Конституционный суд и его роль в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить правовой статус Конституционного суда, как органа государственной власти.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть состав и порядок образования конституционного суда.
2. Определить принципы деятельности, место суда в системе органов государственной власти.
3. структуру и полномочия конституционного суда. Как специализированного органа конституционного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Состав и порядок образования Конституционного Суда 4

ГЛАВА II. Принципы деятельности Конституционного суда 8

ГЛАВА III. Структура и полномочия Конституционного суда 10

ГЛАВА IV. Решения Конституционного суда 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

БИБЛИОГРАФИЯ 20

Вложенные файлы: 1 файл

конститационный суд и его роль.docx

— 57.30 Кб (Скачать файл)

В Федеральном конституционном  законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержится норма, в соответствии с которой в случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда РФ, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание. Что же такое «правовая позиция Конституционного Суда»? Совпадает ли что понятие по объему с понятием «решение (постановление) Конституционного Суда»? Ответ на эти и ряд других вопросов представляет значительный теоретический и практический интерес.

Представляется, что наиболее правильным является определение правовых позиций Конституционного Суда как обобщенных представлений Суда по конкретным конституционно-правовым проблемам, которое дает Н.В. Витрук: «Правовые позиции Конституционного Суда РФ есть правовые выводы и представления Суда как результат интерпретации (толкования) Судом духа и буквы Конституции РФ и истолкования им конституционного смысла (аспектов) положений отраслевых (действующих) законов и других нормативных актов в пределах, его компетенции, которые снимают неопределенность в конкретных конституционно- правовых ситуациях и служат, правовым основанием итоговых решений (постановлений) Конституционного Суда». Как известно, специфика конституционного правосудия состоит в том, что Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права ( статья 3 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» ) с позиций Конституции РФ, обеспечивая ее верховенство и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Однако это не означает, что Конституционный Суд не учитывает права человека, принципы права, непосредственно не закрепленные в Конституции, либо общепризнанные принципы и нормы международного права. Такой учет происходит в силу того, что он допускается самой Конституцией РФ. 

Правовые позиции Конституционного Суда представляют известный итог конституционного судопроизводства, отражающих специфику конституционно-правовой проблемы. Суть такого рода проблемы заключается в возможности одновременного существования нескольких различных вариантов поведения, истинным из которых признается лишь тот, который соответствует духу и букве Конституции. Правовые позиции Конституционного Суда снимают возникшую конституционно-правовую неопределенность и тем самым устанавливают единственно возможный с позиции духа и буквы Конституции вариант поведения законодателей и правоприменителей.

Правовые позиции Конституционного Суда имеют два существенных свойства. Первое из них состоит в том, что правовая позиция Конституционного Суда носит общий характер, т.е. она распространяется не только на конкретный, ставший предметом рассмотрения в Конституционном Суде случай, но и на все аналогичные случаи, имеющие место в правовой практике. Второе характерное свойство правовой позиции заключается в ее официальном, обязательном характере. Правовые позиции Конституционного Суда имеют такую же юридическую силу, как и сами решения Суда, и обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждении, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что правовые позиции Конституционного Суда являются лишь рекомендациями.  
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации можно придти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан России. Несмотря на определенные сложности в организации судебной практики, главная проблема эффективности работы Конституционного суда в России заключается не в недостатках процедуры конституционного судопроизводства или конституционного законодательства, а в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой открыто игнорируются как субъектами федерации, так и ветвями федеративной власти. Неисполнение судебных решений - характерная черта всего российского правопорядка. Законность же в государстве, в том числе и конституционную, должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства. Конституционный Суд - это фактически высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти или правосудия. Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Итогом конституционного судопроизводства является формирование Судом определенных правовых позиций, т.е. обобщенных представлений Суда по конкретным конституционно – правовым проблемам. Необходимо отметить, что существует ряд причин, по которым правовые позиции Конституционного Суда РФ не получают должного применения. Это рецидивы правового нигилизма: медлительность Федерального Собрания (парламента) и представительных (законодательных) органов субъектов Федерации по внесению изменений и дополнений в действующие законы, по подготовке и принятию новых законов; необоснованные позиции судов общей юрисдикции и других правоприменительных органов, не желающих менять правоприменительную практику в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда; неясность в понимании содержания правовых позиций Конституционного Суда; слабое информирование о правовых позициях и решениях Конституционного Суда РФ и др. Конституционный Суд не публикует (в силу отсутствия финансовых средств) многие свои решения, в частности свои «отказные» определения, в которых излагаются и комментируются вполне определенные правовые позиции.

Круг органов  и лиц, обладающих правом обращения  в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции (Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, органы законодательной власти субъектов федерации), более узок, чем обладающих правом запроса о проверке конституционности нормативных актов. Это обусловлено особой значимостью толкования Конституции для всех субъектов права. По тем же причинам толкование дается только в пленарных заседаниях Конституционного Суда, а решение о толковании, в отличие от иных, принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей.

Толкование Конституции, данное Конституционным Судом, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106 Закона о Конституционном Суде).

Толкование Конституции  наряду с рассмотрением конституционных  жалоб становится главным направлением в деятельности Конституционного Суда. Конституция и Закон о Конституционном Суде прямо не устанавливают конкретные критерии допустимости запросов о толковании, в отличие от других обращений.

 
БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 
     
    2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 //СЗ РФ, № 13, ст. 1447.  
     
    3. Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» от 6 мая 1991 г., с изменениями от 25 февраля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, от 25 июля 1991 г., N 30, ст. 1017.  
     
    4. Закон СССР «О конституционном надзоре в СССР» от 23 декабря 1989г. // Ведомости СССР,1989, № 29. 
     
    5. Барри Д. Конституционный Суд глазами американского юриста // Государство и право, 1993,N 10, С.77. 
     
    6. Васильева Т. Становление федеральных отношений и практика Конституционного Суда РФ // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение, 1999, №4, С.122. 
     
    7. Власов И. Конституционный Суд и парламент России // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение, 1996, №3, С.46. 
     
    8. Витрук Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение, 1999, №3, С.95. 
     
    9. Гаджиев Г.А. Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Российской Федерации // Государство и право, 1993, N 7, С.3.  
     
    10. Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. Издательство БЕК, 2000. 
     
    11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1999. 
     
    12. Конституционное право Российской Федерации : Сборник судебных решений. М., 2000.

13.Кряжков В.А. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности //Государство и право. 1995. N 9. С.126 
 
14. Максимов В. Определения конституционного суда — важный источник правовой информации // Российская юстиция, 1999, №1, С.28. 
 
15. Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации: проблемы деполитизации // Государство и право, 1996, N 1, С.21-24. 
 
16. Туманов В.А. Интервью журналу «Государство и право». // Государство и право, 1995, N 10,С.3. 
 
17. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российской Федерации 1994 г. // Государство и право, 1995, №7, С.3-8. 
 
18. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995.

19.  Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля// Вестник Конституционного Суда. 1995.

20. Интервью Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, доктора юридических наук В.А.Туманова журналу "Государство и право"// Государство и право. 1995 N 10. С.3-7.

 


Информация о работе Конституционный суд и его роль в правовом государстве