Конституция Мексики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:15, доклад

Краткое описание

Конституция Мексики (исп. Constitución Política de los Estados Unidos Mexicanos de 1917) — основной закон Мексиканских Соединенных Штатов, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти, права и свободы человека и гражданина. Послужила моделью для других латиноамериканских конституций, включивших в той или иной степени в свои тексты такие положения мексиканской конституции, как программа земельной реформы, рабочее законодательство, семейное законодательство.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция Мексики.docx

— 36.96 Кб (Скачать файл)

 

 Президент  Мексики с 2000 по 2006 гг. — Висенте Фокс Кесада. Родился в 1942 году, изучал менеджмент в Мехико и Гарвардском университете, затем работал в концерне "Кока-кола", где отвечал за работу в Центральной Америке, основал сельскохозяйственную фирму и собственную фабрику. В 1987 году вступил в консервативную Партию национального действия. В 1988 году Фокс был избран в конгресс, а в 1995 году выиграл губернаторские выборы в штате Гуанахуато.

 

 Кабинет состоит из 19 государственных управлений: внутренних дел, иностранных дел, обороны, военно-морского флота, финансов, энергетики и горной промышленности, торговли, сельского хозяйства и водных ресурсов, связи и транспорта, социального развития, образования, труда и социального обеспечения, президентского управления, аграрной реформы, здравоохранения и обеспечения, туризма, рыбного хозяйства, юстиции и главного контрольно-финансового управления.

 

 Законодательная  власть. Конституция облекает законодательной  властью двухпалатный конгресс (Национальный  конгресс). Нижняя палата, или палата  депутатов, состоит из 500 членов. Избиратели выбирают депутатов  на трехлетний срок на основе  всеобщего избирательного права:  один депутат от каждых 250 тыс.  человек населения или для  его части, которая превышает  125 тыс. человек. Из 500 депутатов  300 человек выбираются по одномандатным  избирательным округам; остальные  200 человек — на основе пропорционального  представительства. Верхняя палата, или сенат, состоит из 128 членов, по 4 члена от каждого штата  и федерального столичного округа, избираемых прямым всеобщим голосованием  на шестилетний срок, с полной  ротацией его членов каждые  шесть лет. Реформа 1993 года  предоставляет оппозиционным партиям  не менее 25% мест в сенате. Конгресс  собирается ежегодно на сессию, которая проводится с 1 сентября  по 31 декабря. Во время перерыва  в работе парламента законодательные  полномочия принадлежат постоянной  комиссии, назначаемой обеими палатами. Конституция запрещает перевыборы  на все государственные посты,  в т.ч. в обе палаты конгресса.  В 1993 году была принята поправка к конституции, исключающая т. н. "пункт подчиненности", в соответствии с которым, если партия наберет 35% голосов по всей стране, она автоматически получает большинство мест в палате депутатов. Эта поправка не позволяет ни одной из партий получить более 315 мест в нижней палате. Поправки к конституции принимаются при одобрении их не менее 325 депутатами. Следовательно, ни одна из партий сама по себе не может вносить поправки в основной закон страны. До начала 1990-х годов контроль конгресса за исполнительной властью существовал только в теории; власть президента над законодательной властью была почти абсолютной — главным образом потому, что правящая Институционно-революционная партия владела львиной долей мест в обеих палатах. Промежуточные выборы в июле 1997 года лишили правящую Институционно-революционную партию (ИРП) большинства в палате депутатов, хотя за ними сохранилось большинство мест в сенате. После выборов 2000 года ни одна из партий не имеет большинства в конгрессе.

 

 Судебная  система. Во главе федеральной  судебной системы стоит верховный  суд, состоящий из 21 судьи, назначаемый  президентом на шестилетний срок, с согласия сената. Верховный  суд имеет судебную и административную  власть над нижестоящими судами. Президент назначает также судей  в 12 выездных окружных судов,  состоящих из трех судей; в  9 унитарных выездных окружных  судах и 68 окружных судах, состоящих  из одного судьи. Законодательно  были созданы суды специальной  юрисдикции, в т.ч. налоговый суд  и управление по арбитражу,  отвечающее за разрешение трудовых  конфликтов. Судебная система в  штатах включает Верховные суды, суды первой инстанции и муниципальные  суды.

 

 Органы  власти штатов. Мексика состоит  из 31 штата и одного федерального  округа. Центральный регион охватывает  столичный Федеральный округ  и штаты Агуаскальентес, Гуанахуато, Идальго, Халиско, Мехико, Мичоакан, Морелос, Пуэбла, Керетаро и Тласкала. Северный, самый большой регион, состоит из штатов Коауила, Чиуауа, Дуранго, Нуэво-Леон, Сан-Луис-Потоси, Тамаулипас и Сакатекас. Северо-Тихоокеанский регион включает штаты Нижняя Калифорния Северная, Нижняя Калифорния Южная, Наярит, Синалоа и Сонора. В Южно-Тихоокеанский район входят штаты Колима, Чьяпас, Герреро и Оахака. Регион Мексиканского залива состоит из штатов Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, Веракрус и Юкатан.

 

 Конституция  наделяет штаты полномочиями, которыми  не обладает центральная власть, хотя на практике мексиканские  штаты имеют ограниченную реальную  власть. Каждый штат имеет свою  конституцию и однопалатный конгресс (Законодательное собрание), избираемый  на 2 или 4 года, исполнительные органы  во главе с губернатором (избирается  населением на 6 лет) и суды. Согласно  федеральной конституции Мексики,  штаты не имеют права выхода  из федерации. Органами местного  самоуправления в городах являются  муниципальные советы в составе  председателя и советников, избираемых  населением на 2 года.

 

  

Площадь, тыс. км2 

Административный

 

центр

 

Федеральный округ 

1,5 

Мехико (Mexico)

 

Штаты 

  

 

 

Агуаскальентес (Aguascalientes) 

5,6 

Агуаскальентес (Aguascalientes)

 

Веракрус (Veracruz) 

72,8 

Халапа (Jalapa)

 

Герреро (Оиеггего) 

63,8 

Чильпансинго (Chilpancingo)

 

Гуанахуато (Guanajuato) 

30,6 

Гуанахуато (Guanajuato)

 

Дуранго (Durango) 

119,6 

Дуранго (Durango)

 

Идальго (Hidalgo) 

21,0 

Пачука (Pachuca)

 

Кампече (Campeche) 

56,1 

Кампече (Campeche)

 

Керетаро (Queretaro) 

11,8 

Керетаро (Queretaro)

 

Коауила (Coahuila) 

151,6 

Сальтильо (Saltillo)

 

Колима (Colima) 

5,5 

Колима (Colima)

 

Мехико (Mexico) 

21,5 

Толука (Toinca)

 

Мичоакан (Michoacan) 

59,9 

Морелия (Morelia)

 

Морелос (Morelos) 

4,9 

Куэрнавака (Cuernavaca)

 

Наярит (Nayarit.) 

27,6 

Тепик (Tepic)

 

Нижняя Калифорния (Baja California) 

70,1 

Мехикали (Mexicali)

 

Нуэво-Леон (Nuevo Leon) 

64,6 

Монтеррей (Monterrey)

 

Оахака (Оахаса) 

95,4 

Оахака (Оахаса)

 

Пуэбла (Puebia) 

33,9 

Пуэбла (Puebia)

 

Сакатекас (Zacatecas) 

75,0 

Сакатекас (Zacatecas)

 

Сан-Луис-Потоси (San Luis Potosi) 

62,8 

Сан-Луис-Потоси (San Luis Potosi)

 

Синалоа (Sinaloa) 

58,1 

Кульякан (Culiacan)

 

Сонора (Sonora) 

184,9 

Эрмосильо (Hermosillo)

 

Табаско (Tabasco) 

24,7 

Вилья-Эрмоса (Villa Hermosa)

 

Тамаулипас (Tamaulipas) 

79,8 

Сьюдад-Виктория (Ciudad Victoria)

 

Тласкала (Tiaxcala) 

3,9 

Тласкала (Tiaxcala)

 

Халиско (Jalisco) 

80,1 

Гвадалахара (Guadalajara)

 

Чиуауа (Chihuahua) 

247,1 

Чиуауа (Chihuahua)

 

Чьяпас (Chiapas) 

73,9 

Тустла-Гутьеррес (Tuxtia Gutierrez)

 

Юкатан (Yucatan) 

43,4 

Мерида (Merida)

 

Кинтана-Роо (Quintana Roo) 

42,0 

Четумаль (Chetumal)

 

Нижняя Калифорния (южная) (Baja California) 

73,7 

Ла-Пас (La Paz)

 

 

 

 Политические  партии. В Мексике с 1917 года  действует демократическая конституция.  С 1920-х в стране официально  существует многопартийная система.  Однако вплоть до 1990-х гг. реальной  монополией на власть пользовалась  правящая Институционально-революционная  партия, созданная в 1929 году и  именовавшаяся до 1938 года Национально-революционной,  а до 1946 года — Партией мексиканской  революции. 

 

 Партия  была образована как объединение  правительственных группировок,  объединяла первоначально политиков  и государственных чиновников  и ставила своей целью сплотить  разнородные силы, принимавшие участие  в Мексиканской революции —  от беднейшего крестьянства до самых богатых предпринимателей. В 1938 году ее реорганизовал президент Ласаро Карденас, придав партии массовый характер. Были созданы четыре сектора — крестьянский, представленный Национальной крестьянской конфедерацией, рабочий (опирался на Конфедерацию трудящихся Мексики), народный (индивидуальные члены) и военный (ликвидирован в 1940 году). За годы существования правящей партии она почти слилась с государственными структурами, а ее деятельность в значительной мере финансировалась из государственного бюджета. ИРП пользовалась полной поддержкой средств массовой информации. Номенклатура ИРП умело манипулировала ходом и результатами выборов.

