Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 17:33, курсовая работа
Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.
План.
Введение. 2
1. Конституционный статус вынужденного переселенца. 2
2. Конституционный статус беженцев. 14
Заключение. 26
Список литературы. 28
Введение.
1. Конституционный статус вынужденного переселенца.
2. Конституционный статус беженцев.
Заключение.
Список литературы.
Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.
Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее. Массовый характер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулирования статуса этих лиц. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека.
19 февраля 1993 г. были приняты Законы Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". Эти Законы определяют понятия беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в данном качестве и решают другие сопутствующие вопросы.
Цель настоящей работы рассмотреть конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев.
Часто понятие "вынужденный переселенец" путают с другими понятиями, например "беженец", "перемещенные лица". В средствах массовой информации нередко можно услышать, как вынужденных переселенцев из различных субъектов Российской Федерации называют, например, "беженцы из Чечни", "беженцы из Ингушетии", "беженцы из Северной Осетии" и т.д.
Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который:
вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России;
вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.
Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам.
И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. [1]
К их числу относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.
Закон «О вынужденных переселенцах» предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.
Статья 2 закона «О вынужденных переселенцах» определяет круг субъектов, которые в силу указанных в ней обстоятельств не могут быть признаны вынужденными переселенцами. Их можно подразделить на три категории.
К первой из них относятся лица, совершившие опасные общественные деяния, признаваемые тяжкими преступлениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вторую категорию составляют лица, пропустившие установленный в Законе срок для обращения в компетентные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами.
И, наконец, в последнюю категорию можно включить тех, кто изменил место своего постоянного жительства по причинам экономического характера, вследствие чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и т.п.
В соответствии с первым пунктом статьи вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее деяние, предусмотренное разделом XII "Преступления против мира и безопасности человечества" Уголовного кодекса Российской Федерации. В этот раздел включены статьи, предусматривающие такие составы преступлений, как планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353); публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354); производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356); геноцид (ст. 357); экоцид (ст. 358); наемничество (ст. 359); нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360).
На основании п. 2 статьи 2 «О вынужденных переселенцах» не может быть признано вынужденным переселенцем лицо, пропустившее без уважительной причины установленный для подачи ходатайства о признании вынужденным переселенцем 12-месячный срок с того дня, когда оно покинуло прежнее место жительства. Также в соответствии с данным пунктом не может быть признано вынужденным переселенцем лицо, имевшее ранее статус беженца и утратившее его вследствие приобретения гражданства и не обратившееся без уважительных причин в течение 1 месяца со дня утраты статуса беженца с ходатайством о предоставлении ему статуса вынужденного переселенца.
Пункт 3 статьи 2 «О вынужденных переселенцах» непосредственно связан с п. 1 ст. 1. В нем перечислены обстоятельства, в силу которых то или иное лицо может быть признано вынужденным переселенцем. Перечень этих обстоятельств носит закрытый характер, и, чтобы усилить акцент на этом аспекте, законодатель намеренно ввел в Закон п. 3 данной статьи, ограничивающий круг лиц, которые могут претендовать на статус вынужденного переселенца, исключив обстоятельства экономического, природного и техногенного характера, а также ситуации, связанные с эпидемиями и голодом.
Решением вопроса о признании лиц вынужденными переселенцами занимаются органы Федеральной миграционной службы России на соответствующей территории: орган миграционной службы республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области либо автономного округа, городов федерального значения - Москвы и Санкт - Петербурга. В случае отсутствия на территории субъекта Федерации территориального органа миграционной службы ФМС России может возложить исполнение его функций на другой территориальный орган миграционной службы, действующий на сопредельной территории.
Для признания лица вынужденным переселенцем оформляется ходатайство на имя руководителя территориального органа миграционной службы или на имя руководителя соответствующего органа исполнительной власти по форме установленного образца. В ходатайстве указываются личные данные обратившегося, национальность, гражданство, семейное положение и данные о членах его семьи с указанием степени родства прибывших вместе с ходатайствующим, адрес последнего постоянного места жительства и причины, вынудившие его уехать; языки, которыми данное лицо владеет; наличие родственников на территории Российской Федерации, место предполагаемого поселения на территории России, а также другие дополнительные сведения, в том числе касающиеся отношения ходатайствующего и членов его семьи к военной службе и др. В ходатайстве, кроме того, указываются время и место поступления ходатайства, наименование органа, рассматривающего ходатайство, а также наименование органа, который будет принимать решение о предоставлении статуса вынужденного переселенца, и делается запись о принятом решении.[2]
С указанным ходатайством можно обращаться как лично, так и через уполномоченного на то представителя. Уполномоченным представителем признается лицо, которое выступает от имени представляемого в силу закона или административного акта (родитель в отношении несовершеннолетних детей, усыновитель в отношении несовершеннолетних усыновленных, опекуны и попечители в отношении подопечных). Выступать представителем можно и на основании доверенности, заверенной в установленном порядке. В отношении детей, воспитание которых полностью осуществляется детскими учреждениями, а также совершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве и помещенных в соответствующие учреждения, выполнение обязанностей опекунов и попечителей осуществляется администрацией учреждения, в котором находится подопечный.
