Конституционный суд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:38, контрольная работа

Краткое описание

Посредством задач следует провести отбор актуальной литературы по данной тематике, изучить основные литературно-публицистические источники по понятию Конституционный Суд РФ и смежных с ним понятий, познакомиться со структурой Конституционного Суда, с его организацией деятельности, определить статус судьи, изучить регламент Конституционного Суда, определиться с его задачами, функциями и компетенцией.
Предметом данного исследования выступает Конституционный Суд Российский Федерации, таким образом, объектом исследования будет являться непосредственно сама деятельность Конституционного Суда.

Содержание

Введение 3
1. Задачи, функции, компетенция Конституционного Суда Российской Федерации 4
2. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Статус судьи
2.1 Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ 6
2.2 Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации 8
3. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации 11
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционный суд малый2.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Судья Конституционного Суда РФ не сменяем. Его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и  по основаниям, установленным Законом.

Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может  быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Судья, личность которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению. Должностное лицо, производившее задержание судьи Конституционного Суда РФ на месте преступления, немедленно уведомляет об этом Конституционный Суд РФ, в течение двадцати четырех часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры или об отказе в даче согласия.

Судья Конституционного Суда РФ на может быть привлечен  к какой-либо ответственности, в  том числе и по истечению срока  его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда, а также за принятое Конституционным Судом решение.

Судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Каждый из них имеет право решающего  голоса по всем вопросам, рассматриваемым  в пленарных заседаниях Конституционного Суда или в заседаниях палаты Конституционного Суда или в заседаниях палаты Конституционного Суда, в состав которой он входит.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест  или привлечение его к уголовной  ответственности, а также по состоянию здоровья.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются практически по тем же основаниям, что и у судей  других судов. В частности это: нарушение  порядка его назначения, установленного Конституцией РФ и Федеральным конституционным  законом; вынесение в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу; совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи; продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью; уклонения от голосования свыше двух раз подряд без уважительной причины и др.

Закон регламентирует порядок  выхода судьи в отставку, устанавливая высокий уровень материального  обеспечения, а также распространяя  на него иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные законодательством РФ.

 

3. Регламент  Конституционного Суда Российской  Федерации

 

Регламент Конституционного Суда представляет собой составную  часть правовой основы Конституционного Суда и одновременно непосредственно примыкает к общим правилам конституционного судопроизводства, предусмотренным Конституцией и названным выше федеральным конституционным законом. В Регламенте Конституционного Суда устанавливаются:

а) порядок определения  персонального состава палат Конституционного Суда;

б) порядок распределения  дел между ними;

в) порядок определения  очередности в рассмотрении дел  в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

г) некоторые правила  процедуры и этикета в заседаниях;

д) особенности делопроизводства в Конституционном Суде;

е) требования к работникам аппарата Конституционного Суда;

ж) иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда

Конституционное судопроизводство – это установленные Конституцией, федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда порядок и процедура рассмотрения и решения дел и вопросов, принадлежащих к компетенции Конституционного Суда. Конституционное судопроизводство основывается на прочных демократических принципах и имеет некоторые особенности.

В разделе втором Закона определены принципы конституционного судопроизводства: независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного  заедания; состязательность и равноправие  сторон; язык конституционного судопроизводства. Из перечня названных принципов выделим коллегиальность и язык конституционного судопроизводства. Коллегиальность означает коллективное, т.е. с участием большинства судей, рассмотрение и решение дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Конституционный Суд  правомочен принимать решения в  пленарных заседаниях при наличии  не менее двух третей от общего числа  судей, а в заседании палат – при наличии не менее трех четвертей ее состава.

Закон предусматривает  обращения в Конституционный  Суд как повод к рассмотрению дела о нем. Обращение может быть направлено в форме запроса, ходатайства  или жалобы. Требования к обращению и стадии конституционного судопроизводства определены Законом и состоят в следующем. Обращение в Конституционный Суд оплачивается государственной пошлиной; предусмотрены предварительное рассмотрение обращений (Секретариатом, судьями Конституционного Суда); принятие обращения к рассмотрению; порядок рассмотрения дел в пленарных заседаниях и заседаниях палат, назначение дел к слушанию; подготовка дела к слушанию; оповещение о заседании; стороны и их представители; открытие и закрытие заседания; объяснения сторон; заключение экспертов; показания свидетелей, и ряд других вопросов, составляющих содержание и специфику конституционного судопроизводства.