 

 В идеологическом  отношении ИРП провозглашала  свою верность идеалам Мексиканской  революции, которую она считала  "перманентной" и продолжающейся "институционным" путем. Партия призывала к гармонии классовых интересов и мирному разрешению социальных споров и противоречий. Выступала за активное государственное вмешательство в экономику и государственный контроль над основными отраслями хозяйства. ИРП является наблюдателем в Социалистическом Интернационале.

 

 В 1980-х  гг. руководство ИРП отказалось  от прежних этатистских идей и стало проводить неолиберальную экономическую политику, осуществляя приватизацию государственного сектора, активно привлекая иностранные капиталовложения и стремясь к ускоренной интеграции страны в Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Переориентация партии вызвала усиление внутренних разногласий, и в конце 1980-х гг. ее покинули многие видные деятели, несогласные с новой политикой. В 1992 году ИРП провозгласила своей идеологией "социальный либерализм".

 

 Одновременно  стали колебаться казавшиеся  прежде незыблемыми позиции ИРП  в обществе. Росло недовольство  экономическим курсом правящей  партии, а также ее монополией  на власть. После 1988 года, когда кандидат ИРП Карлос Салинас де Гортари выиграл президентские выборы, собрав лишь немногим более 50% голосов, она оставалась крупнейшей партией, но утратила политическую гегемонию и вынуждена была пойти на проведение ряда политических реформ, включая создание Федерального избирательного института и Федерального избирательного трибунала в 1990 году, расширение представительства оппозиции в конгрессе, регулирование финансирования избирательных кампаний и обеспечение более равных возможностей для доступа партий к средствам массовой информации (1996 г.).

 

 В конце  1990-х гг., под влиянием ухудшения  социально-экономической ситуации  и политической нестабильности, в ИРП усилилось социал-демократическое  крыло. Она по-прежнему выступала  за рыночные реформы, но в то же время отстаивала ведущую роль государственного экономического регулирования, осуществление широких социальных программ, развитие демократии во всех областях.

 

 Политические  колебания не спасли ИРП от  утраты политической власти. В  1994 году ее кандидат в президенты  Эрнесто Седильо еще сумел выиграть президентские выборы, но уже в 1997 году партия лишилась большинства в конгрессе. В 2000 году кандидат ИРП проиграл президентские выборы и она ушла в оппозицию. На выборах в конгресс в 2003 году ИРП вновь сопутствовал успех, и она вернула себе положение наиболее мощной политической силы страны.

 

 Партия  национального действия (ПНД) —  основана в 1939 году консерваторами, недовольными преобразованиями  президента Л.Карденаса. Она выступала в защиту частной собственности, основных принципов католицизма. ПНД осуждала отделение церкви от государства, национализацию и другие меры государственного регулирования экономики. В 1950-х — 1960-х гг. партия взяла на вооружение идеи христианского гуманизма, сблизилась с международной христианской демократией (ПНД входит в Интернационал христианско-демократических партий). В рядах партии шла острая борьба между традиционно-консервативным и умеренно-реформистским крылом. В 1980-х гг. ПНД стала выступать под флагом демократизации политической и избирательной системы, проводила акции протеста (голодовки, блокаду транспортных путей, захват муниципалитетов). В 1990-х гг. партия стала еще более активно критиковать правящую ИРП за "непоследовательность" в проведении неолиберальной политики. Сочетая экономический неолиберализм и неоконсерватизм в политике, ПНД требовала максимального развития частной инициативы, еще большей приватизации и сокращения государственного регулирования, укрепления сотрудничества с католической церковью. Партия считала, что государство может решать социальные вопросы лишь там, где частная инициатива невозможна или недостаточна.

 

 В 1980-х  годах ПНД получала на выборах  15-18% голосов. В 1989 году ее кандидат  сумел впервые завоевать пост  губернатора (в Нижней Калифорнии). В 1990-х годах партия выиграла  губернаторские выборы в штатах  Чиуауа, Халиско, Гуанахуато, Нуэво Леон, Керетаро и Синалоа. В 1997 году она отвоевала у левых положение ведущей оппозиционной силы, а в 2000 году кандидат ПНД Висенте Фокс одержал победу на президентских выборах. С этого времени она превратилась в правящую партию Мексики.

 

 Партия  демократической революции (ПДР)  — ведущая левая оппозиционная  партия Мексики. Основана в 1989 году по инициативе бывшего кандидата в президенты Куатемока Карденаса. К.Карденас, сын Ласаро Карденаса (президента Мексики в 1936-1940) и лидер "Демократического течения" в Институционно-революционной партии, покинул ИРП в 1987 году, выдвинул свою кандидатуру в президенты от Национального демократического фронта — коалиции левых и центристских партий и собрал в 1988 году более 31% голосов. Из сторонников Карденаса, Мексиканской социалистической партии (создана в 1987 году мексиканскими коммунистами и другими левыми организациями) и других движений была образована ПДР. Партия объявила себя наследницей демократических традиций Мексиканской революции, националистической, демократической и народной партией. Она выступила за "независимость страны, в том числе в экономической области, за проведение политических и демократических реформ, децентрализацию и соблюдение прав человека. ПДР подвергла критике неолиберальную политику властей и ее антисоциальные последствия".

Информация о работе Конституция Мексики