Лицо, покинувшее место жительства и лично подавшее ходатайство, предъявляет паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность. Вместе с ним подается и документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации либо факт подачи в установленном порядке заявления или ходатайства о приобретении гражданства Российской Федерации. Также предъявляются подлинники других документов, необходимых для рассмотрения ходатайства: свидетельство о рождении - для лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, свидетельство о браке либо о его расторжении, пенсионное удостоверение, личная книжка одинокой матери, удостоверение, выдаваемое многодетной семье, и пр.
При необходимости представляются материалы, свидетельствующие о времени прибытия на территорию Российской Федерации, а также о совершении в отношении заявителя и/или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признакам и обстоятельствам, предусмотренным в п. 1 ст. 1 Закона.
Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем до оставления места жительства, должно приложить к ходатайству заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для рассмотрения вопроса, а также копии материалов, подтверждающих обоснованность переезда заявителя и членов его семьи по основаниям, изложенным в п. 1 ст. 1 Закона.
При приеме ходатайства сотрудник территориального органа миграционной службы проверяет полноту и правильность его заполнения. При этом он может затребовать дополнительную информацию, необходимую для оценки доводов и достоверности сведений, сообщенных заявителем.
Для детей, разлученных или потерявших родителей во время переезда на территорию России, представителем территориального органа миграционной службы заполняется опросный лист по специально установленной форме и принимаются меры к их передаче местным органам опеки и попечительства.
Поступившее ходатайство должно рассматриваться руководителем территориального органа миграционной службы или уполномоченным им должностным лицом в течение трех дней со дня его поступления. Если окончание указанного срока приходится на нерабочий день, срок рассмотрения продлевается на количество нерабочих дней. В случаях, когда обстоятельства дела не требуют дополнительного разбирательства, решение по возможности принимается в день подачи ходатайства. Датой подачи ходатайства считается день представления документов, необходимых для его рассмотрения. Все принятые ходатайства фиксируются в журнале учета ходатайств.
Решение о регистрации ходатайства или об отказе в его регистрации принимает руководитель территориального органа миграционной службы (его заместитель) либо уполномоченное им должностное лицо. Это решение оформляется протоколом в произвольной форме. Запись о принятом решении вносится в бланк ходатайства и журнал учета ходатайств.
При положительном решении вопроса заявителю и членам его семьи старше 18 лет в день принятия решения выдается свидетельство о регистрации ходатайства под расписку при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Выдача свидетельства также регистрируется в книге учета свидетельств. Если заявитель подал ходатайство до оставления места жительства на территории иностранного государства, данное свидетельство направляется ему заказным письмом вместе с уведомлением. Заявителю, находящемуся на территории Российской Федерации, высылается уведомление с указанием адреса, по которому он может получить свидетельство.
Устанавливает определенные права и обязанности как в отношении лиц, уже получивших статус вынужденного переселенца, так и тех из них, кто получил лишь свидетельство о регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем.
Прежде всего лицо, получившее указанное свидетельство, имеет право на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи.
Для реализации этого права ему необходимо подать соответствующее заявление в письменной форме в территориальный орган миграционной службы по месту его пребывания на территории России. В этом заявлении следует указать прибывших с ним членов семьи, не достигших 18-летнего возраста. Пособие выплачивается не только заявителю, но и всем прибывшим с ним членам семьи, не достигшим 18-летнего возраста. Оно установлено в размере одного минимального размера оплаты труда на каждого члена семьи, указанного в заявлении
Единовременное денежное пособие для лиц, относящихся к категории малообеспеченных (одиноких пенсионеров, одиноких инвалидов, семей, состоящих только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокого родителя (заменяющего его лица) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетной семьи с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) устанавливается в повышенном размере и составляет 1,5 минимального размера оплаты труда. При подаче данного заявления необходимо представить следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; свидетельство о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем. При этом следует учитывать, что для рассмотрения заявления на получение указанного пособия помимо вышеназванных могут быть затребованы дополнительные документы, подтверждающие право этих лиц на получение пособия в повышенном размере.
Информация о работе Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев