Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:38, контрольная работа
Посредством задач следует провести отбор актуальной литературы по данной тематике, изучить основные литературно-публицистические источники по понятию Конституционный Суд РФ и смежных с ним понятий, познакомиться со структурой Конституционного Суда, с его организацией деятельности, определить статус судьи, изучить регламент Конституционного Суда, определиться с его задачами, функциями и компетенцией.
Предметом данного исследования выступает Конституционный Суд Российский Федерации, таким образом, объектом исследования будет являться непосредственно сама деятельность Конституционного Суда.
Введение 3
1. Задачи, функции, компетенция Конституционного Суда Российской Федерации 4
2. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Статус судьи
2.1 Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ 6
2.2 Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации 8
3. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации 11
Заключение 16
Список литературы 17
Судья Конституционного Суда РФ не сменяем. Его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Законом.
Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Судья, личность которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению. Должностное лицо, производившее задержание судьи Конституционного Суда РФ на месте преступления, немедленно уведомляет об этом Конституционный Суд РФ, в течение двадцати четырех часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры или об отказе в даче согласия.
Судья Конституционного Суда РФ на может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе и по истечению срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда, а также за принятое Конституционным Судом решение.
Судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Каждый из них имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях Конституционного Суда или в заседаниях палаты Конституционного Суда или в заседаниях палаты Конституционного Суда, в состав которой он входит.
Полномочия судьи
Полномочия судьи
Закон регламентирует порядок выхода судьи в отставку, устанавливая высокий уровень материального обеспечения, а также распространяя на него иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные законодательством РФ.
3. Регламент
Конституционного Суда
Регламент Конституционного Суда представляет собой составную часть правовой основы Конституционного Суда и одновременно непосредственно примыкает к общим правилам конституционного судопроизводства, предусмотренным Конституцией и названным выше федеральным конституционным законом. В Регламенте Конституционного Суда устанавливаются:
а) порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда;
б) порядок распределения дел между ними;
в) порядок определения очередности в рассмотрении дел в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
г) некоторые правила
процедуры и этикета в
д) особенности делопроизводства в Конституционном Суде;
е) требования к работникам аппарата Конституционного Суда;
ж) иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда
Конституционное судопроизводство – это установленные Конституцией, федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда порядок и процедура рассмотрения и решения дел и вопросов, принадлежащих к компетенции Конституционного Суда. Конституционное судопроизводство основывается на прочных демократических принципах и имеет некоторые особенности.
В разделе втором Закона определены принципы конституционного судопроизводства: независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заедания; состязательность и равноправие сторон; язык конституционного судопроизводства. Из перечня названных принципов выделим коллегиальность и язык конституционного судопроизводства. Коллегиальность означает коллективное, т.е. с участием большинства судей, рассмотрение и решение дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
Конституционный Суд правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палат – при наличии не менее трех четвертей ее состава.
Закон предусматривает обращения в Конституционный Суд как повод к рассмотрению дела о нем. Обращение может быть направлено в форме запроса, ходатайства или жалобы. Требования к обращению и стадии конституционного судопроизводства определены Законом и состоят в следующем. Обращение в Конституционный Суд оплачивается государственной пошлиной; предусмотрены предварительное рассмотрение обращений (Секретариатом, судьями Конституционного Суда); принятие обращения к рассмотрению; порядок рассмотрения дел в пленарных заседаниях и заседаниях палат, назначение дел к слушанию; подготовка дела к слушанию; оповещение о заседании; стороны и их представители; открытие и закрытие заседания; объяснения сторон; заключение экспертов; показания свидетелей, и ряд других вопросов, составляющих содержание и специфику конституционного судопроизводства.
Завершающим и ответственным этапом является принятие решения Конституционным Судом. Решения, принимаемые Конституционным Судом, именуются постановлением, заключением, определением.
Постановления принимаются по вопросам о разрешении дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; решения о толковании Конституции, и по ряду других основополагающих вопросов компетенции Конституционного Суда.
Заключением именуется итоговое решение Конституционного Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Определениями являются все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства.
Решение Конституционного
Суда считается принятым, если за него
проголосовало большинство
Постановления и заключения Конституционного Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются; судьям Конституционного Суда; сторонам; Президенту РФ; Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству, Уполномоченному по правам человека, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду, Генеральному прокурору, министру юстиции.
Решения Конституционного Суда могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.
Постановления и заключения Конституционного Суда подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, которых касается принятое решение и в иных изданиях.
Решение Конституционного Суда является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
В случае, если признание
нормативного акта неконституционным
создало пробел в правовом регулировании,
непосредственно применяется
Заключение
Тема Конституционного Суда в России настолько многогранна и разнообразна, что просто не возможно в одной контрольной работе охватить весь круг вопросов, связанных с данной тематикой. Институт Суда, а в частности Конституционного еще недостаточно раскрыт в литературе, поэтому говорить о завершенности научного познания данной темы, преждевременно.
Пристальное внимание, которым пользуется сейчас тема: «Конституционный Суд Российской Федерации» еще вызовет к жизни множество книг, научных работ, рассуждений, законов и прочих написаний.
Итак, подводя итоги данного исследования, можно сделать некоторые выводы.
Конституционный Суд - важный элемент политической системы. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора.
Главная особенность и важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных судов в том, что Конституционный Суд РФ - это не только судебный орган, но и такой конституционный орган, которому предоставлено право в установленных Конституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая роль Конституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве и хранителя долгосрочных конституционных ценностей.
Современный уровень исполнения актов Конституционного Суда РФ, основанный на их «самодостаточности», непосредственном действии, внешне идеальный, рассчитанный на четкое функционирование институтов власти, к сожалению, не всегда эффективен и порой дает отдельные «сбои». Некоторые из них очевидны: неоперативность исполнения постановлений; продолжение действия актов правительственного и ведомственного уровня; игнорирование отдельными должностными лицами и органами постановлений по делам конкретного нормоконтроля; медленное распространение органами законодательной и исполнительной власти, а также правоприменителями правовых позиций Конституционного Суда на аналогичные положения других нормативных актов.
В России воспринята концепция исключительно последующего судебного конституционного контроля, что нашло нормативное закрепление в статье 125 Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Конституционный контроль признается предварительным в случае, если Конституционный Суд РФ должен был бы проверить конституционность: 1) законопроекта, рассмотренного Государственной Думой в первом или втором чтении; 2) закона принятого, но не подписанного Президентом РФ и не обнародованного.
Список литературы