Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:37, курсовая работа
Цель работы – определить правовой статус Конституционного суда, как органа государственной власти.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть состав и порядок образования конституционного суда.
2. Определить принципы деятельности, место суда в системе органов государственной власти.
3. структуру и полномочия конституционного суда. Как специализированного органа конституционного контроля.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Состав и порядок образования Конституционного Суда 4
ГЛАВА II. Принципы деятельности Конституционного суда 8
ГЛАВА III. Структура и полномочия Конституционного суда 10
ГЛАВА IV. Решения Конституционного суда 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
БИБЛИОГРАФИЯ 20
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА по теории государства и права
Тема: конституционный суд и его роль в правовом государстве
Подготовил: студент дистанционной формы обучения Шейко Е.А.
Научный руководитель: Правкин С.А.
Москва, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Состав и порядок образования Конституционного Суда 4
ГЛАВА II. Принципы деятельности Конституционного суда 8
ГЛАВА III. Структура и полномочия Конституционного суда 10
ГЛАВА IV. Решения Конституционного суда 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
БИБЛИОГРАФИЯ 20
ВВЕДЕНИЕ
Принятие законов
Тема актуальна и тем, что в России, как в любом другом правовом государстве, должен существовать институт конституционного контроля, а не надзора, чтобы избежать подчинения органов государственной власти конституционной юстиции.
В соответствии с Конституцией РФ 1993г. и Федеральным Конституционным Законом о «Конституционном суде РФ», Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих требованиям Конституции, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.
Конституционный суд Российской
Федерации, избранный впервые в
октябре 1991 г. и вынесший свое первое
решение в январе 1992 г., в свое
время задумывался как
Настоящая работа представляет собой
описание и анализ действующего законодательства
Российской Федерации, определяющего
функции, сущность, роль, место и принципы
организации Конституционного суда России.
Цель работы – определить правовой статус Конституционного суда, как органа государственной власти.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть состав и
порядок образования
2. Определить принципы деятельности, место суда в системе органов государственной власти.
3. структуру и полномочия конституционного суда. Как специализированного органа конституционного контроля.
4. Определить порядок и понятия основных видов решений, принимаемых конституционным судом, и правовой позиции суда.
В работе использовались Федеральный конституционный закон, научная и учебная литература, а так же другие источники.
ГЛАВА I. Состав и порядок образования
Конституционного Суда РФ
Судьба конституционного контроля, осуществляемого органами судебной власти, в нашей стране не была простой. Повышенный интерес к этой проблеме возник, когда после образования Союза ССР потребовалось преодолевать "разнобой и пестроту" в законодательстве союзных республик. Разумеется, юридической базой для этого могла стать Конституция СССР: ориентация на ее предписания создавала условия для придания единообразия формировавшемуся в то время законодательству. Органом, на который была возложена функция контролирования соблюдения Конституции СССР, стал образованный в 1924 году Верховный Суд СССР. С начала 30-х годов активность Верховного Суда СССР в области Конституционного Суда, конституционного контроля значительно упала, а затем и вовсе "исчезла". В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами. Советские конституции не играли существенной роли в жизни общества, т.е. в течение почти всех 75 лет Советской власти, они легко могли быть обойдены. Помпезные мероприятия по случаю их принятия (особенно в 1936 и 1977 гг.) были оркестрованными ритуалами, контролировавшимися политической верхушкой, стремившейся, помимо прочего, продемонстрировать силу своего контроля. И если отдельные положения этих конституций могли быть интерпретированы как угрожающие институтам существующего режима (например, норма, провозглашающая право свободного выхода республик из Союза), то по неписаным правилам советской политики подобные "угрозы" не только не имели возможности быть реализованными, но даже не могли открыто обсуждаться. Интерес к проблемам конституционного контроля возник вновь только во второй половине 80-х гг., когда начались поиски путей создания того, что принято именовать правовым государством.
Россия, проводя
демократические
При подготовке проекта новой Конституции (ныне действующая Конституции 1993 г.) активно обсуждались иные организационно-правовые формы осуществления конституционного правосудия: создание конституционной коллегии в составе Верховного Суда; возложение конституционно-контрольной функции на Верховный Суд в целом (американская модель); образование Высшего судебного присутствия как своеобразной надстройки над Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами (что еще не встречалось в мировой практике). Некоторые из предложений, ведущие к принижению роли Конституционного Суда и передаче его функций другим структурам, объяснялись реакцией на политические обстоятельства предшествующего периода.
Конституция России 1993 г. сохранила Конституционный Суд как самостоятельный институт власти, хотя и с измененной компетенцией. Однако составители проекта Конституции к моменту вынесения его на всенародное голосование не сумели прийти к единству в характеристике статуса Конституционного Суда, выраженному в четком определении. Этот пробел в Конституции восполнил Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации", который на основе Конституции и в соответствии с ее ст. 128 установил полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда.
Действующая Конституция по сравнению с предыдущей увеличила численный состав Конституционного Суда с 15 (фактически были избраны и работали 13) до 19 судей. Это обусловлено как усложнением задач, стоящих перед Конституционным Судом в современный период, так и стремлением обеспечить посредством назначения новых судей (прежние сохранили свои полномочия) баланс в составе Суда представителей различных профессиональных и жизненных ориентаций и убеждений.
Закон о Конституционном Суде предъявляет высокие требования к кандидатам на должность конституционного судьи. Им может быть только гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Конституция определяет
порядок назначения судей Конституционного
Суда, который конкретизирован в
ст. 9 Закона о Конституционном Суде.
Конституционные судьи
В отличие от других высших государственных структур, например Федерального Собрания, Президента, полномочия Конституционного Суда как органа не ограничены каким-либо сроком, что обеспечивает его большую самостоятельность, независимость во взаимоотношениях с законодательной и исполнительной ветвями власти. Этим же целям служит принцип несменяемости конституционных судей в течение срока, на который они назначены. Срок полномочий судьи Конституционного Суда - 12 лет, предельный возраст для пребывания в этой должности - 70 лет, повторное назначение не допускается. Для судей, избранных в октябре 1991 г., в силу заключительных положений Конституции сохраняется единственное ограничение срока полномочий, установленное ранее, - достижение возраста 65 лет. В течение указанных сроков полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Законом о Конституционном.
Целям обеспечения
независимости и
Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу. Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, предусмотрено федеральным законом.
ГЛАВА II. Принципы деятельности Конституционного Суда
В своей деятельности Конституционный
суд Российской Федерации руководствуется
следующими основными принципами: независимость,
коллегиальность, гласность, устность
разбирательства, непрерывность судебного
заседания, состязательность и равноправие
сторон.
1. Независимость. Судьи Конституционного
Суда Российской Федерации независимы
и руководствуются при осуществлении
своих полномочий только Конституцией
Российской Федерации и настоящим Федеральным
конституционным законом. В своей деятельности
судьи Конституционного Суда Российской
Федерации выступают лично и не представляют
каких бы то ни было государственных или
общественных органов, политических партий
и движений, государственных, общественных,
иных предприятий, учреждений и организаций,
должностных лиц, государственных и территориальных
образований, наций, социальных групп.
Решения и другие акты Конституционного
Суда Российской Федерации выражают соответствующую
Конституции Российской Федерации правовую
позицию судей, свободную от политических
пристрастий. Судьи Конституционного
Суда Российской Федерации принимают
решения в условиях, исключающих постороннее
воздействие на свободу их волеизъявления.
Они не вправе запрашивать или получать
от кого бы то ни было указания по вопросам,
принятым к предварительному изучению
либо рассматриваемым Конституционным
Судом Российской Федерации. Конституционный
суд сегодня, в отличие от ранее действовавшего
законодательства, независим в организационном,
финансовом и материально-техническом
отношениях от любых других органов. Финансирование
Конституционного суда производится за
счет федерального бюджета, что обеспечивает
возможность осуществления независимого
конституционного судопроизводства в
полном объеме. Конституционный суд независимо
осуществляет информационное и кадровое
обеспечение своей работы. Имущество,
которым он пользуется в процессе осуществления
своих функций, является федеральной собственностью.
Какое бы то ни было ограничение правовых,
организационных, финансовых и других
условий деятельности Конституционного
суда, оговоренных законом, не допускается.
2. Коллегиальность. Рассмотрение дел и
вопросов и принятие решений по ним производятся
Конституционным Судом Российской Федерации
коллегиально. Решение принимается только
теми судьями, которые участвовали в рассмотрении
дела в судебном заседании. Конституционный
Суд Российской Федерации правомочен
принимать решения в пленарных заседаниях
при наличии не менее двух третей от общего
числа судей, а в заседании палаты - при
наличии не менее трех четвертей ее состава.
При определении кворума не принимаются
в расчет судьи, отстраненные от участия
в рассмотрении дела, и судьи, полномочия
которых приостановлены.
3. Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях
Конституционного Суда Российской Федерации
проводится открыто. Проведение закрытых
заседаний допускается лишь в случаях,
предусмотренных настоящим Федеральным
конституционным законом. Решения, принятые
как в открытых, так и в закрытых заседаниях,
провозглашаются публично.
4. Устность разбирательства.
сторон, показания экспертов и свидетелей,
оглашает имеющиеся документы. В заседании
Конституционного Суда Российской Федерации
могут оглашаться документы, которые были
представлены для ознакомления судьям
и сторонам либо содержание которых излагалось
в заседании по данному делу. Производство
в Конституционном Суде Российской Федерации
ведется на русском языке. Участникам
процесса, не владеющим русским языком,
обеспечивается право давать объяснения
на другом языке и пользоваться услугами
переводчика.
5. Непрерывность судебного заседания. Заседание
Конституционного Суда Российской Федерации
по каждому делу происходит непрерывно,
за исключением времени, отведенного для
отдыха или необходимого для подготовки
участников процесса к дальнейшему разбирательству,
а также для устранения обстоятельств,
препятствующих нормальному ходу заседания.
Конституционный Суд Российской Федерации
до принятия решения по делу, рассматриваемому
в пленарном заседании, или до отложения
его слушания не может рассматривать в
пленарном заседании другие дела. Палата
Конституционного Суда Российской Федерации
до принятия решения по рассматриваемому
делу или до отложения его слушания не
может рассматривать другие дела, отнесенные
настоящим Федеральным конституционным
законом к компетенции палаты. До принятия
решения по делу, рассматриваемому в пленарном
заседании Конституционного Суда Российской
Федерации, возможно рассмотрение других
дел в заседаниях палат. До вынесения решения
по делу, рассматриваемому в заседании
палаты, возможно рассмотрение других
дел в пленарном заседании.
6. Состязательность и равноправие сторон. Стороны
пользуются равными правами и возможностями
по отстаиванию своей позиции на основе
состязательности в заседании Конституционного
Суда Российской Федерации.
Информация о работе Конституционный суд и его роль в правовом государстве