Завершающим и ответственным  этапом является принятие решения Конституционным  Судом. Решения, принимаемые Конституционным Судом, именуются постановлением, заключением, определением.

Постановления принимаются  по вопросам о разрешении дела о  соответствии Конституции РФ федеральных  законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; решения о толковании Конституции, и по ряду других основополагающих вопросов компетенции Конституционного Суда.

Заключением именуется  итоговое решение Конституционного Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Определениями являются все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства.

Решение Конституционного Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших  в голосовании судей, если иное не предусмотрено федеральным конституционным  законом. Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда не позднее чем  в двухнедельный срок со дня их подписания направляются; судьям Конституционного Суда; сторонам; Президенту РФ; Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству, Уполномоченному по правам человека, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду, Генеральному прокурору, министру юстиции.

Решения Конституционного Суда могут быть также направлены другим государственным органам  и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Постановления и заключения Конституционного Суда подлежат незамедлительному  опубликованию в официальных  изданиях органов государственной  власти РФ, которых касается принятое решение и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Акты или отдельные  положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

В случае, если признание  нормативного акта неконституционным  создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция  РФ.

 

Заключение 

Тема Конституционного Суда в России настолько многогранна и разнообразна, что просто не возможно в одной контрольной работе охватить весь круг вопросов, связанных с данной тематикой. Институт Суда, а в частности Конституционного еще недостаточно раскрыт в литературе, поэтому говорить о завершенности научного познания данной темы, преждевременно.

Пристальное внимание, которым пользуется сейчас тема: «Конституционный Суд Российской Федерации» еще вызовет к жизни множество книг, научных работ, рассуждений, законов и прочих написаний.

Итак, подводя итоги  данного исследования, можно сделать  некоторые выводы.

Конституционный Суд - важный элемент политической системы. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в  установленных Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора.

Главная особенность  и важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных судов в том, что Конституционный Суд РФ - это  не только судебный орган, но и такой  конституционный орган, которому предоставлено право в установленных Конституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая роль Конституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве и хранителя долгосрочных конституционных ценностей.

Современный уровень  исполнения актов Конституционного Суда РФ, основанный на их «самодостаточности», непосредственном действии, внешне идеальный, рассчитанный на четкое функционирование институтов власти, к сожалению, не всегда эффективен и порой дает отдельные «сбои». Некоторые из них очевидны: неоперативность исполнения постановлений; продолжение действия актов правительственного и ведомственного уровня; игнорирование отдельными должностными лицами и органами постановлений по делам конкретного нормоконтроля; медленное распространение органами законодательной и исполнительной власти, а также правоприменителями правовых позиций Конституционного Суда на аналогичные положения других нормативных актов.

В России воспринята концепция  исключительно последующего судебного  конституционного контроля, что нашло нормативное закрепление в статье 125 Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Конституционный контроль признается предварительным в случае, если Конституционный Суд РФ должен был бы проверить конституционность: 1) законопроекта, рассмотренного Государственной Думой в первом или втором чтении; 2) закона принятого, но не подписанного Президентом РФ и не обнародованного.

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
  2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г.
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов / М.В. Баглай. - М.: Издательская группа ИНФРА*М - НОРМА, 2005. - 752 с.
  4. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. История и современность / С.А. Воронцов. 2001. - 608 с.
  5. Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2009. - 512 с.
  6. Черников В.В. Судебные, правоохранительные и контрольные органы России. Учебник. Издание второе / В.В. Черников. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 688 с.
  7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов / М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. - М.: Издательская группа ИНФРА*М - КОДЕКС, 2006 - 512 с.



Информация о работе Конституционный суд РФ