своим актом. Причем на практике могут возникать такие ситуации: а) вопрос юридически не урегулирован, и неясно, каким актом это должно быть сделано - законом, указом Президента, постановлением Правительства и т.д.; б) вопрос еще не урегулирован, но понятно, что он является предметом закона. По мнению Президента РФ, он вправе издавать свой нормативный акт не только в первой ситуации, но и во второй - для заполнения правового пробела на тот период, пока закон еще не принят, а общественные отношения настоятельно требуют регулирования. Свою логику Президент изложил в послании Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 г.: "Объем предстоящей законодательной работы настолько громаден, что парламент еще не скоро удовлетворит потребности практики в качественных законах. В этих условиях Президент обязан своими нормативными указами восполнять правовые пробелы. Тем более что имеется и конституционно-правовая основа для такого рода президентских актов. Во-первых, указы Президента - это акты не главы исполнительной власти, а главы государства. Другими словами, их абсолютно подзаконный характер не очевиден. Разумеется, эти указы не должны противоречить Конституции и действующим законам. Но при наличии правовых пробелов их восполнение с помощью нормативных актов главы государства до принятия соответствующих законов вполне естественной правомерно. Во-вторых, одной из конституционно установленных прерогатив Президента является определение основных направлений внутренней и внешней политики страны. Ясно, что отнюдь не только ежегодные послания Президента могут считаться формой реализации этого полномочия. В-третьих, необходимость выполнения функций гаранта Конституции также обусловливает возможность издания Президентом нормативных указов для обеспечения действия Конституции РФ. Таким образом пока нет соответствующих законов, указы Президента остаются полноценной правовой базой для возникновения и изменения тех или иных общественных отношений".

Информация о работе Конституционный статус Президента Российской Федерации