Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:38, контрольная работа
Посредством задач следует провести отбор актуальной литературы по данной тематике, изучить основные литературно-публицистические источники по понятию Конституционный Суд РФ и смежных с ним понятий, познакомиться со структурой Конституционного Суда, с его организацией деятельности, определить статус судьи, изучить регламент Конституционного Суда, определиться с его задачами, функциями и компетенцией.
Предметом данного исследования выступает Конституционный Суд Российский Федерации, таким образом, объектом исследования будет являться непосредственно сама деятельность Конституционного Суда.
Введение 3
1. Задачи, функции, компетенция Конституционного Суда Российской Федерации 4
2. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Статус судьи
2.1 Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ 6
2.2 Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации 8
3. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации 11
Заключение 16
Список литературы 17
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Пензенский государственный университет»
Факультет повышения квалификации и дополнительного образования
Контрольная работа
по дисциплине:
«Правоохранительные органы»
«Конституционный суд РФ»
Пенза 2013
Оглавление
Введение 3
1. Задачи, функции, компетенция
Конституционного Суда
2. Структура и организация
2.1 Структура и организация
2.2 Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации 8
3. Регламент Конституционного
Заключение 16
Список литературы
Введение
Среди многочисленных вопросов,
касающихся места и роли судов, в
государственно-правовом механизме, традиционно
в разные эпохи вставал вопрос
о характере и видах
Тема Конституционного Суда занимает одно из центральных мест в Конституционном праве. Она является традиционной и всегда актуальна. На сегодняшний день эта тема остается в юридической науке столь же сложной и противоречивой, как и ранее. Ее актуальность несомненна.
Главной целью написания контрольной работы является изучение Конституционного Суда Российской Федерации. Но для того, чтобы анализировать его социальную сущность, необходимо, прежде всего, знать, что это такое.
Посредством задач следует провести отбор актуальной литературы по данной тематике, изучить основные литературно-публицистические источники по понятию Конституционный Суд РФ и смежных с ним понятий, познакомиться со структурой Конституционного Суда, с его организацией деятельности, определить статус судьи, изучить регламент Конституционного Суда, определиться с его задачами, функциями и компетенцией.
Предметом данного исследования выступает Конституционный Суд Российский Федерации, таким образом, объектом исследования будет являться непосредственно сама деятельность Конституционного Суда.
Конституционный Суд Российской Федерации занимает особое положение в системе государственных органов, в том числе и органов судебной власти. Он принадлежит к числу органов, призванных обеспечивать конституционное правосудие и законность, которые являются одним из принципов и основных начал конституционного строя. Правовые основы его статуса определены в Конституции, а более развернуто и детально – в федеральном конституционном Законе о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г.
Задачи, полномочия и структура Конституционного Суда определены в Конституции и названном выше федеральном конституционном законе. Роль и характер данного органа определяются его функциональным назначением.
Правовой статус и особенности Конституционного Суда как судебного органа конституционного контроля во многом характеризует его компетенция, закрепленная в названном Законе в виде следующих основных полномочий. Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик;
уставов, а также законов и
иных нормативных актов субъектов
РФ, изданных по вопросам, относящимся
к ведению органов
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
Кроме того, Конституционный Суд:
а) по жалобам за нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
б) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
в) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
г) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами;
д) может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 111 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Конституционный Суд решает исключительно вопросы права; по вопросам своей внутренней деятельности принимает Регламент Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд учреждается и функционирует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ, т.е. соблюдения и обеспечения основных политических и правовых ценностей, провозглашенных и гарантированных Конституцией.
Одной из важнейших функций (полномочий) Конституционного Суда является толкование Конституции Российской Федерации, которое этот орган дает по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов Законодательной власти и субъектов РФ.
2. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Статус судьи.
2.1 Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. В пленарном заседании Суд вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях он разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
В пленарных заседаниях также избирается
Председатель, заместитель Председателя,
судья-секретарь
В заседаниях палат разрешаются все дела о соответствии Конституции РФ законов, договоров и нормативных актов, кроме конституций республик и уставов субъектов РФ; разрешаются споры о компетенции; а также проверяется конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам за нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.
Конституционный Суд РФ избирает из своего состава сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда РФ. Эти должностные лица по истечению срока их полномочий могут быть избраны на новый срок. По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда РФ, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-секретарь Конституционного Суда РФ недобросовестно исполняют свои обязанности либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос об их досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от общего числа судей тайным голосованием.
Председатель Конституционного Суда
РФ руководит подготовкой
В регламенте Конституционного Суда
РФ на основе Конституции РФ и Федерального
конституционного закона устанавливаются:
порядок определения
2.2 Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда. Судья приносит присягу, текст которой установлен законом.
Законом определены занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда РФ. Судья не может быть членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, занятие которой не должно препятствовать выполнению его обязанностей и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании.
Судья Конституционного Суда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, в арбитражном суде или иных органах, оказывать, кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Он также не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Ему не разрешается входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей. Но за судьей сохраняется право свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.
Для свободного рассмотрения Судом любого вопроса необходимо, чтобы каждый судья не был связан своими предшествующими публичными выступлениями по данному вопросу. С этой целью Законом установлено, что судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.
Судья Конституционного
Суда назначается на должность на
срок двенадцать лет. Предельный возраст
для пребывания в должности судьи
Конституционного Суда семьдесят лет.
Назначение на должность судьи
Законом вводятся определенные гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ. Его независимость обеспечивается несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Законом, порядком приостановления и прекращения полномочий, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.