Конституция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью работы является характеристика базовых положений конституции на примере Конституции Российской Федерации.
Соответственно в рамках первой главы будет рассмотрены понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства.
Во второй главе буде дана характеристика сущности, принципов и юридических свойств Конституции РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ КАК ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Понятие конституции и ее сущность 5
1.2. Классификация конституций 8
1.3 Основные черты конституции 10
2. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
2.1. Сущность и характерные черты Конституции Российской Федерации 11
2.2. Основные функции Конституции Российской Федерации 13
2.3. Основные черты и юридические свойства Конституции Российской Фе-дерации 14
3. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА КОНСТИТУЦИИ РСФСР
1978 ГОДА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                  3

1. Понятие,  сущность и основные черты  Конституции как Основного Закона  государства             5

1.1 Понятие конституции  и ее сущность              5

1.2. Классификация конституций               8

1.3 Основные черты конституции             10

2. Сущность, принципы и юридические свойства Конституции Российской федерации          11

2.1. Сущность и характерные  черты Конституции Российской  Федерации    11

2.2. Основные функции  Конституции Российской Федерации        13

2.3. Основные черты и юридические свойства Конституции Российской Федерации                 14

3. Основные  отличительные черты Конституции  Российской Федерации 1993 года  Конституции РСФСР 
1978 года                 19

Заключение                26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ          27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституция является основным нормативно-правовым актом, закрепляющим нормы конституционного права.

Принятие Конституции  Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти.

Логика построения новой  Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в  странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах.

Основная роль по обеспечению  взаимодействия властей возложена  Конституцией на Президента, который  согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

При этом конституционная  модель президентской республики в  Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются.

Именно в конституции  устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.

Огромное значение конституции  в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции в рамках данной курсовой работы.

Главной целью работы является характеристика базовых положений конституции на примере Конституции Российской Федерации.

Соответственно в рамках первой главы будет рассмотрены  понятие, сущность и основные черты  Конституции как Основного Закона государства.

Во второй главе буде дана характеристика сущности, принципов  и юридических свойств Конституции  РФ.

В третьей главе будет  проведен сравнительный анализ основных отличительных черт Конституций России 1978 и 1993 г.

В качестве основополагающих источников в курсовой работе будет использованы Конституция РСФСР 1978 года, Конституция Российской Федерации 1993 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, сущность и основные черты Конституции как основного Закона государства

 

1.1 Понятие конституции и ее сущность

Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего  общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Термин "конституция" (с лат. - установление) употреблялся в древнем Риме для обозначения  одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка «основной закон», которая теперь часто используется как синоним слова «конституция».

Термин «конституция»  употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства.

Теоретическое обоснование  необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права.

Конституция в любом  государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

Конституция как Основной закон государства учреждает  политическую форму существования  общества, систему государственных  органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.

В отличие от обычных  законов, Основной закон государства  характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям.

Во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.

Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать  конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию.

Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью  и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, и т.п.

То есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модель указывает что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним.

Если понятие конституции  определяет те общие черты, которые  выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка  сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит  сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний  человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции  выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители  школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается  в воплощении в ней многовекового  опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и  связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская  теория, которая являлась теоретической  основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

 

1.2. Классификация  конституций

Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

По форме закрепления  политической власти различаются монархические и республиканские конституции.

По формам закрепления  государственного устройства конституции  подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, России, Индии, - унитарными – конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

1.3 Основные  черты конституции

Конституцию как нормативный  правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном  значении этого понятия является актом, который принимается народом  или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.

Эта черта конституции  и поныне признается доминирующей в  конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный  характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением –учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Информация о работе Конституция РФ